Methodology of forming artificial societies on the example of social credit
Table of contents
Share
Metrics
Methodology of forming artificial societies on the example of social credit
Annotation
PII
S207751800005514-4-1
DOI
10.18254/S207751800005514-4
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Maria Burilina 
Affiliation: Cemi RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

In today's fast-paced world of high technologies more and more advanced tools are needed to assess and predict the economic behavior of various groups of agents — people, organizations, and states. The paper considers agent-based models as a tool to imitate society in order to recreate the real behavior of agents (people, households and firms) and in the created model to perform a series of iterations of the different behavior of agents to predict certain economic situations. The need to complicate mathematical models of the economy can be overcome by creating artificial worlds and computer experiments. In addition, a description of China’s social credit is presented, which is based on collecting, analyzing population data and creating a single database of residents, with the goal of dividing the society into “honest” and not.

Keywords
artificial societies, social credit, digital economy, migration processes, agent-based models, big data, digital twins
Received
19.06.2019
Date of publication
08.07.2019
Number of characters
17120
Number of purchasers
9
Views
143
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Необходимость в новом средстве анализа и обработки больших данных назрела в результате изменения уклада жизни современного человека, появления различных цифровых технологий, социальных сетей. В наши дни с помощью машинного обучения, нейронных сетей и возможности хранения огромного количества информации появляется потребность в создании искусственного общества, схожего с нашим миром. Макаров В.Л. говорит о новом глобальном изменении в общественных науках, куда входит и экономическая наука [1]. Это изменение очевидно отражено в постепенно изменяющихся инструментариях и подходах - «экономическая наука становится ближе как по инструментарию, так и по методологическим принципам к естественным наукам». Таким образом появляется новый объект исследования в науках: искусственные общества и виртуальные миры. Именно с помощью имитации общества и создания виртуальных миров можно приблизить существующие и многогранные реалии современного мира и спрогнозировать возможные изменения. В [1] автор рассматривает некоторую среду и наделяет агентов (экономических объектов социума) некоторыми амбициями и разнообразным поведением, из поведения которых можно трактовать механизмы формирования спроса и предложения на разнообразных рынках.
2 Если рассматривать агента, наделенного способностью мыслить и строить модели оптимизации «в уме», выделим соответствующее поведение со стороны спроса и предложения согласно [1], что в дальнейшем формирует суммарный спрос в рассматриваемой модели:
3
  1. агент выбирает так называемую потребительскую корзину, содержащую набор всевозможных товаров и услуг;
  2. агент выбирает место (юрисдикцию) для проживания;
  3. агент выбирает профессию, согласно полученному образованию место работы;
  4. агент голосует: a) за политическую партию; b) экономическую политику; с) набор публичных благ, который бы он хотел получить от государства; d) создание или модификацию юрисдикций;
  5. агент решает, в каких институтах состоять: семейных, профессиональных и т.д.
  6. агент выбирает портфель для инвестиций.
4 Предложение может принимать следующий вид в модели:
  1. производство товаров и услуг имеющимися институтами;
  2. правила образования и модификации юрисдикций;
  3. профессии и рабочие места;
  4. политическая система
  5. правила формирования клубов;
  6. правила инвестиционной политики.
5 Согласно [1] «основной методологический прием, доминирующий в современной экономической науке, состоит в определении и нахождении состояний (равновесия), уравнивающих спрос и предложение, а также в выяснении свойств этих состояний». Таким образом модель Эрроу-Дебре общего экономического равновесия соответствует пунктам 1 из списков выше. Модель Тибу [2] может быть описана при рассмотрении вторых пунктов, пункты номер 4 отражают модели из [3]. Однако, при рассмотрении всех этих равновесий в модели получится весьма громоздкое и практически не решаемое уравнение, в то время как при задании определенных равновесий и поведений агентов можно построить имитационную модель, в основе которой будет агент-ориентированное моделирование, позволяющее воссоздать реальную среду агентов и в ряде итераций. Далее в работе будет описан феномен социального кредита, который внедряется в Китае, который несет в себе огромное количество агентов и возможных исходов поведения, за которое начисляются или списываются баллы. Рассмотрим, что такое социальный кредит более подробно.
6 Цифровые технологии и возможности хранить, собирать и обрабатывать большие данные дошли до уровня оцифровки личной жизни, которая в КНР заключается в переносе реальной жизни в цифровую. Таким образом появилось понятие «система социального кредита» -эта система изначально напоминала скоринг, который включал в себя оценку кредитора в различных финансовых и других показателях. Например, компания FICO из США выполняет оценку заемщиков в области кредитования, налогообложения, качества выполнения контрактов. [4]
