A review of articles of the JASSS
Table of contents
Share
Metrics
A review of articles of the JASSS
Annotation
PII
S207751800000095-3-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Viktor Istratov 
Affiliation: Cemi RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract
Over the past two years JASSS has been presented several models describing the particular processes in society or changes society in aggregate. There are some of them in summary below.
Keywords
artificial societies, agent based models, model for a simple Luhmann economy
Received
15.10.2006
Date of publication
30.11.2006
Number of purchasers
0
Views
1226
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

1.ПеттерХольмеиАндреасГрёнлунд (PetterHolmeandAndreasGronlund) (2005) Моделированиединамикимолодежныхсубкультур (ModellingtheDynamicsofYouthSubcultures) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 8, no. 3 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/8/3/3.html).

2

Что приводит к возникновению молодежных субкультур наподобие панк, хиппи, поп-культуры? Как связано развитие этих субкультур в мировом масштабе с поиском самоидентификации? Подростки стремятся самоопределиться, примыкая к группам сверстников: чем больше группа, тем больше вероятность того, что подросток к ней примкнет. С возрастом привлекательность субкультур уменьшается. Авторы выделяют три стадии развития субкультуры: стадию роста, квази-постоянную стадию и стадию окончательного упадка. В работе используется инструментарий теории графов, а сама программа написана на языке С++.

3

2.АнсельмФляйшманн (Anselm Fleischmann) (2005) МодельупрощеннойэкономикиЛуманна (A Model for a Simple Luhmann Economy) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 8, no. 2 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/8/2/4.html).

4

В работе представлена имитационная модель упрощенной экономики Луманна (Nicklas Luhmann), выросшей из социологических теорий Никласа Луманна. Исследуется влияние изменений горизонта наблюдения (как далеко видит агент: сколько агентов попадает в поле его зрения при изучении им цен; чем меньше горизонт, тем больше время достижения равновесия), траектория движения экономики от начального состояния к состоянию равновесия (это движение занимает слишком много модельного времени, и модель не предлагает единой траектории), чувствительность модели к неравномерности первоначального распределения ресурсов (в случае сильной неравномерности установления равновесия отдаляется). Модель также подтверждает гипотезу Луманна о том, что развитие экономики усугубляет экономическое неравенство. Модель выполнена в среде MS Excel с использованием языка Visual Basic.

5

3.СтивенЯнгер (Stephen Younger) (2005) Обмен, санкциииразвитиевзаимныхобязательстввэгалитарныхобществах (Reciprocity, Sanctions, and the Development of Mutual Obligation in Egalitarian Societies) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 8, no. 2 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/8/2/9.html).

6 В модели исследуются особенности взаимодействия агентов и влияние наказаний на членов эгалитарного общества. Автор приходит к выводу в эгалитарных обществах максимизируются взаимные обязательства членов общества с целью недопущения дискриминационного распределения ресурсов. Альтернативные методы распределения, как то: распределение по родству или распределение между теми, кто предлагает что-либо взамен – приводят к ослаблению взаимных обязательств. При введении в модель краж и наказаний за кражи взаимные обязательства оказываются тем сильнее, чем выше нетерпимость к кражам в сообществе. Коллективные меры наказания, как остракизм, приводят к уровню взаимных обязательств, сопоставимому с ситуацией высокой нетерпимости к кражам, но при этом значительно повышается риск распада общества. Вероятность долгосрочного выживания была наибольшей, когда терпимость к преступлениям была наибольшей или наименьшей. Модель выполнена на языке Visual Basic.
7

4.М. АфзалУпал (M. Afzal Upal) (2005) Имитациявозникновенияновыхрелигиозныхтечений (Simulating the Emergence of New Religious Movements) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 8, no. 1 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/8/1/6.html).

8

На основе когнитивной теории новых религиозных движений (Cognitive Theory of New Religious Movements, CTNRMS) и AIM-модели (Agent-based Information Entrepreneur Model) автор исследует теорию религии и в частности возникновение новых религиозных течений, преодолевая проблему огромного числа произвольных взаимозависимых переменных. Автор задается вопросами: являются ли решения, предложенные новыми религиозными лидерами, хорошими решениями и являются ли они наилучшими с точки зрения самих лидеров. Эксперименты показывают, что далеко не всегда лидеры предлагают хорошие решения социальных проблем, но, как ни парадоксально, эти решения все же нередко становятся полезными, если в сообществе укореняются нормы, предложенные новыми религиозными лидерами. В этом случае возникают обособленные социальные группы. Модель выполнена на языке Java.

9

5. Иоганн Коттонау и Клаудиа Паль-Востл (JohannesKottonauandClaudiaPahl-Wostl) (2004) Моделирование политических предпочтений и поведения на выборах (Simulatingpoliticalattitudesandvotingbehavior) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 7, no. 4 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/7/4/6.html).

10

В статье представлена имитационная модель формирования и изменения политических предпочтений, а также силе этих предпочтений на поведение человека. Автор объединяет сразу несколько теоретических подходов (рассматривается двухпартийная система, где на принятие решения индивида оказывают влияние СМИ, межличностное общение и активность партий), проверяя затем свою модель на данных по голосованиям в ФРГ. Результаты экспериментов хоть и оказались логичными, однако они не всегда соответствовали реальным исходам выборов. Модель разработана в среде Quicksilver, выполненной на языке Java.

