Moscow e-School from the Point of View of Students and Teachers
Table of contents
Share
Metrics
Moscow e-School from the Point of View of Students and Teachers
Annotation
PII
S207751800005206-5-1
DOI
10.18254/S207751800005206-5
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Irina Bobkova 
Affiliation:
Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
Moscow State University of Food Production
Abstract

The active involvement of the Russian Federation in the space of a full-fledged digital economy is impossible without the involvement of educational institutions of various levels. The article analyzes various forms of involving an educational institution in the global digital transformation of the Russian school. Interviews have been conducted with students and teachers of the Moscow school to assess how this process is taking place in a particular educational institution.

Keywords
digitalization of education, Moscow e-school, electronic diary, modernization of education
Received
28.02.2019
Date of publication
30.03.2019
Number of characters
31864
Number of purchasers
11
Views
248
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Московская электронная школа (МЭШ) — проект Министерства образования и науки РФ по внедрению высоких технологий в школьное обучение (1). В рамках этого проекта все школы Москвы были подключены к системе «Электронного дневника» (ЭЖД), в части школ в классах установлены интерактивные (цифровые) доски с довольно широким функционалом: можно работать с офисными программами, выходить в Интернет, чертить, показывать ученикам различные видеоматериалы. Также создана электронная библиотека на портале mos.ru, в которой можно найти большинство необходимых для обучения учебников (3).

2

Но так ли полезно это нововведение, как кажется при первом взгляде? Оправдаются ли затраты на закупку нового оборудования, повысит ли оно успеваемость детей, сэкономит ли время и силы учащихся и преподавателей? Отметим ряд недостатков, выявленных уже при поверхностном взгляде на эту проблему.

3
  1. ЭЖД периодически зависает (а в первые годы постоянно и повсеместно), изменение и выставление оценок оказалось затруднено, домашнюю работу на каникулы учителя не могут выдать из-за технических особенностей системы, доступность прямой связи «учитель-заболевший ученик» гипотетическая и мало реализуемая.
  2. Сразу же после начала учебного года с интерактивными досками в кабинетах возникла проблема: учителя не имели достаточного опыта для нормальной работы с ними, дети не могли приспособиться к новой системе.
  3. Школьники зачастую вместо чтения учебников в электронной библиотеке на своих телефонах отвлекаются, играют в игры, сидят в социальных сетях или занимаются посторонними делами, что, естественно, негативно сказывается на образовательном процессе.
4 Целью нашего исследования стало выяснение того, насколько польза от МЭШ «окупает» затраты на ее введение, нужно ли принудительно внедрять технологические новшества в процесс обучения или же необходимо поставить этот вопрос перед учителями, учениками и их родителями. Но, так как система электронного образования уже начала вводиться в школах Москвы, более актуальным может стать вопрос о необходимости внесения изменений в системе МЭШ, чтобы процесс обучения и внедрения новых технологий проходил более комфортно, не вызывая существенных трудностей у учителей и учеников.
5 Администрации школ должна в ближайшее время определиться с направлением дальнейшего развития инновационных технологий в школе, понять, как эффективнее устроить образовательный процесс с применением новейших информационно-технических средств, в каких областях стоит применить нововведения (например, те же самые электронные доски), а в каких – найти компромисс между «классическим» методом ведения уроков и современными устройствами. Например, на каких уроках можно использовать электронные учебники вместо обычных, а на каких это делать категорически нельзя, какие домашние задания могут быть интерактивными, а какие обязаны сдаваться отдельно в тетрадях или устно.
6 Таким образом, исследование должно выяснить отношение к МЭШ и со стороны школьников, и со стороны их учителей, следовательно, оно актуально для обеих групп школьного «населения» и призвано улучшить эффективность образования в целом.
7 Главной проблемой в этом процессе является неоднозначность методов цифровизации образования в школах Москвы и необходимость внести ясность в мнение общественности о МЭШ с целью улучшить качество цифрового образования в г. Москва, выявить плюсы и минусы введения цифровой школы.
8

