Providing for reliability and convincingness in computerized scenes
Table of contents
Share
Metrics
Providing for reliability and convincingness in computerized scenes
Annotation
PII
S207751800000069-4-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Alexandr Lavrov 
Affiliation:
Address: Russian Federation, ,
Abstract
Rapid formation of world information space on the basis of modern computer technologies becomes one of the dominants for global science and technology revolution. As a result cutting-edge technologies enter various spheres of society’s activity and introduce crucial changes to understanding future developments in these spheres
Keywords
computerized cinematograph, computerized scenes, mass psychology, crowd
Received
09.10.2009
Date of publication
30.11.2009
Number of characters
21982
Number of purchasers
2
Views
1076
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Цель настоящего исследования - разработка высокоэффективного программного обеспечения автоматизированных информационных систем для компьютерного моделирования массовых сцен и их воссоздания в кинематографическом производстве. Эта работа имеет комплексный характер и опирается на такие дисциплины, как теория кинематографа, социология и компьютерное программирование.

2

Идея современного компьютеризированного кинематографа состоит в том, что создаются искусственные (виртуальные) объекты, которые помещаются в реальную среду [1]. Соотношение виртуальной и реальной компонент может меняться в широких пределах - от 0 до 100%. Одним из основных требований, предъявляемых к новым технологиям, состоит в достоверности и убедительности для зрителя при просмотре готового материала. Это положение тем более актуально, что привнесение в художественную ткань фильма заведомо искусственных элементов требует создания новых адаптивных технологий и методов. Вместе с тем, технологии компьютеризированного кинематографа открывают революционные возможности и перспективы в киноискусстве и киноиндустрии.

3

Технология создания массовых искусственных сцен в плане достоверности и убедительности подразумевает использование особых методов и приемов [2-4]. Очевидно, что переход от традиционного к компьютеризированному кинематографу должен опираться на понимание законов восприятия зрителем кино. Эти вопросы рассматриваются в такой дисциплине как теория киноискусства. Феномен коллективного восприятия кино также требует тщательного рассмотрения, поскольку тесно соприкасается с такими вопросами как психология элементов социума, системы коллективного восприятия и предпочтения.

4 Другим важным моментом проблемы обеспечения достоверности и убедительности при создании массовых искусственных сцен является социологический аспект. Он состоит в том, что исключительное значение имеют вопросы поведения масс людей, представления о степени упорядоченности скоплений людей, социальной психологии и др. Без углубленных знаний в этой области невозможно адекватное отображение массовых сцен в кинематографе.
5 Наконец, третьей составной частью процесса воссоздания массовых сцен в кинематографическом производстве является собственно технологический регламент создания программного обеспечения автоматизированных информационных систем.
6 Концепция Массы - Кино - Массы
7 Как следует из вышесказанного, массы в настоящей работе являются и объектом моделирования и потребителем кинопродукции, играя, тем самым, в данном исследовании ключевую роль. Упрощенно порядок действий в современном компьютеризированном кинематографе может состоять из последовательных шагов:
8
  • исследование поведенческих закономерностей и выработка моделей масс;
  • разработка высокоэффективного программного обеспечения автоматизированных информационных систем для компьютерного моделирования массовых сцен;
  • исследование феномена массового восприятия кинопродукции.
9 Таким образом, формируется элементарный первоначальный цикл М (массы)- К (кино) - М (массы). На каждом следующем цикле происходит воспроизведение той же последовательности на новом уровне с учетом результатов предыдущего цикла. В итоге формула прогресса в современном компьютеризированном кинематографе имеет вид:
10 М - К - М] * N (1),
11 где N- число циклов.
12 Необходимо заметить, что в выражении (1) символы М слева и справа от К не идентичны друг другу. Точнее говоря, они выражают разные понятия, хотя и имеющие высокую степень родства. Назовем их М1 и М2, соответственно.
13 М1-моделированное отображение массы, выработанное на основе учета требований последующей разработки программного обеспечения.
14 М2- обобщенное представление о массовой реакции на кинопродукцию.
15 Таким образом, более корректное выражение (1) может быть представлено в виде:
16 М1 - К – М2] * N (2),
17 Типы человеческих ассоциаций - общие представления, определения, классификация. Масса и толпа.
18 В социологии есть много вариантов для обозначения ассоциаций людей, как некого множества людей, располагающихся в определенном месте в течение некоторого промежутка времени [5-10]. Используются такие понятия, как, масса, толпа, скопление и др.
19 В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
20 Представление о «человеческой массе», как слабо организованной, аморфной совокупности людей, сложилось по аналогии с представлениями о бесформенных физических массах, например: «масса гуляющих текла из центра города к набережной и парку». «Человеческой массе» как наглядно представленному множеству людей синонимично слово «толпа». Несмотря на то, что толпа состоит из множества индивидов, она обычно физически обозрима, и описывается в действии как его единый субъект. На практике, однако, слова «толпа» и «масса» часто используются весьма нестрого, иногда как простые синонимы. Строго говоря, это не всегда корректно. Представляется, что понятие «масса» может рассматриваться как обобщение, определяющее некую абстрактную социальную общность людей. В таком смысле говорят, например, о «трудящихся массах». Понятие «толпа» выражает ситуационно конкретную совокупность представителей людской массы. В этом смысле можно говорить о том, что всякая толпа есть одновременно и масса, но не всякая масса собравшихся в одном месте и в одно время людей есть толпа. Например, «масса народу» на огромном вещевом рынке все-таки не толпа. А большие скопления болельщиков или зрителей на трибунах стадионов остаются «массой» с возможностью трансформироваться в «толпу».
21 Толпа - коллективно-психологический феномен, т.е. конкретная группа непосредственно взаимодействующих друг с другом лиц. Масштаб деятельности толпы ограничен количеством его участников (от нескольких человек до нескольких сот тысяч), временем (минуты и часы), пространством (улица, стадион, поле и т.п.) Толпа может быть неистово-агрессивной, исступленно восторженной, панической.
22 Время существования всякой отдельной толпы коротко, но толпа как вид социальной группы извечна, она может действовать в рамках (и в «порах») разных социально-исторических структур.
23