11

6. Равви Бхавнани (Ravi Bhavnani) (2003) Адаптирующиеся агенты, политические институты и гражданские традиции в современной Италии (Adaptive Agents, Political Institutions and Civic Traditions in Modern Italy) Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 6, no. 4 (http://jasss.soc.surrey.ac.uk/6/4/1.html).

12

В данной статье автор моделирует гражданские процессы в Италии, начиная с 14 века, на основе работы Роберта Путнама (Robert Putnam, Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy). В основе модели лежат понятия социального капитала и межличностного взаимодействия. Автор делает выводы, что отсутствие границ между гражданским севером Италии и негражданским югом поспособствовало развитию личных контактов, но в то же время в целом привело к ослаблению гражданских основ общества за счет влияния юга. Также автор замечает, что чем раньше в обществе случается политический шок, тем лучше для дальнейшего развития гражданского общества. Ну и конечно, исторически разные политические режимы на севере и юге страны не могли не повлиять на развитие гражданских институтов. Не выясненным, по мнению автора, остается влияние плотности населения на развитие гражданских институтов. При реализации модели использовался пакет MATLAB.

13

7. Применение гибридных агенто-ориентированных систем для моделирования пространственно-зависимых розничных рынков (Using Hybrid Agent-Based Systems to Model Spatially-Influenced Retail Markets; http://jasss.soc.surrey.ac.uk/9/3/2.html).

14

В данной модели авторы анализируют розничной рынок бензина в графстве Западный Йоркшир, Великобритания. Гибридной модель названа в силу того, что авторы объединяют собственную модель поведения агентов – продавцов бензина, с SI-моделью (spatial interaction model), которая определяет поведение покупателей бензина. Компьютерная реализация модели выполнена на языке Java.

15

Каждый продавец бензина (бензоколонки, как входящие в крупные национальные или международные заправочные сети, так и независимые, а также супермаркеты) описываются двумя параметрами: цена бензина на данной заправочной станции и производственные издержки. Цель продавца – максимизировать прибыль. Продавцы имеют возможность «наблюдать» цены в некоторой окрестности своей бензоколонки на заправочных станциях конкурентов. Радиус «наблюдения» задается при инициализации модели и остается постоянным. Если цена конкурентов отличается от собственной цены продавца, то он устанавливает ее на уровень конкурентов, при этом продавец учитывает расстояние до конкурента таким образом, что чем дальше находится конкурирующая бензоколонка, тем меньше она влияет на решение об изменении цены. Дополнительно вводятся два ограничения: цена не может падать ниже какого-то определенного уровня и прирост цены не может выходить за определенные рамки (и минимальный уровень, и диапазон прироста цены фиксируются перед запуском модели и в ходе работы модели не пересматриваются).

16

В зависимости от динамики прибыли продавец выбирает стратегию поведения: 1) если прибыль растет, то действующая тактика (повышать/снижать цену) применяется и дальше; 2) если прибыль падает, то цену повышают; если прибыль продолжает падать, то цену снижают; 3) если прибыль постоянна в течение двух итераций, то цену не меняют.

17

Объемы продаж каждой бензоколонки определяется, исходя из двух уравнений: S0ij=δjexp[-βdij-λpj](1+ε) и Sij=(S0ijS0ij)HiF, где Sij – количество бензина, проданного j-ой бензоколонкой i-ой когорте автовладельцев; δj принимает значение 1, если j-ая бензоколонка продает бензин и 0 – в противном случае; dij – расстояние между j-ой бензоколонкой и i-ой когортой автовладельцев; pj - цена бензина на j-ой бензоколонке; Hi – количество домохозяйств в i-ой когорте автовладельцев; F – расход бензина одним автомобилем в сутки; ε – случайная величина.

18

Авторы исходят из предположения, что в основном автомобилисты покупают бензин по дороге на работу, а не ездят за ним специально. Поэтому дополнительно была использована сетевая модель определения кратчайшего пути: был составлен граф, узлы которого обозначали «центры тяжести» округов графства, взвешенные по количеству населения, а грани соответствовали расстояниям между ними. Автомобилисты могут передвигаться из узла в узел (из дома на работу и обратно) при необходимости через другие узлы по граням графа. Использование подобной сетевой модели заметно изменило распределение потребителей по территории графства, придав ему большее правдоподобие.

19

Для проверки надежности модели авторы имитировали резкое изменение цены бензина на одной случайно взятой бензоколонке, изменение производственных издержек на бензоколонках, а также сравнили карту прибыльности бензоколонок графства с более поздними данными о том, какие бензоколонки были вынуждены закрыться. Во всех случаях проверки были пройдены.

20

Поскольку средние экономические показатели деятельности заправочных станций в графстве (такие, как прибыльность, объем продаж бензина и т.п.) модель, по собственному признанию авторов, определяет примерно на том же уровне, что и регрессионные модели, то наиболее интересным результатом оказывается возможность оценить географическое распределение центров прибыли и убыточности розничного рынка бензина и некоторых других экономических показателей.