Цифровизация школы как приоритетное направление модернизации образования

Сегодня развитие экономики в передовых странах невозможно без внедрения и постоянного совершенствования новых технологий, создания кардинально новых платформ для взаимодействия потребителей и поставщиков, модернизации производства, обучения и переобучения квалифицированных кадров и, следовательно, изменения подхода к образованию. Это подчеркивается, в том числе, и в выступлении В.В. Путина на Петербургском Международном Экономическом Форуме в 2017 году [2]. Для успешного поддержания конкурентоспособности государства в мире жизненно необходимо комплексное обновление системы образования, переход к инновационным методам обучения. Введение новых технологий в образовательный процесс (в частности школьный) является одним из важнейших шагов на пути к успеху в этой области.

9 Общая сумма выделенных средств в 2018 г. - 456 млрд. руб., в том числе из городского бюджета - 296 млрд. руб. [5]. Сейчас в открытом доступе представлено около 30 тыс. электронных сценариев уроков [7]. Вообще, по словам Дениса Заики [10], «наполнение МЭШ – заслуга московских учителей. Именно благодаря их работе МЭШ признается наиболее перспективно развивающейся цифровой системой в образовании по сравнению с ведущими мегаполисами мира». Московские учителя до 2017 г. делали это бесплатно. В 2019 г. их решили поддержать крупными грантами (722 человека из 314 школ по итогам 2018 г.) и ежемесячными выплатами [9].
10

Первым шагом на пути цифровизации школы стало введение электронных журналов и дневников. В московских школах система «Электронный дневник» действует с 2010 г. Сначала ЭЖД реализовывались на базе конкретных школ. Сервер находился у системного администратора школы (обычно это был преподаватель информатики). Затем произошло объединение ЭЖД на единой (московской) платформе [3]. В первых электронных дневниках не было многих функций, которые присутствуют в современной версии, однако, они обладали существенными плюсами. Прежде всего, они практически «не висли», могли быть скорректированы под нужды конкретной школы, учителя имели возможность исправить вкравшиеся при вводе информации ошибки, исправить плохую оценку после ее исправления учеником. «Случайный прокол» не мог повлиять на успеваемость ученика. В целом, система была более адресная и в большей степени соответствовала менталитету российских учителей и учеников.

11

Затем была создана единая система «МЭШ», в рамках которой сейчас функционируют электронные дневники. Сейчас в эту систему входят:

  • Цифровые доски (ЦД) – интерактивные многофункциональные панели, размещающиеся в классах и призванные заменить обычные меловые доски и экраны. Поддерживают выход в Интернет, стандартный пакет Microsoft Office, могут использоваться как экран или обычная доска.
  • Электронные учебники – специальные устройства, заменяющие обычные бумажные учебники или же особое программное обеспечение, использующееся вместо «стандартных» учебников.
  • Электронная библиотека МЭШ – ресурс, открывающий доступ к подавляющему большинству использующихся в школах учебников. Формально все учебные пособия, использующиеся в школах должны находиться в электронной библиотеке, однако в реальности это не так.
  • Готовые интерактивные сценарии уроков, которые могут использовать преподаватели для более эффективной организации учебного процесса.
  • Электронный дневник и журнал – система выставления оценок, проверки и выдачи домашних заданий, заменяющая бумажные дневники и журналы. Также предусматривает возможность прямой связи учителя с учеником.
12 Главная цель проекта «Современная цифровая образовательная среда», в том числе и «Цифровой школы» — формирование у школьников цифровых навыков в области обработки и анализа данных, программирования и создания собственных проектов.
13

Социологическое обследование учащихся и учителей

 

Для прояснения вопроса о пользе от внедрения МЭШ и принудительном введении всевозможных технологических новшеств в процесс обучения нами был проведен социологический опрос учеников и учителей одной из московских школ. Опрос проводился в декабре 2018 года. Характеристика респондентов: 458 человек, в т.ч. женщин (девочек) – 184, мужчин (мальчиков) – 274. Распределение по классам: 5-7 классы - 138 (54+84); 8-9 классы - 79 (33+46); 10-11 классы - 240 (96+144).