В настоящей работе принимается определение “масса”, как более общее, чем определение “толпа”.

24

Классификация массы (толпы)

25

Особенность массы (толпы) такова, что она крайне затрудняет их изучение. Внезапность возникновения и исчезновения массы, неопределенность количественных и качественных параметров и многие другие аспекты затрудняют выполнение корректных и воспроизводимых экспериментов. В то же время воссоздать массы в неких модельных лабораторных условиях также представляется маловероятным. В связи с этим, специалисты вынуждены собирать требуемую информацию из печатных изданий, видеоматериалов и других источников.

26

Тем не менее, неоднократно делались попытки установить и исследовать различные стороны массового поведения. В мировой науке накоплен уже некоторый опыт, который в целом соответствует рамкам известных методических подходов социальной психологии [11,12]. В основном, эти методы могут дать значимый результат лишь при их всестороннем использовании, при котором можно добиться воспроизводимости результатов.

27
  • Метод опроса. Это один из наиболее доступных методов исследования массовых явлений. Его результативность зависит от того, насколько четко исполнены основные условия проведения статистически достоверных обследований.
  • Данные систематических наблюдений. В разных странах проблема массовых беспорядков имеет богатую историю, соответствующий опыт обобщен и проанализирован.
  • Экспериментальные методы. Можно указать на три группы методов, которые могут быть полезны при изучении проблем психологии массы (толпы). К первой относятся методы, широко используемые в экспериментальной социальной психологии при исследовании поведения групп и индивидов в группах.
  • Ко второй группе экспериментальных методов следует отнести моделирование поведения толпы. Создать в лаборатории условия, сходные с естественными, крайне затруднительно. И все- таки, такого рода попытки неоднократно предпринимались.
  • Полевое экспериментирование составляет третью группу экспериментальных методов. Многие эксперименты связаны с изучением поведения реальных групп, их данные лишь в какой-то степени применимы к исследованию толпы. Следовательно, возможности и этих методов весьма ограниченны.
28

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Существует большое число вариантов классификации толпы [13,14].