7 Социальный кредит- это система оценки граждан или организаций по различным параметрам. Контроль и управление жизнью граждан в Китае планировалось ввести государством на протяжении 15-20 лет, и в той форме, которую мы сейчас видим в Китае- только начало внедрения этой системы для оценки частных лиц и организаций. Система социального рейтинга может сделать контроль над населением тотальным, тем самым подчинить себе все сферы жизни общества и разделить население на «хороших» и «плохих». В современном мире гаджеты являются неотъемлемой частью жизни, таким образом информационная безопасность необходима, с учетом быстрорастущего населения Китая власти намерены с помощью этого рычага управлять большими массами людей. Вопросы информационной безопасности в ней — только один из элементов. Основная цель системы — построение общества, которое можно будет контролировать социальными рычагами, не применяя физическую силу, в случае разнообразных протестов и недовольств. Однако, правительство Китая вынуждено контролировать такое огромное население и возможность предсказать поведение - одно из основных приоритетов для правительства, хотя, на первый взгляд может показаться, что целью являются персональные данные граждан Китая и тотальный контроль их личной жизни. За отсутствие нарушений системы социального кредита, полезную общественную деятельность и своевременную выплату кредитов и налогов будут начисляться баллы, а списываться они будут за плохое поведение (которое заключается как в нарушении правил и законов страны, так и в не поддержании традиций, обычаев и культурных ценностей, которые в свою очередь, с приходом цифровых технологий, переходят на второй план и разрушают ранее принятые семейные ценности и устои).
8 Рассмотрим население Китая в качестве агентов, которым изначально начисляются 1000 баллов:
9
  • AAA – свыше 1050 баллов – образцовый агент. Доступны все возможности, дополнительные привилегии и бонусы.
  • AA (A+ или A) – 1000 баллов – порядочный агент. Возможностей всё еще много, бонусов меньше.
  • B – 900 баллов, появляются ограничения, получение меньше льгот.
  • C – ниже 849 баллов, считается недобропорядочным агентом. Запрет на работу в государственных и муниципальных учреждениях.
  • D-599 баллов и ниже, это агенты из чёрного списка. Запрещено получение кредита, невозможность купить билеты на самолет и скоростной поезд, список мест для работы становится совсем малым.
10 В системе уже существуют критерии, которые помогают оценить поведение агента, начисляя при этом баллы или списывая:
11
  1. Помощь пенсионерам: +50 баллов.
  2. Помощь беднякам: +10, а если об этом сообщило местное СМИ: +15 баллов.
  3. За частое посещение родителей: +5 баллов.
  4. За непосещение родителей: -5 баллов.
  5. За пьяное вождение снимут: -50 баллов.
  6. За мелкие нарушения на дороге: -20 баллов.
  7. За дачи взятки должностному лицу: -50 баллов.
  8. Не убрал во дворе за своей собакой: -5 баллов.
  9. Проводил пожилого соседа до поликлиники: +5 баллов.
  10. Поощрение доносов: +5 баллов.
  11. За неуплату налогов или кредита могут снять не только баллы, но и лишить более высокого рейтинга.
12 Система социального доверия позволяет построить общество, которое будет стремиться к саморазвитию, следя за своими социальными параметрами, но так ли легко быть образцовым гражданином? В программе Государственного совета КНР было указано, чтобы «оправдавшие доверие пользовались всеми благами, а утратившие доверие не могли сделать ни шагу», а значит, что существует и обратная сторона системы, где люди «выживают», а не живут полноценной жизнью. «Люди, имеющие низкий балл, подвергаются санкциям, правительство КНР опубликовало уточненный перечень:
13
  1. запрет на работу в госучреждениях;
  2. отказ в соцобеспечении;
  3. особо тщательный досмотр на таможне;
  4. запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности;
  5. отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах;
  6. отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах;
  7. запрет на обучение детей в дорогих частных школах.» [4,5]
14 Жители, попадающие под санкции, имеющие низкую оценку, превращаются в изгоев, а, следовательно, им постоянно надо будет доказывать, что они такие же полноценные граждане, но сделать это будет труднее, ведь данные в открытом доступе, поэтому никто не захочет иметь с ними дело, так как круг общения тоже оценивается, а услуги будут оказываться только платно, в отличии от тех, у кого высокий рейтинг. У некоторых людей будет снижаться рейтинг не из-за нарушений, а из-за недопонимания законов и требований, потому что в системе есть свои недочеты, ведь нет точного регламента действий, а значит не все люди осознают, что требуется, появляются аутсайдеры, тем самым общество начинает делиться на фракции. Деление приводит к тому, что люди перестают общаться друг с другом, начинают испытывать ненависть и зависть, а значит между гражданами начинаются недопонимания, которые приведут скорее не к объединению и построению социально-ответственного общества, а к конфликтам между ними.
15