14

Электронный дневник

 

Прежде всего, мы проанализировали мнение учеников и педагогов об электронных дневниках (ЭЖД), которые функционируют в московских школах уже несколько лет и хорошо всем знакомы [4]. У каждого ученика, учителя, родителя уже сложилось об ЭЖД свое определенное мнение.

Анкета «Электронный дневник». Ученикам задали всего два вопроса про электронные дневники.

  1. Какие плюсы Вы видите в замене бумажного дневника на электронный?
  2. Какие минусы Вы видите в замене бумажного дневника на электронный?
15

Главные плюсы ребята увидели в уменьшении веса портфеля и в возможности сразу видеть средний балл по предмету. Как уже говорилось ранее, ЭДЖ периодически видоизменяется. Сейчас для нас средний балл очень важен, потому что учителя по-разному могут трактовать, по какому среднему баллу выставлять большую оценку. Кто-то формально выставляет оценку «5» по баллу 4,71, кто-то 4,67, кто-то 4,50. Поэтому важно заранее знать средний балл, чтобы до конца триместра или полугодия успеть его подкорректировать. В современном ЭЖД есть возможность прикрепления домашнего задания. Оказалось, что для девочек важнее, чем для мальчиков, иметь возможность получения ДЗ и прикрепления файлов через электронный дневник. (Прил.3)

16 Основная масса опрошенных не видит особых минусов в ЭЖД. Многие ученики сталкиваются с трудностями подключения к Интернету, дневники часто виснут. В учебное время в них войти иногда затруднительно. Также беспокоят ошибки при вводе информации, которые никак не убираются, для этого нужна либо помощь системных программистов, либо приходится обходить недостатки системы другими способами.
17 Наиболее актуальным вопрос веса портфелей стал для 8-9-классников. Возможно, потому что у них мало сдвоенных уроков, а нагрузка максимально приближена к нагрузке старшей школы. Для 5-7 классов существенный минус – то, что оценки сразу могут видеть родители. Зато можно предположить, как этим фактом довольны родители. Ученики старше 8-го класса на такие мелочи внимания уже не обращают.
18

Для педагогов самым главным плюсом ЭДЖ стала возможность ускоренной обработки информации, а главным минусом – невозможность входа в журнал в любой момент, когда это удобно педагогу, то есть причина – та же самая, что и у их учеников.

19

Педагогам были заданы еще дополнительные вопросы.

  • Как часто Вы осуществляете личную связь «учитель-ученик» с помощью электронных средств?
  • Как часто Вы используете электронные средства для выдачи или проверки заданий?
20 Для этих вопросов были предусмотрены ответы:
  • 1) Каждый день
  • 2) Раз в неделю
  • 3) Пару раз в месяц
  • 4) Пару раз в триместр
  • 5) Крайне редко
  • 6) Никогда
21

К сожалению, многие отметили, что связь «учитель-ученик» почти не работает. Мало кто применяет эту функцию каждый день (всего один преподаватель, остальные – менее «пары раз» в месяц). Основные причины – во-первых, в системе это не так просто делать, а во-вторых, загруженность педагогов как аудиторной и методической работой, так и заполнением большого количества документов для отчетов разного уровня настолько велика, что об индивидуальном подходе к ученику в реальной жизни речь уже не идет. А вот для выдачи домашних заданий ЭДЖ применяется ими достаточно часто. Только 30% применяют эту функцию крайне редко.

22

Электронные учебники

 

Следующим шагом в цифровой модернизации общеобразовательных учреждений стало оснащение школ электронными учебниками (ЭУ) и цифровыми досками (ЦД) [6]. Одним школам закупили ЭУ (6 школ), другим – ЦД (около 50 школ). Поэтому следующий опрос был про электронные учебники.

Анкета «Электронный учебник». В анкете было 11 вопросов про электронные учебники.