29 Внешние и внутренние особенности толпы
30 Представляет интерес опыт изучения исследователями внешних и внутренних характеристик массы (толпы), которые отражают ее внутренние социально-психологические процессы. В этой связи можно выделить некоторые общие характеристики различных видов массы (толпы).
31 Масштаб массы (толпы).
32 Число участников толпы может меняться в широких предела х - от нескольких десятков человек до нескольких сотен тысяч человек. Этот параметр очень важен, поскольку от численности массы зависят многие ее характеристики:
  • способ осуществления внутренней и внешней коммуникации;
  • внутренняя субструктура;
  • характер и способы взаимодействия с окружающим миром;
  • уровень безопасности участников массы в случае наступления нестандартной безопасности;
  • уровень внешней опасности массы.
33 Геометрические и временные параметры.
34 Размер площади, занимаемой массой, имеет крайне важное значение. При превышении неких критических величин по плотности массы возникают опасные для жизни людей условия. Поскольку скопления людей возникают, как правило, в оживленных местах города - на улицах, площадях, магистралях - длительное нахождение массы в этих зонах вызывает нарушение привычного ритма жизни и способствует возникновению кризисных ситуаций.
35 В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
36 По степени организации:
37
  • Стихийная толпа. Возникает спонтанно, она не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определенному случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.
  • Ведомая толпа. Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флэшмоб (англ. flash mob) — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флэшмобы обычно организуются через интернет.
  • Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворенная толпа, подчеркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с такой расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.
38 По характеру поведения людей:
39
  • Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
  • Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (например, фестиваль, карнавал и т. д.)
  • Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции (например, протест, ликование и т. д.).
  • Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
  • Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:
  • Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
  • Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то или чего-то.
  • Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
  • Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям
40 Существенно отметить, что рассмотренные варианты классификации толпы носят исключительно описательный характер и основываются на наблюдениях над некими реальными событиями. На наш взгляд, имеет смысл рассмотреть данную проблему с более общих позиций.
41 Таким образом, важнейшие признаки толпы (массы) можно подразделить на следующие категории:
42
  1. внешние - масштабы (численность, размер занимаемой территории);
  2. внутренние - отражающие связи между участниками: однородность состава; наличие общих целей; предыстория образования толпы; наличие лидеров и др.;
  3. эмоционально-энергетические – готовность толпы к согласованным действиям; эмоциональным взрывам и спонтанным проявлениям с непредсказуемыми последствиями.
43 Психологические свойства массы (толпы)
44 Основоположником исследований свзяанных с феноменом толпы стал французский социолог Г. Лебон (G. Le Bon) автор книги «Психология толп» [10], внесший значительный вклад в развитее многих социально политических теорий.
45 В середине ХХ века взгляды Лебона подверглись значительной критики, особенно за расистские элементы его теории, однако, он выделили некоторые признаки, которые легли в основу последующих исследований по изучению феномена толпы.
46 Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы [13,15]. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: когнитивной; эмоционально-волевой; темпераментальной; моральной.
47 В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.
48 Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
49 Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность.
50 Особенности рефлексии массы.
51 По-видимому, говорить о мышлении толпы как предельно разупорядоченной массы вряд ли имеет смысл. Толпа в этом состоянии еще не осознает себя как единое целое, не видит целей и не находится в активном взаимодействии с окружающим миром.
52 На более высоких этапах организации в массе (толпе) нарастает компонента внутреннего взаимодействия, складывается подвижная внутренняя структура - выявляются лидеры, ядро, активная и пассивная части.
53 В этот период масса превращается в единое целое, осознает свои цели и проявляет признаки мышления.
54
  • Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям.
  • Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
  • Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
  • Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
  • Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
55 О соотношении индивидуальной и массовой психологии
56 С развитием цивилизации общества, культура накладывает на каждого индивида отпечаток в виде существования определенных норм и запретов. Общество вырабатывает свои законы (законы существования индивида в цивилизованном мире), и выйти за рамки этих законов — значит подвергнуться определенному наказанию. А в толпе каждый индивид обезличен, и может совершать различные противоправные действия, не думая о наказании. Думать — это уже прерогатива сознания. В толпе же вверх берут бессознательные инстинкты. Кроме того, находясь в толпе, любой индивид должен подчиняться внутренним законам толпы, т.е. делать то, что делают другие представители массы, толпы. В итоге масса подчиняет индивида, блокируя его волю и сознание. Или, если рассматривать с позиции психофизиологии, толпа актуализирует инстинкты правого полушария мозга (правое полушарие — мыслит образами, чувствами, а не разумом, в отличие от логики левого полушария мозга). Поэтому сознание индивида блокируется. Такой человек на какое-то время перестает мыслить логически и отдавать отчет в совершении собственных действий. И вверх берут бессознательные, низменные инстинкты, и человек начинает выполнять команды правого полушария мозга.
57 При этом заметим, практически любую толпу со временем охватывает коллективное возбуждение, в результате которого участники толпы становятся менее устойчивы к каким-либо воздействиям. И как следствие — рост безответственности, а значит и бессознательное желанию при совершении каких-либо поступков больше руководствоваться эмоциями и сиюминутными желаниями, нежели чем принципами здравого тестирования реальности.
58 Кроме того, повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом, неким чудодейственным образом вторгаясь в ее энергетику. В результате чего и нарастает общее коллективное возбуждение в массах. А у отдельных индивидов такое коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, быть может, и не свойственных им раннее форм поведения, и уже как следствие — изменение привычек и требований, выдвигаемых к себе как к личности; что может свидетельствовать об общем снижении порога цензуры собственной психики, а также устранении критичности в отношении информации принимаемой извне, и в целом значительно повышает подверженность данного индивида (и массы в целом) к суггестивным воздействиям (к внушению).
59 Другими словами, следует говорить о том, что у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение, вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь принадлежностью к какой-либо общей идее. В результате, человек в толпе, словно загипнотизированный одинаковыми поступками других членов толпы, автоматически (бессознательно) совершает те же самые действия. Иной раз совершают их с маниакальным наслаждением и свойственной в таких случаях жестокостью, совершают так, потому нахождение в толпе позволяет раскрепостить сознание и сделать раннее запрещенное законом, который фактически и является единственным сдерживающим фактором на пути приоритета низменных желаний. Не только сознательность сдерживает большинство людей от претворения в жизнь низменных желаний, а и страх перед последующим наказанием.
60 Рассматривая вопрос проявлений агрессивности в толпе, в массе, доктор политологических наук академик Д.В.Ольшанский выделяет такие варианты агрессивного поведения толпы, как экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия.
61

