Situational Centers: history and modernity
Situational Centers: history and modernity
Annotation
PII
S207751800000139-1-1
DOI
10.18254/S0000139-1-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Petr Grigorev 
Occupation: Counter science
Affiliation: Cemi RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract
This article briefly describes the history of the emergence of a situational approach to the management and emergence of situational centers in Russia and abroad, as well as their place and role in the present.
Keywords
situational center, approach, organization, information, tool, management, decision
Received
05.11.2018
Date of publication
08.11.2018
Number of characters
7229
Number of purchasers
2
Views
280
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Понятие «ситуационности» в управленческой проблематике впервые возникло почти 100 лет назад: американский социолог Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) сформулировала в 1920-хх годах т.н. «закон ситуации», согласно которому лучший руководитель (а вместе с тем и исполнитель решений) – не некая абстрактная абсолютная величина, а человек, обладающий необходимыми качествами и навыками и соответствующий требованиям, выдвигаемым конкретной ситуацией.
2 Дальнейшее развитие ситуационного подхода и формирование теории управления началось несколько позже, в 1950-хх гг., значительный вклад в развитие этой теории внесли Д. Вудворд, Т. Берне, Д. Сталкер, П. Лоуренс, Д. Лорш, Д. Пью, Д. Хиксон, П. Блау, Р. Шехнер, А. Чэндлер.
3 Среди основных характеристик современного ситуационного подхода можно выделить:
4
  • - обладание руководителем организации эффективными средствами и навыками управления;
  • - оценка сильных и слабых точек каждого управленческого решения;
  • - правильная интерпретация ситуации;
  • - увязывание конкретных приемов управления с конкретными ситуациями [1].
5 В рамках оптимизации управленческой деятельности и принятия решений основополагающим понятием становится ситуационный центр – программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, инструментально-моделирующие средства, средства визуализации и систему поддержки решений. (Лепский).
6 Изначально СЦ рассматривался исследователя и системными интеграторами в первую очередь как «комната с аппаратурой». Так, например в [2] дается следующее определение СЦ: «специально отведенных помещений, оснащенных средствами аудио- и видеоконференцсвязи, интерактивного представления информации, а также системами сбора, обработки и хранения данных, системами поддержки принятия управленческих решений, системами управления силами и средствами, предназначенными для размещения операторов и лиц, принимающих решения». Но на современном этапе развития СЦ главной задачей становится именно формирование контента: постановка задач, создание аналитических систем, баз данных и знаний
7 Принято считать, что первый в мире ситуационный центр для оптимизации работы аппарата президента был создан в 1962 г. в США под руководством Энтони Стаффорда Бира. К 70-м годам Э.С. Бир предложил конепцию ситуационных центров, его идеи были воплощены в находящейся в непростой экономической и социально политической ситуации Чили.
8 В те же годы интерес к подобному подходу в управлении возник и в СССР (системы автоматизированного управления народным хозяйством), однако «официальным» годом рождения отечественного СЦ стал 1986 г. – центр был создан в рамках операции по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Продолжение деятельность такого рода центров получила в 1988 году: необходимость в ситуационной комнате Председателя Правительства СССР возникла в результате катастрофического землетрясения в Армении. Все это предопределило проектирование Ситуационного центра Комиссии Совета министров СССР по чрезвычайным ситуациям (1990 г., ныне -национальный центр управления кризисными ситуациями).
9 Проектирование Ситуационного центра Президента Российской Федерации было начато в 1994 г., в 1996 г. центр был введен в строй.
10 К настоящему времени в России создано порядка двухсот СЦ, которые по большей части служат нуждам государственного управления как на федеральном (ИАС «Федерация», ИС «Обстановка», ИАС «ФЦП»), так и на региональном уровне (ИАС «Северный Кавказ», СЦ Вологодской и Воронежской областей, г. Санкт-Петербурга). Успешно ведут деятельность ситуационные центы федеральных округов РФ, центры крупных госкорпораций – Газпром, Росатом, Роснефть, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» ).
11 Нельзя не отметить тенденцию распространения СЦ и в сферу образования и науки. Следует признать, что пальму первенства в этом вопросе держит образовательная сфера: центры успешно функционируют при таких известных ВУЗах, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российском государственном гуманитарном университете и др., а по целевым функциям среди образовательных СЦ можно выделить СЦ государственного органа образования, учебно-отраслевые СЦ, межвузовские СЦ, центры стратегического управления образовательным учреждением, учебные СЦ [3].
12 Руководствуясь данной тенденцией, группа специалистов Центрального экономико-математического института РАН в 2016 г. начала цикл работ по созданию Ситуационного Центра организации. Были выполнены следующие этапы работ:
13
  • - техническое и технологическое оснащение помещения СЦ;
  • - размещение математических моделей, созданных сотрудниками института и визуализация процесса их работы;
  • - задействование суперкомпьютерных технологий (подключение к суперкомпьютеру «Ломоносов» при МГУ им. М.В. Ломоносова и суперкомпьютерному центру в г. Гуанчжоу (Китай).
14 Однако в данном случае мы сталкиваемся с довольно существенной проблемой: СЦ становится своеобразной «вещью в себе», которую более справедливо было бы назвать «выставкой достижений научных сотрудников», т.к. не осуществляется мониторинг постоянно обновляющейся в мире информации, отсутствуют механизмы и исходные данные для принятия решений, что является главными функциями СЦ (остается лишь оперативность вычислений). В [4] подтверждается наличие и на федеральном уровне подобных проблем, как-то:
15
  • функционирование информационных систем реализовано на разобщенных технологических платформах, не предполагающих между собой взаимодействия;
  • СЦ в основной своей массе, выполняют задачи мониторингового характера и не встроены в цепочку принятия решений, результаты их работы зачастую доводятся до руководителей лишь в виде сводок и профильной статистики;
  • слабая включенность экспертов в аналитическую деятельность СЦ;
  • СЦ, как правило, создаются изолированно, без учета дальнейшей организации информационного обмена между ними.
16 В связи с этим важным этапом в становлении СЦ ЦЭМИ стало его включение в 2018 г. в Систему распределенных ситуационных центров (СРСЦ), создание которой было предусмотрено Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». СРСЦ представляет собой мощную платформу информационного обмена между самыми различными организациями и ведомствами, что должно предопределить решение такой важной и давней проблемы как фактически отсутствие пути от научного работника – разработчика модели к конечному заказчику, в роли которого может выступать, например, орган региональной или муниципальной власти.
17 С другой стороны и сам СЦ института должен моделировать подобную схему внутри организации:
18

19 На вышеприведенном рисунке приведена примерная схема информационного обмена внутри научной организации, можно заметить, что СЦ по праву становится ее «мозговым центром».
20 Несмотря на ещё не абсолютную охваченность ситуационными центрами всех нуждающихся в этом учреждений и организаций, «цифровизация» экономики требует уже, как отмечалось выше, больше качественного развития СЦ. К этому можно отнести создание более совершенных баз данных, оптимального программного кода, более ориентированного на пользователя интерфейса, совершенных средств защиты информации и защищенности авторских прав создателей ПО.

References

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело» , 1992.

2. Холостов К.М. Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления // Труды академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).

3. Филиппович А.Ю.  Ситуационные центры в образовании // Проблемы теории и практики управления — 2007. - №1.

4. Социогуманитарные аспекты ситуационных центров развития / Под ред В.Е. Лепского, А.Н. Райкова–М.: Когито-Центр, 2017. –416с.