  1. Как вы относитесь к электронным учебникам (ЭУ)?
  2. Нужно ли заменить учебники электронными книгами или электронными учебниками?
  3. Пользуетесь ли Вы электронным учебником/электронной книгой?
  4. Какой фирмы учебник Вы предпочитаете?
  5. Какие книги вы предпочитаете больше: электронные, бумажные, в зависимости от предмета или ситуации, оба варианта
  6. С какой ступени образования ученики могут активно пользоваться ЭУ?
  7. Электронный учебники в целом при повсеместном введении – это вред или польза?
  8. Что удобнее учебник на: телефоне, планшете 10”; планшете меньше 10”
  9. Каким будет место электронного учебников в образовании ближайшего будущего?
  10. Каким должен быть электронный учебник в школе: просто электронная книга - аналог бумажного учебника; собственная полноценная система с 3Д графикой, видео, перекрестными ссылками, связью с Интернетом и т.п.; вообще не должно быть в школе
  11. По каким предметам прежде всего будут полезны ЭУ?
23 Прежде всего были заданы вопросы: «Как вы относитесь к электронным учебникам?» и «Нужно ли заменить учебники электронными книгами или электронными учебниками?» Отношение детей к электронным учебникам в целом позитивное, что было ожидаемо. Интерес представляет тот факт, что при положительной оценке ЭУ в принципе порядка 67% мальчиков, только 29% дают однозначный ответ «да» на замену бумажных учебников на электронные (рис.1.1.1). У девочек связка «отношение к ЭУ - отношение к замене» более выраженная, т.е. при 50% девочек, положительно относящихся к электронным учебникам, готовы на замену 37%. Наиболее положительно оценивают новшество 5-классники, наиболее скептически настроены 8-9-классники. При этом, как бы лично каждый не относился к такой замене, они считают, что в принципе заменять надо.
24 Пользуетесь ли Вы электронным учебником/электронной книгой? Какой фирмы учебник Вы предпочитаете? Только порядка 60% используют их в процессе обучения (Рис.1.1.2.). Причем, речь здесь идет именно об индивидуальном использовании, т.к. классы лицея гаджетами пока не оснащены. Марки стандартные, чаще других – Samsung. Однако следует отметить, что под электронным учебником опрошенные часто имели в виду электронную версию бумажного учебника.
25 Большинство учителей оценивают ЭУ положительно или нейтрально. И видят в них больше плюсов, чем минусов, большинство разрешает пользоваться гаджетами на своих уроках (табл. 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
26 Один из самых важных вопросов для оценки адаптированности школы к цифровизации - какие книги вы предпочитаете больше: электронные, бумажные, в зависимости от предмета или ситуации, оба варианта? Большинство учащихся и педагогов пока предпочитает бумажный вариант учебников. Любопытно, что 5-7-классники вообще игнорируют электронные учебники. Оценки в гендерном плане почти одинаковые (рис.1.1.3, табл.1.2.4).
27 С какой ступени образования ученики могут активно пользоваться электронными учебниками (рис.1.1.4)? Здесь уже проявляется гендерное расхождение. Большинство мальчиков считает, что с 5 класса, оставляя на начальную школу и старшую по 20 с лишним процентов. Более половины девочек считают, что со старшей школы. И среди них наиболее высока склонность ориентироваться на предмет или ситуацию. Учащиеся средней школы готовы идти в ногу со временем, а вот девочки 8-11 классов считают, что вводить ЭУ надо только со старшей школы. Подавляющее большинство педагогов (60%) также считает, что электронные учебники надо вводить со старшей школы (табл.1.2.5).
