ECONOMIC ROLE OF SOCIAL CAPITAL IN EFFECTIVE ACTIVITY OF MULTI-LEVEL ECONOMIC SYSTEMS
ECONOMIC ROLE OF SOCIAL CAPITAL IN EFFECTIVE ACTIVITY OF MULTI-LEVEL ECONOMIC SYSTEMS
Annotation
PII
S207751800000129-0-1
DOI
10.18254/S0000129-0-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Nataly Trofimova 
Affiliation: CEMI RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract
In work, social capital is viewed from the point of view of the links between the individual levels of the economic system. Economically, social capital allows to reduce transaction costs, therefore, to maximize the profit of economic entities. To analyze the factors characterizing the social capital of individual levels, the data of the Russian Monitoring of the Economic Situation and Health of the Population (HSE) for the period 2008 - 2016 were used. The study of the panel data obtained was carried out on the basis of three types of models: cross-section regression, regression with random effects, and regression with fixed effects. Stata 10.0 was used for analysis. The conducted research has shown that the individual social capital of the entrepreneur has a significant impact on the profitability of the firm. In addition, the individual social capital of the head of the firm is an integral part of the company's social capital, i. e. public social capital.
Keywords
enterprise efficiency, multi-level economic systems, social capital, cluster analysis, panel data analysis, econometric models
Received
06.09.2018
Date of publication
08.11.2018
Number of characters
25920
Number of purchasers
3
Views
304
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1
  1. Современная экономика – сложная многоуровневая система
2 Современная экономика – это сложная многоуровневая система с большим количеством связей между элементами, имеющая иерархическую структуру и включающая несколько устойчивых уровней организации. Эти уровни могут рассматриваться в различных аспектах. Чаще всего при анализе построения иерархической системы экономики используется фактор управления всеми областями деятельности, в т. ч. отраслевой и территориальной. В этом случае выделяют следующие уровни экономической системы: макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Примером макросистемы может служить государство с его сложной социально-экономической структурой. К мезосистемам можно отнести федеральные округа, субъекты РФ и т.д. Примерами микросистем являются города, муниципальные округа и т.п.
3 В нашем случае более применима структура экономики, в основе которой лежит фактор отношения и взаимосвязи индивидов по поводу имущественных отношений и организационных форм хозяйственной деятельности. В этом случае выделяют следующие уровни: традиционные экономические системы, корпоративные экономические системы, рыночные экономические системы, экономические системы, регулируемые государством, и глобальные экономические системы.
4 Под традиционными экономическими системами понимают системы, в которых индивид собственным трудом связан с группой различного рода объектов. Примером таких систем в настоящее время являются домохозяйства. В основе любого домохозяйства находятся отношения собственности, которыми обладает один из членов домохозяйства, чаще всего, - глава семьи, от личных качеств которого зависит получение дохода. Для всех видов домохозяйства характерно следующее: воспроизводство человеческого капитала, территория проживания, бюджет и семейно-родственные связи.
5 Корпоративные экономические системы представляют собой системы более высокого уровня. Примером корпоративных экономических систем являются предприятия, в которых механизм координации действий индивидов направлен на получение максимальной прибыли и повышение своего благосостояния. Часто на таких предприятиях используется акционерная форма, когда головная компания приобретает контрольный пакет акций другой компании. Таким образом, возникает многоступенчатая структура взаимосвязанных предприятий с головной компанией - фирмой. Именно эти предприятия являются главным институтом производства основной массы товаров и услуг. В настоящее время предприятия (фирмы) создаются для производства сложного продукта с целью снижения всех видов издержек. Причем работники, являясь акционерами, приобщаются к делам управления компанией и представляют собой элементы деятельности фирмы в социально-экономическом отношении.
6 В рыночных экономических системах превалирует общественное производство, которое характеризуется разнообразием форм собственности, свободным предпринимательством и наличием товарно-денежных связей между хозяйствующими субъектами. Рыночная экономика представляет собой систему взаимосвязанных рынков, таких как рынок рабочей силы, рынок капиталов, инвестиций и т.д. В рыночной системе функционируют рынки товаров и услуг. На таких рынках взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия, заключая сделки. Размеры рынка определяют по количеству и суммарному объему сделок в денежном эквиваленте, которые заключаются контрагентами. Особенности рынка разных стран включают такие параметры, как соглашения по сделкам (формальные и неформальные), степень централизации по сделкам на уровне фирмы, региона, отрасли, страны, и т.д. Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, которые взаимодействуют между собой и связывают воедино общественное производство с потреблением, а также предприятия и домохозяйства.
7 Эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание как рыночных, так и государственных регуляторов. Экономика, регулируемая государством, представляет собой систему предприятий, непосредственно связанную с государством, и включает такие субъекты, как центральное правительство, центральный банк, национальный пенсионный фонд, различные органы власти и государственные учреждения на региональном и местном уровне. Государство способствует эффективной хозяйственной деятельности, создает законы, определяющие рамки предпринимательской деятельности, выступает в роли агента, объединяя более низкоорганизованные экономические системы, например домохозяйства, в единую национальную экономику. В современном мире экономическая роль государства как субъекта рынка неуклонно возрастает, особенно это важно для поддержания макроэкономического равновесия и стабильности, а также для преодоления последствий циклических кризисов. Во всех странах с высокоразвитой национальной экономикой государственные предприятия могут рассматриваться как крупные предприниматели.
8 Глобальные экономические системы – это уровень рыночных экономических систем, который формируется посредством интеграции национальных экономик в межгосударственные торговые и финансовые организации, а также в экономические объединения. Глобальная экономическая система или мировое хозяйство – это система национальных экономик всех стран мира с учетом их экономических взаимосвязей и взаимоотношений. Взаимодействие национальные экономик происходит посредством заключения экономических соглашений, создания международных экономических организаций, обмена научно-технической информацией, миграции рабочей силы, вывоза капитала, ведения внешней торговли и т.д. Примерами экономических систем нового типа являются такие экономические межгосударственные объединения и союзы, как Европейский союз (ЕС, 1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли и инвестиций (НАФТА, 1992г.) с участием Мексики, США и Канады, Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС, 1975г.) и т.д.
9

