Social networks in modern world
Table of contents
Share
Metrics
Social networks in modern world
Annotation
PII
S207751800000072-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Irina Bobkova 
Affiliation: associate Professor, GAUGN
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract
Network approach and social networks are recently being paid a special attention in different fields of science. Social network may incorporate a round of certain agents’ relations, informal or socially important relations or services for sustaining social groups or networks. Social networks are used in modeling complex relations between members of a certain community, or between social systems at different levels – from interpersonal to international and from micro to macro levels. Although this term is well-known since 1950s, development of theory and application for social networks gained its particular importance in recent years.
Keywords
social networks, social network analysis, virtual laboratory
Received
02.11.2008
Date of publication
01.12.2008
Number of purchasers
3
Views
1689
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

В последние годы в разных областях науки большое внимание уделяется сетевому подходу, в том числе социальным сетям. Причем, под социальной сетью понимают как круг общения некоторых субъектов, неформальные и социально значимые отношения, так и услуги, способствующие поддержанию социальных групп или сетей. Социальные сети используются при моделировании комплексных взаимоотношений между членами некоторого сообщества, социальными системами на разных уровнях – от межличностного до международного, от микроуровня до макроуровня. Несмотря на то, что термин этот хорошо известен с 50-х годов, именно в течение последних двух десятилетий развитие теории и практики использования социальных сетей приобрело такое большое значение. Сейчас методология социальных сетей используется как в поведенческих моделях, так и при моделировании инноваций, эпидемологии, при изучении миграций, в биотехнических системах, медицине, моделировании культуры, информационных, транспортных и многих других системах.

2

Можно выделить несколько наиболее динамично развивающихся направлений, связанных с применением социальных сетей:

3
  1. изучение «феномена малого мира», в частности эксперименты по применению свойств малого мира к организациям крупного масштаба, например, мегаполисам;
  2. распространение знаний, начиная с микроуровня – компаний, которые заинтересованы в успешном обмене знаниями между своими сотрудниками, анализ условий, необходимых для создания хорошей социальной сети, и факторов, влияющих на формирование доверия к источнику информации и носителям знания, для успешного распределения знаний внутри сети;.
  3. моделирование экономического взаимодействия и анализ стратегий развития бизнеса, слияний, перераспределения полномочий;
  4. организация виртуальных лабораторий, целью которых становится распространение знаний на макроуровне (эти сети широко используют все возможности современных информационных технологий и могут служить моделью организации мирового информационного пространства);
  5. моделирование «хаоса» (в частности, изучение того, каким образом функционирующая при определенных параметрах система при изменении этих параметров приходит в хаотичное состояние).
4

В последние годы в разных областях науки все большее внимание уделяется сетевому подходу, в том числе социальным сетям. Вообще говоря, этим направлением ученые заинтересовались еще в XIX веке. Например, Эмиль Дюркхейм (Emile Durkheim) и Фердинанд Тюнз (Ferdinand Tönnes) рассматривали различные социальные группы как сообщества социальных пар индивидуумов, объединенных формальными и неформальными связями, показали, что теснота связей возрастает, когда индивидуумы осознают, что реальность уже не может быть описана индивидуальными формальными характеристиками. Она (реальность) является не только «механической» (т.е. такой,. в которой различия между индивидуумами сведены к минимуму), но и «органичной» (т.е. такой, в которой действуют индивидуумы с различными независимыми характеристиками). Среди первых экономистов, заинтересовавшихся социальными сетями, можно назвать Георга Симмеля (Gejrg Simmel) Морено (J.L. Moreno), Уарнера (W. L. Warner), Мэйо (E. Mayo). Однако, это были единичные работы, для систематизации которых потребовались годы и даже десятилетия. С конца 50-х годов появляется все большее количество работ социологов, связанных с исследованиями в области развития человеческого общества. В частности, сам термин «социальная сеть» был введен Дж. Барнсом (Манчестерская школа) в работе «Классы и собрания в норвежском островном обществе» в 1954 году. Большой вклад в эту работу вносили и антропологи, пытающиеся строить свои социальные сети. В 1960-70 – х годах в американских университетах появляются группы, которые уже конкретно занимаются этими вопросами (Harrison White, Ivan Chase, Bonnie Erickson, Harriet Friedman,Joel Levin, etc. в Гарварде или группа из Калифорнийского университета: Linton Freeman, John Boyd, Kathryn Faust, Douglas White, etc.). Аналогичные группы появляются и в других американских университетах – Мичигане, Чикаго, Торонто. Этими вопросами занимаются и теоретики теории игр, например, Анатолий Рапопорт.