28 Как респонденты оценили пользу и вред электронных учебников? Почти никто не считает электронные учебники вредными (рис.1.1.5, табл.1.2.6). Но! 38% мальчиков считает, что они полезны, тогда как среди девочек такого мнения придерживаются только 6%, а 64% считают «50 на 50». Среди 8-9-классников все-таки нашлись люди, считающие ЭУ вредными.
29 Каким будет место электронных учебников в ближайшем будущем? 50% считает, что электронные учебники в будущем займут свою нишу, порядка 40 – что вытеснят бумажные. Однако среди девочек нашлись и те, кто считает, что они не приживутся (рис.1.1.6). Мнения педагогов разделились «50 на 50»: кто-то считает, что электронные учебники в будущем займут свою нишу, кто-то – что вытеснят бумажные. Стаж и возраст педагога на эти ответы никак не влиял.
30 Каким должен быть электронный учебник в школе? Это должна быть просто электронная книга - аналог бумажного учебника - или это будет собственная полноценная система с 3Д графикой, видео, перекрестными ссылками, связью с Интернетом и т.п. (рис.1.1.7.)? Мнения детей разделились 50 на 50, и только пара человек из 9-х классов считает, что их вообще не должно быть в школе. Мнения педагогов тоже разделились пополам. Причем, преподаватели с большим педагогическим стажем (более 15 лет) считают, что достаточно иметь электронные книги, молодые педагоги (со стажем менее 5 лет), что надо дождаться полноценной системы с большими функциями.
31 По каким предметам и циклам прежде всего будут полезны эл. учебники? Мнения разделились почти поровну (рис.1.1.8). Мальчики чуть больше за ЕНЦ (мы отнесли к естественно - научному циклу математику, физику, химию, биологию, географию, к гуманитарному – остальные предметы). Девочки – за гуманитарные науки (ГЦ). Лидеры в циклах – биология, география с одной стороны (ЕНЦ), литература с историей с другой (ГЦ). У педагогов этот вопрос был заменен на вариант: «Будет ли полезен ЭУ на Вашем предмете?». 80% считает положительно («да» и «скорее да, чем нет»). Только два человека считают, что они бесполезны на их предметах (табл.1.2.7).
32 Как респонденты оценивают плюсы и минусы повсеместного введения электронных учебников в школах? Большинство учащихся и учителей видит плюсы ЭУ все-таки прежде всего в уменьшении веса портфеля. Многие мальчики давали абстрактный ответ «удобно», девочки наоборот были более конкретны. Среди минусов, девочки чаще мальчиков отмечали нагрузку на глаза и вред для здоровья – 37% против 25% у мальчиков (рис. 1.1.9, 1.1.10). Наиболее актуальным стало уменьшение веса портфеля и ускорение сборов в школу для 5-7 классов. К девочкам 8-9 классов проблема сборов не относится. Им и так нормально собираться. Никаких минусов в ЭУ не видят, в основном, 11-классники. Наиболее суровы ребята из 8-9 классов. Почти все педагоги опасаются вреда, приносимого гаджетами здоровью учеников, один из них отмечает отвлекающий момент на уроках. Часть учеников и учителей озабочены дороговизной ЭУ и их зависимостью от доступа в Интернет и наличия электроэнергии (табл. 1.2.8, 1.2.9).
33