Рассмотрев основные уровни современной экономики можно сделать следующие выводы. Во-первых, основным фактором, характеризующим проанализированные уровни по поводу имущественных отношений и организационных форм хозяйственной деятельности, являются индивид или группа индивидов. Во-вторых, механизм координации действий индивидов направлен на получение максимальной прибыли и повышение благосостояния. Одним из направлений достижения поставленной цели является снижение транзакционных издержек.

10

2. Социальный капитал как фактор снижения транзакционных издержек

11

Анализируя основные концепции социального капитала, можно сделать вывод, что существуют различные определения социального капитала, которые зависят от решаемых исследователем задач. По нашему мнению понятие социального капитала в экономическом аспекте предполагает наличие социальных связей, которые служат ресурсом для получения прибыли в результате снижения транзакционных издержек (Трофимова, 2017). Таким образом, экономическое значение социального капитала заключается в уменьшении издержек на формальные правила и бюрократические процедуры.

12 Для индивидов выгода от социального капитала состоит в повышении уровня жизни (повышение качества образования, квалификации, улучшение медицинского обслуживания и т.д.), расширении возможностей трудоустройства, использовании различных видов услуг и т.п. На уровне групп, представляющих разные виды организаций индивидов и общества в целом, выгоды от социального капитала выражаются в виде снижения текучести кадров, коллективного прироста знаний, накопления и передачи социального опыта, удешевления бюрократической машины и т.д. До сих пор не существует единого мнения относительно определения социального капитала как однозначного блага для общества. Высокий уровень доверия в группе может вылиться в создание преступной группировки (Трофимова Н.А., 2012).
13 В данной работе социальный капитал рассматривается с точки зрения связей между отдельными единицами экономической системы. В качестве таких единиц могут рассматриваться группы организаций (фирм), одна организация (фирма), отдельный индивид и т.д. Если исследуется социальный капитал отдельного индивида, то мы будем говорить об индивидуальном социальном капитале. Если анализируется социальный капитал группы организаций, отдельной организации или группы индивидов, то – об общественном социальном капитале (Трофимова, Крапивина 2013). Чем больше частота и чем выше качество связей, тем продуктивнее будут отношения между элементами, как в социальном, так и в экономическом смысле (Трофимова, 2015).
14