Рис.1 Фото с камер видеонаблюдения в Китае в рамках программы социального кредита.

16 В статье [8] государственной налоговой администрации КНР используются методы анализа и классификации, которые помогают структурировать меры поощрения и наказания граждан. Они направлены на то, чтобы сделать информацию более четкой и понятной для усвоения. В работе отсутствуют расчеты, в ней описываются меры стимулирования честных налогоплательщиков и ограничения, налагаемые на не налогоплательщиков. Рассматривая оба случая, следует отметить, что существуют три основных источника информации: историческая информация о налогах, внутренняя информация налоговых органов, внешняя информация. Именно они позволяют оценить налогоплательщика и присвоить ему рейтинг, который делится на 4 категории:
17
  1. A--выше 90, получает поддержку для налогоплательщиков;
  2. B--70-90, управляются в обычном порядке;
  3. C--40-70, строго контролируются;
  4. D--ниже 40, подвергается строгой проверки, надзору и наказанию, внесение в «черный список».
18 Таким образом, можно сделать вывод, что меры поощрения и пресечения являются главным механизмом системы социального кредита, которые направлены на то, чтобы каждый гражданин мог стремиться к самодисциплине. Конечно, не стоит забывать о том, что система не совершенна и нуждается в доработке.
19 Существует около 30 площадок (городов) в Китае, в которых уже ввели социальный кредит, но требования везде будут разные до тех пор, пока не будут выработаны четкие меры на уровне принятий решений, в каждом регионе будут свои правила и ограничиваться они будут лишь фантазией местных властей и возможностями регулировать и пополнять такую массивную базу данных. Результаты исследования дают понять, что нет единой системы оценки и сбора данных по регионам страны, следовательно, единого информационного центра тоже, но существует две крупные фирмы, которые сотрудничают с правительством Китая- это Alibaba и Tencent, но всего должно появиться 8 компаний, занимающихся собиранием данных о гражданах страны. Только к 2020 году КНР перейдет на единую систему, введет более точный регламент и установит огромное количество камер [5]. Таким образом, можно сделать вывод из всего выше сказанного, что Китайская Народная Республика стремится контролировать жизнь общества, тем самым пытаться вырастить социально-защищенное и ответственное поколение, но не задумывается о том, что ограничивает неприкосновенность личной жизни.
20 Следует отметить, что в России и странах Европы довольно сложно ввести аналогичный социальный кредит. Это связано с тем, что социальные факторы, религия, нормы морали и права отличаются. Менталитет играет важную роль в составлении параметров рейтингования населения, а так как он различен, будет не под силу объединить все в одну систему.
21 Анализ и прогнозирование начисления баллов имеет огромный социальный резонанс в обществе, что подтверждено огромным количеством новостных источников. Однако пока нет конкретной модели, предсказывающей поведение людей, которые подвержены тотальному контролю. В данной работе представлено краткое описание системы социального кредита Китая, которая описана с помощью нескольких статей.
22 В работе Государственного совета использовались методы планирования и описания, которые позволили более подробно рассмотреть общие требования для ускорения внедрения системы социального кредита. Каждый пункт содержит подпункты, описывающие требования, которые помогут добиться положительного прогресса. Совет уточняет, что система социального доверия имеет свои недостатки. Они связаны с разным уровнем развития экономической и социальной сферы общества. Статья является описательной и не имеет расчетов, но при этом более ясно раскрывает сущность каждого элемента, тем самым помогая определить суть системы. Рассказывается о кредитовании в разных сферах жизни от личной до государственных и частных секторов, от культуры и до строительства, охватывая полностью «жизнь» страны. Стоит уточнить, что все построено на доверии, так как система не может полностью охватит всё население, поэтому каждый человек должен следить за своими действиями, придерживаться общественных норм. Система не направлена на то, чтобы отслеживать и вмешиваться в частную жизнь, она преследует