Цифровые доски

 

В 2018 году школу, в которой проводился опрос, оснастили ЦД. Анкета «Цифровая доска». В рамках этого анкетирования были заданы 4 вопроса.

  1. Нужно ли оснащать цифровыми досками все классы или только по отдельным предметам? По каким?
  2. Нужно ли оснащать классы цифровыми досками или достаточно экрана или панели с подключением к ПК?
  3. Какие плюсы Вы видите в замене обычной доски на цифровую?
  4. Какие минусы Вы видите в замене обычной доски на цифровую?
34 Нужно ли оснащать цифровыми досками все классы или только по отдельным предметам? По каким? (рис. 2.1.1, табл. 2.2.1). Большинство респондентов считает, что все классы. Но, если среди мальчиков и педагогов так считают почти все, то среди девочек четверть считает, что по отдельным предметам. Например, по географии и истории.
35 Нужно ли оснащать классы цифровыми досками или достаточно экрана или панели с подключением к ПК? Большинство детей считает, что ЦД лучше (рис. 2.1.2). А среди педагогов 30% сочли, что ЦД и экран в принципе равнозначны (табл. 2.2.2). Какие плюсы и минусы существуют у цифровых досок (рис. 2.1.3, табл. 2.2.3)? Плюсы ученики и педагоги видят в красочности рисунков, больших возможностях для применения интерактивных технологий обучения, включения видеофрагментов. Минусов почти никаких. Для мальчиков 10-11 классов почему-то актуально отсутствие мела при введении цифровых досок. Девочки, наоборот, считают, что доска с мелом (маркерами) в любом случае в классе должна быть, чтобы можно было параллельно делать какие-то пояснения, недоступные для реализации на ЦД (рис. 2.1.4). Среди учителей этого мнения придерживается половина. Для педагогов цифровая доска - это прежде всего интерактив и инновационность. Им интересно работать с досками.
36 Старшеклассники особых минусов не видят, 5-7-классники считают, что их здоровье ухудшится. Среди 11 класса были ребята, которые конкретно писали, что от многоцветной доски у них начинают болеть глаза и голова. Преподавателей сильно беспокоит зависимость цифровых досок от электроэнергии, качества соединения с Интернетом и вред, наносимый зрению детей. Некоторые отметили трудности с собственными сценариями, причем как недостаточную проработанность стандартных сценариев, так и трудности с созданием собственных (не методически, а технологически) (табл. 2.2.4).
37 Ну и, наконец, главный вопрос. Повлияет ли цифровизация на качество образовательного процесса? 37% мальчиков считает, что существенно улучшит, 38% что незначительно улучшит. У девочек- 25 и 19% соответственно. Конечно, наиболее оптимистичны ученики 5-7 классов. Наиболее пессимистичны ученики 8 класса. Среди педагогов мнения разделились между «незначительно» и «никак не повлияет».
38 Отдельно был задан вопрос: Какие еще цифровые функции Вы хотели бы видеть? Ученики и учителя давали следующие варианты ответов:
  1. Оснащение рабочих мест цифровым оборудованием в кабинетах физики, астрономии, химии, биологии
  2. Возможность не писать лекции в тетрадях, а сразу заносить в планшет
  3. Распространение устройств, увеличивающих свободное время и учеников, и учителей
  4. Виртуальные очки, виртуальная реальность
  5. Плазма с PSU
  6. Широкие возможности обработки ДЗ – получение, выполнение, отсылка, обработка результатов и т.д.
  7. Видеоролики с темами пройденных уроков
  8. Подробная информация из дополнительных источников, подобранная по темам уроков
  9. Аудио и видеоматериалы (книги, фильмы)
  10. Больше интерактивных приложений – это общий вывод респондентов
39

Выводы

 

Основные причины, которые могут повлиять на решение администрации школы о закупке электронных носителей - плюсы и минусы электронных учебников - можно свести в таблицу.

40
Плюсы Минусы
Новшество, инновационность забыл планшет — забыл все учебники
уменьшение веса портфелей связан с подзарядкой, качеством Интернета
лучшая подача материала — в виде игры, 3D-графики, видео электронный учебник может стать предметом воровства
возможность прохождения тестирования онлайн и отсылки результатов педагогу, оценок - родителям отрицательное влияние на здоровье детей, особенно на зрение
лучшая мотивация к обучению для некоторых учеников дороговизна
в одном электронном носителе — все учебники возможность играть на уроках, отвлекаться
  электронный носитель требует бережного отношения
41 Другим важным вопросом является вопрос о том, какие еще цифровые функции учащиеся и педагоги хотели бы видеть в школе в рамках проекта МЭШ. Их можно сгруппировать по нескольким направлениям:
42
  1. Оснащенность классов оборудованием — оснащение рабочих мест в кабинетах физики, астрономии, химии, биологии (то есть предметы естественно-научного цикла);
  2. Средства, повышающие интерактивность — виртуальные очки, виртуальная реальность, видеоролики с темами уроков, плазма с PSU, аудио- и видеоматериалы (книги, фильмы) и тому подобное;
  3. Техническое усовершенствование — возможность не писать лекции в тетрадях, а сразу заносить в планшет, более широкие возможности обработки ДЗ — получение, выполнение, отсылка, обработка результатов и так далее, облегчение ввода и получения информации, устройства, увеличивающие свободное время и учеников, и учителей и тому подобное;
  4. Подробная методическая информация из дополнительных источников, подобранная по темам уроков, большее количество и качественная проработка готовых сценариев уроков, уроки от лучших педагогов страны.
43 Таким образом, итогом исследования стало подтверждение актуальности нововведений в московской системе образования, однако система МЭШ все еще далека от совершенства, и для ее улучшения (в том числе работы технического оснащения) необходимо вливание большого количества бюджетных средств и длительное время для оптимизации работы всех нововведений. Общественность настроена положительно, но Департаменту образования предстоит еще большая работа.
44

Приложения

45

Приложение 1. Электронный учебник

 

1.1. Результаты опроса учеников

46

Рис. 1.1.1. Как вы относитесь к электронным учебникам? Нужно ли заменить бумажные учебники электронными учебниками или электронными книгами?