По мнению многих ученых индивидуальные свойства предпринимателя являются главным условием успешного бизнеса. К индивидуальной характеристике предпринимателя можно отнести демографические факторы такие, как возраст, образование, пол, расовая принадлежность, такой фактор, как деловой опыт предпринимателя, который, как правило, положительно влияет на предпринимательский успех в бизнесе. Успех предпринимателей также зависит от помощи со стороны других людей, которая может быть оказана в виде формальной и неформальной поддержки (доверия). Кроме того, люди, у которых есть значительные социальные ресурсы (друзья, родственники, членство в организациях), более активно занимаются предпринимательской деятельностью. В работах (Трофимова, 2012) доказано, что к факторам, характеризующим индивидуальные свойства предпринимателей, необходимо добавить такие факторы, как материальное положение, состояние в браке, наличие и число детей, уровень здоровья предпринимателя.

15 Все перечисленные факторы связаны с определением индивидуального социального капитала. Одни непосредственно характеризуют индивидуальный социальный капитал, например наличие социальных связей. Другие являются косвенными характеристиками индивидуального социального капитала, например возраст, опыт работы в сфере предпринимательской деятельности и т.п. Более подробно влияние перечисленных факторов на деятельность предпринимателя рассмотрено в работе (Трофимова, 2015).
16 Проведенные исследования показали, что для успешной экономической деятельности фирмы существенную роль играют три вида факторов. Кроме индивидуальных свойств владельца, к ним относятся: характеристика фирмы и стратегические инструменты, используемые при ведении бизнеса. Исходя из нашего определения социального капитала, будем считать, что факторы, характеризующие фирму и стратегические инструменты, принадлежат к сфере общественного социального капитала.
17 К факторам, характеризующим социальный капитал фирмы, относятся политический ресурс фирмы (принадлежность руководства фирмы к политическим партиям), количество сотрудников фирмы, доверие к руководству фирмы, доверительные отношения между сотрудниками фирмы, наличие дочерних предприятий и непосредственное участие руководства фирмы в социальных сетях. Первый и последний из перечисленных факторов могут быть отнесены к внешним факторам, а остальные - к внутренним факторам. Таким образом, общественный социальный капитал отражает влияние, как внутренних факторов, так и внешних факторов, т.е. представляет согласование интересов в многоуровневой системе (государство – отрасль - предприятие).
18

3. Оценка влияния факторов, характеризующих социальный капитал, на эффективность экономической деятельности фирм

19

Оценка влияния факторов, характеризующих индивидуальный и общественный социальный капитал фирмы, проводилась на основе построения регрессионных моделей, позволяющих измерить влияние выбранных факторов на успешность экономической деятельности фирмы (Трофимова, 2016). Для определения роли каждого из перечисленных факторов были сформулированы и проверялись соответствующие гипотезы.

20 Для обработки панельных данных и построения регрессионных моделей использовался пакет Stata 10.0. Исследование проводилось отдельно для факторов, хаарактеризующих общественный социальный капитал и для факторов, характеризующих индивидуальный социальный капитал.
21

В случае анализа факторов, характеризующих индивидуальный социальный капитал количество исследуемых объектов (российских предпринимателей) составило 1152 человека. Исследуемый период наблюдений представлен ежегодными отчётами по опросам в течении восьми лет (2008 – 2016 гг.). В качестве зависимой переменной использовался показатель «удовлетворённость материальным положением» (financial_satisfaction). Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в качестве объекта исследования рассматривались российские предприниматели без разделения по гендерному признаку. На втором этапе исследование проводилось отдельно для мужчин-предпринимателей и отдельно для женщин-предпринимателей. На третьем этапе анализировалось влияние таких факторов, как уровень доверия к коллегам по работе и образование. Они не вошли в общую модель, т.к. не все респонденты давали ответ на соответствующие вопросы.