цель построить социально-защищённое и ответственное общество, тем самым улучшить жизнь граждан. Гос. совет в 2014 году выпустил план, где планировал создать или ввести тот или иной проект, подготовленный для реализации в 2020 году. Авторы в плане построения системы социального кредита не учли многие вещи, например, реакцию граждан и корпораций на нововведения, небольшой срок осуществления, разноуровневые сферы жизни общества, малое количество информационных центов, собирающих информацию о людях. Таким образом, можно сделать вывод, что система развивается, но не так быстро, как было описано в плане, так как существуют недостатки, которые тормозят введение социального кредита по всей стране. [6]
23 В статье Global times, на которую ссылается Чжао Юша, использовались методы дедукции и индуктивного обобщения. Они позволили сделать вывод о том, сколько человек не смогли воспользоваться общественными благами. Заместитель главы Национальной комиссии по развитию и реформам Лян Вейлян огласил подсчеты, которые показали, что 4,9 млн человек не могут приобрести билет на самолет, а 1,65 млн на поезд, все это связано не с их неплатёжеспособностью, а отклонениями от норм системы. В статье говорится о том, что систему улучшают, назначая единый код каждому гражданину и корпорации, поэтому ускорится обмен информацией, но при это Ван Чжэнью рекомендует правительству уделять большое внимание конфиденциальности. Национальная платформа объединяет 37 правительственных департаментов и собирает более 640 млн единиц информации, тем самым помогая облегчить работу государственных органов и корпораций при отборе граждан. Следует отметить, что промышленно-коммерческий банк отклонил 2833 заявки на кредит и 210000 заявок на кредитные карты, Zhima credit ограничила 511000 потребителей. На официальном веб-сайте Верховного народного судьи Китая опубликована информациях о гражданах и корпорациях, не выполняющие свои судебные приказы, но благодаря мерам, описанным выше, 400000 дискредитированных граждан выполнили своими обязанности. Система социального кредита нуждается в доработке, потому что многие люди не знают, что они находятся в «черном списке» до тех пор, пока не попадут в неприятную ситуацию с ограничением благ или потому что не все граждане знают нормы и законы внутри системы. [7]
24 Таким образом можно сделать вывод, что социальный кредит - это некий рычаг управления разнообразными массами людей различных взглядов и народностей (всего в КНР 56 национальностей [9]). Рассмотрим этот метод относительно вопросов миграции в Европе и, в частности, в Австрии. В настоящее время под влиянием активных миграционных процессов меняются многие ценностные установки Западной Европы как в отношении самих мигрантов, так и своих граждан, современной миграционной политики, своей роли в мировом историческом процессе.
25 Таким образом можно подвести итог о том, что социальный кредит- это некий рычаг управления разнообразными массами людей различных взглядов и народностей (всего в КНР 56 национальностей [9]). Рассмотрим этот метод относительно вопросов миграции в Европе и в частности в Австрии. В настоящее время под влиянием активных миграционных  процессов меняются культурные особенности Западной Европы как в отношении самих мигрантов, так и в отношении своих граждан. Разнообразие вопросов, которые касаются соблюдения порядка, заканчивая социальными льготами автор планирует рассмотреть в агент-ориентированной модели, в которую войдут агенты - население Австрии и возможные (потенциальные) мигранты из разных стран. Такое отношение будет задано вероятностными отношениями. Будет выделено поведение агентов, свойственных для коренного населения Австрии и ее мигрантов, а в качестве социальных ограничений и поощрений будет взята методология построения честного общества Китая. Однако, в силу культурных особенностей и разнообразия политических укладов этих стран, такие ограничения и льготы будут адаптированы под Европейское население. К примеру, в странах ЕС рождаемость снижена и списание балов за сокрытие второго и последующего ребенка не применима, в этой ситуации наоборот, логичнее начислять балы за рождение второго и оследующих детей, с целью укрепить позиции коренных жителей и поднять уровень рождаемости в стране.