47

Рис. 1.1.2. Пользуетесь ли вы электронным учебником или электронной книгой?

48

Рис. 1.1.3. Какие учебники Вы предпочитаете?

49

Рис. 1.1.4. С какой ступени ученики могут пользоваться электронными учебниками?

50

Рис. 1.1.5. Электронные учебники в целом при повсеместном введении — это вред или польза?

51

Рис. 1.1.6. Каким будет место электронного учебников в образовании ближайшего будущего?

52

Рис. 1.1.7. Каким должен быть ЭУ?

53

Рис. 1.1.8. По каким предметам эл. учебники будут полезны?

54

Рис. 1.1.9. Плюсы и минусы эл. учебников (мальчики)

55

Рис. 1.1.10. Плюсы и минусы электронных учебников (девочки)

56 1.2. Результаты опроса учителей.
57

Таблица 1.2.1. Как Вы относитесь к электронным учебникам?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Положительно 1 1       2 1 1
Отрицательно             1  
Нейтрально 1       1 1    
Затрудняюсь ответить                
58

Таблица 1.2.2. Нужно ли заменить печатные книги электронными книгами или учебниками?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Да 1           1  
Нет 1              
больше+   1     1 2   1
больше-           1 1  
не знаю                
59

Таблица 1.2.3. Разрешаете ли Вы пользоваться электронными книгами или учебниками (в индивидуальном порядке, классы не оснащены этими гаджетами) у себя на уроках?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Да 2 1     1 2 2 1
Нет           1    
60

Таблица 1.2.4. Какие книги вы предпочитаете?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Электронные 1              
Бумажные 1 1       1 2  
Зависит от предмета                
Оба варианта         1 1   1
61

Таблица 1.2.5. С какой ступени ученики могут активно пользоваться электронными учебниками?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
С нач. школы             1 1
С 5 класса 1         1    
Со ст.школы 1 1     1 2 1  
62

Таблица 1.2.6. Электронные учебники при повсеместном введении – в целом это польза или вред?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Польза 1              
Вред                
50 на 50   1       1    
больше +         1 1 2 1
больше - 1         1    
не знаю                
63

Таблица 1.2.7.Будет ли полезен электронный учебник на вашем предмете?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Да 1           1 1
Нет                
скорее да 1 1       2 1  
скорее нет         1 1    
64

Таблица 1.2.8. Какие плюсы вы видите во введении электронных учебников в школе?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Уменьшение веса 1 1     1 1 1  
Автоматизация ряда процессов         1 1 1  
Удобство 1              
Связь с Интернетом   1       2    
Никаких                
65

Таблица 1.2.9. Какие минусы вы видите во введении электронных учебников в школе?

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Вред здоровью   1     1 3 2  
Потеря, воровство и т.п.                
Дороговизна 1       1   1  
Разрядка   1       1    
Отвлечение на уроках 1              
Никаких                
Другое             1  
66

Приложение 2. Цифровые доски

 

2.1. Результаты опроса

67

Рис. 2.1.1. Нужно ли оснащать цифровыми досками все классы или только по отдельным предметам? (Мальчики-Девочки)

68

Рис.2.1.2. Нужно ли оснащать классы цифровыми досками или достаточно экрана или панели с подключением к ПК?

69

Рис. 2.1.3. Какие плюсы Вы видите в замене обычной доски на цифровую? (Мальчики-Девочки)

70

Рис. 2.1.4. Какие минусы Вы видите в замене обычной доски на цифровую?