22 Для анализа использовались три вида регрессионых моделей, применяемых для исследования панельных данных: сквозная регрессия, регрессия со случайными эффектами и регрессия с фиксированными эффектами.
23 Результаты моделирования показали, что наиболее существенным фактором для успешности бизнеса является уровень доверия к коллегам по работе. Следующим по значимости является фактор, характеризующий удовлетворенность заработной платой. Также была установлена тесная связь уровня доверия с уровнем образования и с гендерным признаком. Исследование по гендерному признаку показало, что предпринимателям женского пола доверяют больше, чем предпринимателям мужского пола. Результаты исследования представлены в работе (Трофимова, 2017).
24

В случае анализа факторов, характеризующих общественный социальный капитал, индивидуальный социальный капитал владельца фирмы рассматривался как часть социального капитала самой фирмы. Это связано с тем, что руководитель является частью коллектива и способен принимать решения, которые могут отразиться на итоговых показателях деятельности организации. В результате были выдвинуты две гипотезы: H1: Факторы, характеризующие индивидуальный социальный капитал владельца фирмы, положительно влияют на эффективность деятельности фирмы. H2: Факторы, характеризующие социальный капитал фирмы, положительно влияют на эффективность деятельности фирмы.

25 Для анализа использовались данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2016 г. (волна 25). Выборка составила более 15000 респондентов. Для выявления необходимой группы был применен агломеративный иерархический метод кластерного анализа, который позволил выявить владельцев фирм, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и акционерами без участия в управлении компании. Расчеты проводились в пакете STATISTICA 6.0. В качестве расстояния между объектами использовалось евклидово расстояние, а в качестве расстояния между кластерами был применен метод Варда.
26

Полученная выборка представляет собой пространственные данные (cross-sectional data). Для проверки выдвинутых гипотез использовался регрессионный анализ (пакет STATISTICA 6.0). Результаты расчетов представлены в табл.1. В скобках указана t – статистика.

                                                                                                                                                                         Таблица1

Независимые переменные Модель «Образование» Модель «Брак» Модель «Религиозный культ» Модель «Социальные сети»
cons (константа) 7.836 (18.0) 8.535 (70.46) 8.073 (39.32) 8.880 (73.74)
number of classes (количество оконченных классов) 0.192 (2.05)      
additional education (дополнительное образование ) 0.770 (2.82)      
specialized secondary education (среднее специальное образование) -0.012 (-0.09)      
secondary education (среднее образование) -0.078 (-0.70)      
higher education (высшее образование) 0.016 (0.12)      
level of education (максимальный уровень образования) 0.035 (0.91)      
Marriage (брак)   0.910 (86.83)    
Religion (посещение религиозных организаций)     0.900 (51.53)  
Classmates (Одноклассники)       0.289 (1.69)
Vkontakte (Вконтакте)       -0.224 (-1.18)
Facebook (Фейсбук)       0.319 (1.36)
Twitter (Твиттер)       0.528 (2.01)
F-критерий 2690.1 7537.2 2655.8 3978.6
R-squared 0.95 0.96 0.97 0.97

Источник: расчеты автора

 