5

В последней четверти XX века, в период сильно возросшего интереса к социальным и психологическим аспектам развития современного общества, применение социальных сетей и методов их анализа уже становится повсеместным.

6

Анализ социальных сетей – это целое направление структурного подхода, основными целями которого является изучение связей между социальными объектами и исследование причин и условий возникновения этих связей. В настоящее время анализ социальных сетей выделился в самостоятельное научное направление со своей теоретической базой, методами и исследовательскими приемами. Появилось много теоретических работ (A.L.Barabasi, T.L. Friesz, J. Guare, M.E.J. Newmann и др.) Изучение идет и от простого к сложному, и вся структура, и отдельные человеческие отношения, и поведение, и количественные характеристики. Анализ социальных сетей применяется в области социологии, лингвистики, антропологии, психологии, коммуникациях, информатики, биологии, экономики и др. дисциплин

7

В анализе социальных сетей можно выделить 4 подхода:

8
  1. структурный – анализ геометрической формы сети (теории графов) и интенсивности взаимодействия внутри сети (теории сетевого обмена);
  2. ресурсный – анализ привлекаемых субъектом индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения некоторой цели наилучшим образом. В качестве ресурсов в сети могут выступать знания, умения, демографические особенности, уровень богатства, положение в обществе и т.п.;
  3. нормативный – анализ уровня доверия между субъектами сети, правила, нормы, законы, влияющие на поведение субъектов внутри сети, а также процессов их взаимодействия;
  4. динамический – анализ изменений, происходящий в структуре сети с течением времени.
9

Наиболее распространенные методы моделирования социальных сетей – это методы теории графов, блоковые модели, вероятностные модели и другие модели, позволяющие наглядно отображать количественные и качественные свойства социальных субъектов, объектов и их отношения. Часто при моделировании социальных сетей используются так называемые агенто - ориентированные модели. Кроме того, социальные сети считаются комплексными сетями, к которым можно применять методики, которые используются в статистической и нелинейной физике. И это расширяет сферу их применения.

10

Теоретическое и практическое изучение социальных сетей осуществляется в двух направлениях – это анализ уже существующих сетей, их особенностей и свойств и формирование новых социальных сетей.