71
  1. Результаты опроса учителей
72

Таблица 2.2.1. Нужно ли оснащать ЦД все классы

  до 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет
  м ж м ж м ж м ж
Все 2 1     1 3 1 1
По отдельным предметам             1  
73

Таблица 2.2.2. Нужно ли оснащать классы ЦД или достаточно экрана с ПК

  до 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет
  м ж м ж м ж м ж
Цифровые доски 2 1     1   1 1
Экран с ПК                
ЦД и экран равнозначны           2 1  
Не знаю           1    
74

Таблица 2.2.3. Какие плюсы Вы видите в замене обычной доски на цифровую

  до 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет
  м ж м ж м ж м ж
Качественнее рисунки   1       1    
Интерактивность 1 1     1 1 1  
Удобство 1              
Инновационность 1         3 1  
Никаких                
Отсутствие мела   1         1  
75

Таблица 2.2.4. Какие минусы Вы видите в замене обычной доски на цифровую

  до 5 лет   5-15 лет   15-25 лет   более 25 лет  
  м ж м ж м ж м ж
Вред здоровью   1       2    
Дороговизна           1    
Электроэнергия   1   1   2 1  
Никаких 1              
Другое 1           1  
76

Приложение 3. Электронный дневник (ЭЖД)

77

Результаты опроса учеников (Мальчики-Девочки)

78

Результаты опроса учителей

79

Таблица 3.2.1. Какие плюсы Вы видите в замене бумажных дневников на электронные?

  до 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет
  м ж м ж м ж м ж
Уменьшение веса   1       1    
Уменьшение расхода бумаги                
Удобство                

Ускорение процесса 

обработки данных

1  1     1 3 2  
Никаких 1              

Возможность прикрепления файлов

           2    
80

Таблица 3.2.2. Какие минусы Вы видите в замене бумажных дневников на электронные?

  до 5 лет 5-15 лет 15-25 лет более 25 лет
  м ж м ж м ж м ж
Вред здоровью                
Не всегда можно войти 1      
Ошибки ввода         1 1    

Сложность

               
Никаких 1           1  

Другое

1              

References

1. Postanovlenie № 1632-r ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federatsii» ot 28.07.2017

2. Stenogramma vystupleniya V.V.Putina na PMEhF-2017 v SPb

3. Bobkova I.A. - Tsifrovizatsiya obrazovaniya: nachal'nyj ehtap - M.-Kontseptsii № 1/2018 (37), s. 72

4. Bobkova I.A. - Ehlektronnaya shkola kak sostavlyayuschaya tsifrovoj ehkonomiki - v Sb. nauchnykh trudov «Analiz i modelirovanie ehkonomicheskikh i sotsial'nykh protsessov»M.-Izhevsk: NITs, "Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika", 2018, s.66

5. Osnovnye napravleniya v shkol'nom obrazovanii na 2018 god: www.static.government.ru›media/files/; http://2018god.net/novosti-obrazovaniya-2017-2018-goda

6. Lushnikov I.D. Tsifrovaya shkola vzaimodejstviya/ - Spravochnik zamestitelya direktora shkoly.- 2013.- №10.- S.66-88, №11.- S.82-92

7. Klass ministra Vasil'evoj – Rossijskaya gazeta - 10 avgusta 2017 -https://news.rambler.ru/other/37589105-rossiyskie-shkoly-zhdut-izmeneniya

8. Polozhenie o konkurse «Informatsionnaya obrazovatel'naya sreda nashej shkoly» - http://pandia.ru/text/77/203/76710.php

9. Barinova O.V. Upravlenie informatsionnoj sredoj obrazovatel'noj organizatsii - hse.ru›data/2015/02/24/1090758973/Barinova_O._.pdf

10. Bolee 700 stolichnykh uchitelej poluchili granty za vklad v razvitie MEhSh - Moskva24 ot 15.03.19 – www.m24.ru

11. Obrazovatel'nye finansy v 2019 godu i poryadok finansirovaniya shkoly. - Uchitel'skaya gazeta Moskvy ot 26.02.19 - http://ug.ru