27

Как следует из табл.1 гипотеза H1 подтвердилась, так как большинство выбранных факторов, характеризующих индивидуальный социальный капитал, оказались значимыми. Для них характерно влияние на социальный капитал фирмы опосредованно через индивидуальный социальный капитал владельца фирмы. Среди факторов, характеризующих уровень и наличие образования, значимыми оказались факторы: наличия дополнительного профессионального образования и количество полных оконченных школьных классов. Исходя из этого, можно заключить, что дополнительное профессиональное образование способствует накоплению индивидуального социального капитала через расширение круга лиц, занимающегося аналогичным бизнесом. Например, компании, занимающейся предоставлением бухгалтерских услуг, которой руководит человек, прошедший соответствующие профессиональные курсы, будет легче найти новых специалистов. Помимо этого руководитель, поддерживая контакты с бывшими сокурсниками, может получать дополнительные заказы. Это широко распространённая практика, когда одни компании передают какие-либо заказы или же обращаются за помощь в выполнении собственных крупных проектов к знакомым, тем самым снижая транзакционные издержки. Что касается школьного образования, то можно предположить, что школа способствует приобретению социальных контактов, которые могут сыграть роль в дальнейшей успешной коммерческой деятельности. Стоит отметить, что это связанно не только со временем, проведенным бывшими учениками вместе, но и с тем, что в старших классах индивид имеет более осознанное поведение и уже начинает выстраивать необходимые ему социальные связи. Что касается среднего, среднего специального и высшего образования, то эти факторы оказались незначимыми.

28 Фактор брака оказался значимым. Это не случайно, брак способствует расширению круга доверенных лиц за счет приобретения новых родственных связей. Также брак зачастую расценивается как «социальный лифт», что тоже может сыграть немаловажную роль в наращивании индивидуального социального капитала. Дополнительно можно упомянуть, что человек семейный обычно вызывает большее доверие в глазах окружающих. А наличие детей может дополнительно способствовать укреплению доверия в глазах окружающих.
29

Еще одним фактором социального капитала, которому в современных исследованиях не уделялось достаточного внимания, является фактор религиозной принадлежности владельцев фирм. В наших исследованиях этот фактор оказался значимым, т.е. наличие социальных связей в подобных группах положительно влияет на индивидуальный и общественный социальный капитал. Наличие этого фактора позволяет получить фирме доступ к клубным ресурсам, или получить дополнительный доход за счет заказов, поступающих от членов соответствующей религиозной группы. В качестве примера можно привести религиозные группы национальных меньшинств. В этих группах предпочитают работать с представителями своих социальных групп. В них установлены прочные личные связи, доверительные отношения. Дополнительно сама социальная группа может выступать как внешний регулятор. Злоупотребление доверием может привести к порицанию или исключению из такой социальной группы.

 

30

Для анализа роли социальных сетей как фактора индивидуального социального капитала были использованы такие сети, как Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, Твиттер (наличие аккаунтов в социальных сетях у респондентов). Как следует из табл.1 самая непопулярная социальная сеть оказывает самое большое влияние на индивидуальный социальный капитал. Этой социальной сетью является Твиттер. Такой результат может быть связан с рядом причин. Прежде всего, Твиттер является более элитарной социальной сетью по сравнению с остальными. Эта сеть часто используется многими официальными лицами как личный официальный источник. Твиттер в меньшей степени используется для получения развлекательного контента, а также в качестве рекламного инструмента. И самое главное – Твиттер-сообщество достаточно целостная и прозрачная структура. Владелец фирмы может использовать подобный аккаунт в качестве одного из инструментов расширения своей клиентской базы. Частое упоминание и прозрачность бизнеса формирует у пользователей лояльное, доверительное отношение к нему. Кроме того, пользователи Твиттера имеют больше доверия друг к другу, чем в остальных социальных сетях. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств для расширения своих социальных связей (социального капитала) является Твиттер.

31

Результаты проверки гипотезы Н2 представлены в табл.2.

 

Таблица 2

 

Независимые переменные Модель «Доверие»
cons (константа) 9.379 (89.15)
trust in management (доверие к руководству) 0.429 (2.38)
trust your colleague (доверие к коллегам) 0.477 (2.65)
F-критерий 6631.1
R-squared 0.98