11 Так как область применения социальных сетей уже достаточно широка, то остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных, направлениях в изучении и анализе социальных сетей. Одним из феноменов социальных сетей является «феномен малого мира» (термин, введенный Каринти (F. Karinthy) и развитый Милграмом (S. Milgram) ).Идея этой гипотезы в том, что путь (связь) между двумя изолированными людьми в человеческом обществе крайне мал. Считается, что любые 2 человека могут быть соединены друг с другом очень короткой связью ( например, я знакома со своим начальником, а мой начальник знаком с Президентом РФ, а В.В. Путин, в свою очередь – с президентом США, следовательно, между мной и Президентом США стоят всего 2 человека). И этот феномен наблюдается среди большого количества естественных и искусственных систем (знание коротких путей в этих системах описываются сетевыми моделями с некоторой вероятностью).
12 Этот термин стал широко употребляться после экспериментов, проведенных в 1967 году Стенли Милграмом (это его фраза «шесть уровней разделения» уже стала классической). Путем рассылки писем знакомым людям он обнаружил, что средняя длина пути между двумя людьми составляет 5 человек. Эти эксперименты были продолжены, и целый ряд ученых получил подтверждение этого феномена. Например, эксперимент по обмену электронными письмами по e-mail’у, проведенный в Колумбийском университете, показал, что двух людей разделяют всего 5-7 звеньев. Безусловно, эту гипотезу нельзя распространить на весь мир в силу большой культурной и языковой разобщенности населения Земли. В частности, многие изолированные племена вообще иногда видят «белого» человека раз в 10-ие, или народы СССР, которые десятилетиями жили за «железным занавесом». Главное в другом. Скорость распространения знаний и информации в мире, квалифицированном как «малый мир», очень высока. А это уже относится к современной цивилизации, переживающей настоящий информационный бум. В настоящее время с такими сетями проводятся многочисленные эксперименты (например, теоретические работы Уаттса и Строгатца (D.J. Watts, S.H. Strogatz), посвященные доказательству того, что в сетях мира людей или машин, подчиненных свойствам «малого мира», добавление малого числа случайных связей сокращает диаметр сети, т.е. самый длинный путь между ее узлами до самого короткого.
13 Интересны эксперименты по применению свойств малого мира к организациям крупного масштаба, например, мегаполисам (A.E. Motter, T.Nishikawa,Ying-Cheng Lai – 2003 – см. Приложение), показывающие что короткие пути, соединяющие входящих в сеть людей, не являются необходимым/достаточным условием для наличия среди них близких друзей, хотя среди познакомившихся людей вероятность иметь общих знакомых выше, чем у двух случайно выбранных. Сети, которые обладают этим свойством, содержат как случайные, так и регулярные компоненты и высоко коррелированы, существует большая корреляция и между дружественными связями у принадлежащих к отправной социальной группе, так же как корреляция между положением людей в разных социальных группах.
14 Несколько другое дело – короткие пути, основанные только на локальной информации. Когда 2 человека знакомятся друг с другом, они как правило, обращают внимание на социальное окружение нового знакомого. И очень быстро обнаруживают общих знакомых. Но авторы решили показать, что короткие пути, соединяющие людей не являются необходимым/достаточным условием для наличия близких друзей, хотя среди познакомившихся людей вероятность иметь общих знакомых выше, чем у 2х случайно выбранных друзей. Сети, которые обладают этим свойством, содержат как случайные, так и регулярные компоненты и высоко коррелированы.
15 Особую роль социальные сети играют в распространении знаний. Это выявляется уже на микроуровне – на уровне компаний, которые заинтересованы в успешном обмене знаниями между своими сотрудниками. Исследования последних лет (D. Levin, R. Cross, E.L. Lessler, etc – 2000-2002) показали, что для успешного распределения знаний внутри сети требуется целый ряд факторов, влияющих на формирование доверия к источнику информации и носителям знаний – общий язык, демографическое и социальное сходство, осмотрительность, поведение и т.п. В связи с этим, создание хорошей социальной сети требует целого ряда условий – понимания того, кто какими знаниями владеет, востребованность конкретных видов знания, исключение «узких мест» сети (людей, стоящих в центре) путем перераспределения их полномочий, изучения поведения и способностей людей, формирующих сеть и т.д. Для эффективного распространения знания в такой сети требуется анализ самого знания, его доступности, участия специалистов из различных структур, возможностей их совместной работы над проектом, свобода обучения и взаимоотношений.
16 Социальные сети широко применяются при моделировании экономического взаимодействия и при анализе стратегий развития бизнеса, слияний, перераспределения полномочий и т.п. Общепринятым стал термин «предпринимательская сеть»: круг общения человека в его работе, бизнесе – коллеги, знакомые, представляющие для него предпринимательский интерес, знакомые знакомых, уровень и структура этих взаимосвязей и т.п., т.е. неформальные, но важные для человека взаимоотношения.
17

На макроуровне построение социальных сетей связано с такими проблемами как распространение информации, взаимопроникновение различных культур, создание интернациональных коллективов, занимающихся решением какой-либо проблемы и состоящих из людей, разделенных языковыми, территориальными или временными рамками.

18

Одним из практических направлений в развитии социальных сетей является организация виртуальных лабораторий, целью которых становится распространение знаний вплоть до формирования «мирового знания». Виртуальная лаборатория – это коллектив исследователей и специалистов из различных организаций, объединенных для максимально продуктивной работы над некоторым проектом с целью получения более быстрых и значительных результатов. Они дают возможность осуществлять руководство и контроль за исследованиями в разных частях планеты и добиваться высоких результатов как на техническом, так и на теоретическом уровне. Эти лаборатории выросли из реальных, традиционных лабораторий и не являются их заменителем. Они представляют собой другой уровень организации взаимоотношений и возможны только при определенном уровне технического развития, так как при территориальной удаленности членов такой лаборатории друг от друга, они должны владеть одним языком, иметь совместимое техническое и коммуникационное оборудование.