References

1. Gosudarstvennyj sovet. Uvedomlenie gosudarstvennogo soveta po pechati rasprostraneniya uvedomleniya plana postroeniya sistemy sotsial'nogo kredita// Finansy, finansy i audit, postroenie sistemy sotsial'nogo kredita. 2014. №21 URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-06/27/content_8913.htm

2. Gosudarstvennaya nalogovaya administratsiya Kitajskoj Narodnoj Respubliki. Chestnyj nalogoplatel'schik v spiske chesti i nezakonnye nalogoplatel'schiki v chernom spiske// Glavnoe upravlenie Gosudarstvennoj nalogovoj administratsii. 2014. URL: https://web.archive.org/web/20151227094752/http://www.chinatax.gov.cn/2013/n2925/n2957/c778860/content.html

3. Kovachi L. Bol'shoj brat 2.0. Kak Kitaj stroit tsifrovuyu diktaturu //Moskovskij tsentr Karnegi. 2017. URL: https://carnegie.ru/commentary/71546

4. Makarov V.L. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy iskusstvennye obschestva// EhMM, 2012, tom 48, № 3, s. 3-20.

5. Marejke Ol'berg, Shadzheda Akhmed, Bertram Lang. Kompleksnoe vnedrenie sistemy sotsial'nogo kreditovaniya Kitaya. Tsentralizovannoe planirovanie, lokal'nye ehksperementy //Merics. 2017. URL: https://www.merics.org/sites/default/files/2017-12/171212_China_Monitor_43_Social_Credit_System_Implementation.pdf

6. Narody Kitaya //URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F

7. Chzhao Yusha. 4,9 mln lyudej s plokhim kreditnym spiskom zapretili prinimat' samolety //Global times. 2016 URL: http://www.globaltimes.cn/content/1015549.shtml

8. Persson, Torsten, G?rard Roland, and Guido Tabellini. "Comparative Politics and Public Finance." //Journal of Political Economy 108, no. 6 (2000): 1121-161. doi:10.1086/317686.

9. Tiebout, Charles M. "A Pure Theory of Local Expenditures." //Journal of Political Economy 64, no. 5 (1956): 416-24.