Описание массы (толпы) как объектов с различной степенью упорядоченности

62

Обратим внимание на один важный аспект, относящийся к существенным характеристикам масс. Этот аспект связан со степенью упорядоченности масс. Представим себе предельно разупорядоченную массу, состоящую из индивидов, располагающимися в определенном месте одновременно, причем какие- либо связи между ними отсутствуют. Под это определение вполне подходит понятие толпа. Вообразить это довольно сложно. Например, прохожие на улице на первый взгляд могут подходить под такое описание, однако при более внимательном рассмотрении этот тезис оказывается несостоятельным. Действительно, внутри этой группы людей действуют правила о взаимной вежливости, этические нормы и др. Поэтому определенный порядок присутствует, по-видимому, в каждой массе.

63

Другой предельный случай - максимальный уровень порядка. К этой категории масс можно отнести воинское подразделение, сотрудников предприятия в период выполнения своих обязанностей и др. Рассмотрим пример воинской части. Как описать характер связей между элементами массы для такой общности? Допустим, что это подразделение, оснащенное современным оружием, и при наступлении определенных условий призванное действовать предельно четко и быстро. Очевидно, что для такой структуры требуются многолетние обучающие процедуры, высочайший уровень взаимодействия и взаимопонимания между элементами. Более того, масса - структура должна обладать свойствами помехоустойчивости и помехозащищенности в период активного противодействия с противником. Такая структура призвана сохранять внутренние связи и при наступлении обстоятельств, при которых существует опасность физическому существованию элементов системы (жизни людей). Таким образом, степень упорядоченности массы может меняться в очень широких пределах и определяется характером связи между элементами массы.

64

Переходя теперь к основам моделирования, можно заключить, что принцип моделирования может включать компоненту физического отображения элементов и систему внутренних и внешних связей, определяющих порядок взаимодействия между элементами и внешние факторы.

65

Выводы 1. Важнейшие признаки толпы (массы), которые можно моделировать компьютерными средствами, можно подразделить на следующие категории:

66
  • внешние - масштабы (численность, размер занимаемой территории);
  • внутренние - отражающие связи между участниками: однородность состава; наличие общих целей; предыстория образования толпы; наличие лидеров и др.;
  • эмоционально-энергетические – готовность толпы к согласованным действиям; эмоциональным взрывам и спонтанным проявлениям с непредсказуемыми последствиями.
67

2. Психологические свойства толпы (массы)- неспособность к осознанию, категоричность, внушаемость и др. – создают основы представлений о характере действия толпы (массы) в зависимости от внешних и внутренних факторов. Что также может быть смоделировано на компьютере.