Источник: расчеты автора

32

Как следует из табл. 2 (в скобках указана t – статистика), гипотеза H2 подтвердилась, так как все выбранные факторы оказались значимыми. Доверие к руководству или другим совладельцам фирмы положительно влияет на эффективность деятельности фирмы. В фирме с высоким уровнем социального капитала можно достичь слаженного руководства всеми процессами. Кроме того это позволяет снизить транзакционные издержки благодаря отсутствию необходимости в высокой степени формализации отношений. Со стороны работников фирмы доверительные отношения также оказывают положительное влияние на эффективность ее деятельности. В результате в коллективе создается атмосфера, которая положительно влияет на мотивацию сотрудников. Кроме того в коллективах с высоким уровнем доверия более простое взаимодействие между отделами и отдельными сотрудниками. Это влияет на качество и скорость выполнения заданий. Фирма не нуждается в лишних кадрах, занимающихся управлением и координацией. Коллектив самостоятельно, при высоком уровне доверия, способен организовывать эффективный рабочий процесс без внешнего арбитра. Стоит также отметить, что в таких коллективах осуществляется внешнее неформальное давление, что способствует тому, что сотрудники стараются максимизировать свою полезность. В сплочённом коллективе с доверительными отношениями сотрудники стараются работать эффективнее.

33

Таким образом, статистически значимыми оказались факторы, характеризующие индивидуальный социальный капитал владельца фирмы. К ним относятся уровень образования владельца фирмы (особенно дополнительное образование), состояние его в браке (контакты родственного окружения с внешним миром), посещение владельцем фирмы мест религиозного культа (через членство в общинах легче установить нужные связи), а также участие в социальных сетях, из которых статистически значимым является наличие аккаунта в Твиттере. Среди факторов, характеризующих социальный капитал фирмы, положительно влияют на эффективность деятельности фирмы уровень доверия к руководству фирмы и уровень доверия среди сотрудников фирмы.

34 Заключение
35 Современная экономика – это сложная многоуровневая система с большим количеством связей между элементами. Она имеет иерархическую структуру и включает несколько устойчивых уровней организации. Основным элементом, характеризующим уровни по поводу имущественных отношений и организационных форм хозяйственной деятельности, являются индивид или группа индивидов. Механизм координации действий индивидов направлен на получение максимальной прибыли и повышение благосостояния. Это может быть достигнуто за счет снижения транзакционных издержек.
36 Одним из факторов снижения транзакционных издержек является социальный капитал, экономическое значение которого заключается в уменьшении издержек на формальные правила и бюрократические процедуры.
37 В работе социальный капитал рассматривается с точки зрения связей между отдельными уровнями экономической системы. В качестве таких уровней были выбраны группы организаций (фирм), одна организация (фирма) и отдельный индивид (индивидуальный предприниматель или глава фирмы). Для социального капитала группы организаций, отдельной организации или группы индивидов введено понятие общественного социального капитала. Для социального капитала отдельного индивида введено понятие – индивидуального социального капитала.
38 Проведенное исследование показало, что индивидуальный социальный капитал предпринимателя оказывает значительный влияние на доходность фирмы. Кроме того индивидуальный социальный капитал руководителя фирмы является составной частью социального капитала фирмы, т.е. общественного социального капитала. Это связано с тем, что руководитель является частью коллектива и способен принимать решения, которые могут отразиться на итоговых показателях деятельности организации. Дополнительно руководитель фирмы зачастую является одной из главных движущих сил при развитии и продвижении организации.

References

1. Трофимова Н.А. Индивидуальный социальный капитал предпринимателя: сущность, факторы и методы оценки // Проблемы теории и практики управления. 2017, №11, сс.120-132.

2. Трофимова Н.А. Социальный капитал: анализ определяющих его факторов // Анализ и моделирование экономических процессов. Вып. 9 М.: ЦЭМИ РАН, 2012 С. 31–46.

3. Трофимова Н. А., Крапивина Т.А. Социальный капитал в региональной экономике//Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ - 2013): тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. – 9 окт. 2013 г./ С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.С.120-124.

4. Трофимова Н.А. Роль социального капитала в успешном открытии предприятия малого бизнеса (экономический аспект) // Экономическая наука современной России. 2015, №2, сс.73-85.

5. Трофимова Н.А. Роль экономических и социальных факторов в эффективной деятельности фирм// В книге: Системное моделирование социально-экономических процессов. Международная научная школа-семинар имени академика С.С.Шаталина. ТРУДЫ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА 30 сентября - 6 октября 2016 г., г. Санкт-Петербург. С. 67 – 271