19

Техническими аспектами создания виртуальных лабораторий занимаются специалисты в области компьютерной техники, электроэнергетики, механики, специальной техники, информационного обеспечения.

20

Виртуальные лаборатории функционируют на трех основных уровнях:

21
  1. человек – человек – технически эта связь обеспечивается телефонами, книгами, конференциями, письмами, телесвязью. В компьютеризованном аналоге = видеоконференция, Интернет-телефония, электронная почта, телеобразование.
  2. человек – машина (эксперимент) – виртуальные лаборатории создаются для проведения серьезных экспериментов, в которых сбор и обработка данных, части эксперимента, обработка результатов производится в разных организациях, находящихся иногда в разных странах, а весь экспериментов и контроль осуществляется одним из исследовательских центров. Например:
  3. Телеоперация – классический случай: ученый передает команду на оборудование (например, телескоп) через контролирующее оборудование, получая при этом информацию о протекании процесса, т.е. все происходит по цепочке: ученый-оператор – Интернет – контролирующий компьютер (обратная связь) – оборудование.
  4. Телепрограмирование – асинхронный подход к телеоперированию оборудованием в виртуальной лаборатории: ученый формирует задания (команды), которые затем обрабатываются и единым потоком посылаются на оборудование, чтобы быть исполненными в соответствующее время.
  5. человек – метамашина.- концепция, широко освещенная на конференции по коммуникациям в 1998 году (САСМ-98). Дело в том, что многие научные проекты не могут реализоваться потому, что для них требуются огромные базы данных, обрабатываемые на гигантских суперкомпьютерах. Специально созданные цифровые библиотеки как часть информационной структуры виртуальной лаборатории могли бы помочь в решении этой проблемы. В частности, к таким проектам относятся космические и астрофизические программы. Главная проблема здесь – это совместимость баз данных и форм представления данных в системах разных организаций.
22

Возможно, что в скором времени мы будем свидетелями появления еще одного уровня человек – робот (гуманоид). Эти сети широко используют все возможности современных информационных технологий и могут служить моделью организации мирового информационного пространства.

23

Много полезного для развития виртуальных лабораторий было сделано после 17-й конференции CODATA в Италии в октября 2000 г. На ней были сформулированы основные принципы создания и функционирования виртуальных лабораторий, выявлены потенциальные возможности виртуальных лабораторий при проведении и мониторинге глобальных исследований и анализе полученных результатов, выработаны рекомендации для развития виртуальных лабораторий на интернациональном уровне, включая активное вовлечение в их деятельность стран Восточной Европы, России, стран Азии, Африки и Южной Америки, пока мало охваченных этим процессом. Большое внимание было уделено проблемам унификации и стандартизации сбора и хранения информации, созданию цифровых баз данных, доступности информации, хранящейся в крупнейших библиотеках мира – Библиотеки Конгресса США, Национальных библиотек Лондона, Парижа, Токио, Ленинской, библиотек университетов.

24

Одним из наиболее развитых направлений работы виртуальных лабораторий является био-безопасность, эпидемиология, медицина и био-информатика. Другое широко представленное направление – физические науки: физика, биофизика, физхимия, геофизика. За последние годы учеными разных стран, объединившимися в лабораторию под эгидой ЮНЕСКО с целью изучения земных катаклизмов и геофизических процессов мирового океана, были достигнуты значительные результаты, невозможные при деятельности в рамках одной страны или института. Больший возможности виртуальные лаборатории предоставляют и при изучении мониторинга окружающей среды и нетрадиционной энергетики (под руководством институтов при Еврокомиссии и Европейского Агентства по окружающей среде, Копенгаген).

25

Особый интерес представляют социальные сети при моделировании «хаоса». В частности, при изучении того, каким образом функционирующая при определенных параметрах система при изменении этих параметров приходит в хаотичное состояние. Это – новое, перспективное направление в моделировании нестабильных систем

26

В рамках работ по экономике знаний, проводимых в ЦЭМИ РАН, наибольший интерес вызывают исследования, связанные с использованием социальных сетей при формировании «общества знаний», созданием виртуальных лабораторий для формирования «мирового знания», с моделированием искусственных обществ. При моделировании социальных сетей используются так называемые агент – ориентированные и вычислимые компьютерные модели.

Comments

No posts found

Write a review
Translate