Стратегические ориентиры в межотраслевом распределении трудовых ресурсов республик Башкортостан и Татарстан
Стратегические ориентиры в межотраслевом распределении трудовых ресурсов республик Башкортостан и Татарстан
Аннотация
Код статьи
S207751800007490-8-1
DOI
10.18254/S207751800007490-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рабцевич Андрей Александрович 
Аффилиация: Центр стратегических и междисциплинарных исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Аннотация

В статье проводятся анализ динамики балансов трудовых ресурсов Республики Башкортостан и Республики Татарстан, а также их сопоставление с межотраслевым распределением производства добавленной стоимости. Выявляются расхождения в приоритетах межотраслевого распределения трудовых ресурсов, приводятся выводы о соответствии сложившейся в регионах ситуации с занятостью декларируемым региональной властью стратегическим приоритетам инновационного и социально-экономического развития. 

Ключевые слова
региональная экономика, экономика труда, социально-трудовая сфера, трудовые ресурсы, Республика Башкортостан, Республика Татарстан
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках выполнения плана НИР УФИЦ РАН по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ №075-00326-19-00 от 27.12.2018
Классификатор
Получено
11.11.2019
Дата публикации
19.12.2019
Кол-во символов
33184
Всего подписок
17
Всего просмотров
244
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

1 Исследование изменений пропорций занятости, их системных причин и следствий, являются на современном этапе развития российской экономики чрезвычайно важными, поскольку органами государственной власти четко обозначен приоритет на достижение инновационного развития через мобилизацию внутренних ресурсов, в первую очередь - трудовых. В связи с этим, анализ тенденций распределения занятых в разрезе отраслей на региональном уровне позволяет выявить предрасположенность экономики региона к инновационному развитию, а их сопоставление с результатами производственной деятельности - определить стремление к достижению такого развития.
2 Межотраслевое распределение трудовых ресурсов становилось объектом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди наиболее значимых работ, посвященных данной теме, следует отметить: прогнозирование занятости населения в Российской Федерации по видам экономической деятельности В.С. Мхитаряна и Т.В. Сарычевой [21]; исследование источников структурных диспропорции занятости и формирование ее эффективной структуры в регионах России Т.В. Блиновой и В.А. Русановского [24]; оценку перспективного состояния трудовых ресурсов в российских регионах по видам экономической деятельности А.Г. Коровкина [15] и др. В то же время, вопросы анализа балансов трудовых ресурсов и их сравнения в разрезе регионов, имеющих схожую структуру и уровень развития экономики, остаются малоизученными.
3 Теоретико-методологическую основу исследования социально-трудовой сферы Республики Татарстан задали ученые советского периода (ТАССР), однако в целях достижения объективности базы исследования, в первую очередь, стоит упомянуть работы, охватывающие периоды закрепления и укоренения рыночных отношений в республике. Так, О.Ю. Новикова провела анализ организационной структуры и особенностей реализации процесса регулирования рынка труда Республики Татарстан в условиях государственного развития российской экономики начала 2000-х [23]. Вопросам институционального проектирования (укоренения институтов) формального и неформального секторов рынка труда в Республике Татарстан посвящена работа С.Ю. Евдокимова [12]. А.Ю. Белоусовым расставлены приоритеты государственной политики занятости в регионе, раскрыты вопросы целостной государственной политики в сфере занятости населения [9]. Им составлен стратегический сценарный прогноз занятости и безработицы в Республике Татарстан, а также прогнозный баланс трудовых ресурсов региона на 2004-2008 годы.
4 О.В. Сараевой выявлены проблемы миграционной политики, определены экономические факторы трудовой миграции, даны рекомендации по совершенствованию ее регулирования, а отдельное социологическое исследование выявило сложную структуру отношений жителей Республики Татарстан к трудовым мигрантам [27]. Кадровому потенциалу Татарстана также посвятила работу Н.В. Минуллина, которая провела оценку его наличия и влияния использования кадрового потенциала конкретной отрасли на экономику региона [19].
5 В исследованиях 2000-х годов также рассматривалась взаимосвязь системы подготовки кадров и спроса на региональном рынке труда [25], вопросы развития кадров непосредственно на предприятиях республики [16], возможности оценки эффективности и повышения качественных характеристик использования трудовых ресурсов Республики Татарстан [18]. Вопросы влияния региональной политики размещения вузов и федерального финансирования бюджетных мест в университетах на качество формируемого в субъектах РФ человеческого капитала рассмотрены в работах Ислакаевой Г.Р. и Зулькарная И.У. [13, 14]
6 В последнее десятилетие объектом исследований преимущественно выступали различные категории, связанные с трудовыми ресурсами и другими субъектами социально-трудовых отношений. Одной из таких категорий выступил трудовой потенциал, особенностям реализации которого в кризисных условиях региональной экономической системы посвятила свою работу А.Г. Мухаметшина [20], рассмотрению развитости его структурных компонентов и оценке эффективности управления - В.В. Шамсутдинова [32], а перспективам его стратегического развития в социально-экономической системе Республике Татарстан - Е.Ю. Тихонова [29]. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов Республики Татарстан на муниципальном уровне выявила А.М. Хамидуллина [30], состояние и перспективы развития кадрового потенциала региона проанализировала Л.Р. Шагивалиев [31], влияние на уровень занятости факторов состояния экономической конъюнктуры республики определил Э.Ф. Саляхов [26].
7 Таким образом, несмотря на относительную научную разработанность проблем функционирования социально-трудовых отношений в Республике Татарстан, межотраслевое распределение занятости в этой республике не становилось объектом серьезных научных исследований. В этом отношении вызывает также интерес анализ степени разработанности проблем межотраслевых пропорций распределения трудовых ресурсов в Республике Башкортостан.
8 Одной из самых специфических работ по данной тематике выступает диссертационное исследование Э.Р. Мамлеевой, посвященное эффективности межотраслевых пропорций использования трудовых ресурсов Республики Башкортостан. Такая эффективность достигается «их функционированием в отраслях народного хозяйства с учетом профессионально-квалификационной структуры и в условиях полной и продуктивной занятости, а также, полной загрузки производственных мощностей с учетом фактора эффективной миграции» [17]. Э.Р. Мамлеева констатирует, что, в отличие от развитых стран, где баланс трудовых ресурсов формируется под действием изменений производительности труда между секторами экономики, происходившее в условиях начала 2000-х годов массовое перемещение трудовых ресурсов из отраслей материального производства в сферу услуг и непроизводственные сектора экономики было спровоцировано кризисной ситуацией промышленных производств и чрезвычайной межотраслевой дифференциацией размеров оплаты труда [17].
9 Автором предложена модель оценки эффективности межотраслевого распределения трудовых ресурсов, которая позволяет рассчитать оптимальный баланс трудовых ресурсов с минимумом безработицы и максимальным объемом валового продукта. Кроме того, модель дает возможность выявить, спрогнозировать и восполнить недостаток трудовых ресурсов в отраслях с высоким потенциалом приращения валового продукта и определить приоритеты межотраслевой динамики, для чего используются показатели, обуславливающие экономический рост: производительность труда, доля добавленной стоимости в общем объеме выпуска и темпы ее прироста по отраслям, а также удельный вес продукции отдельных отраслей в объеме выпуска промышленной продукции [17].
10 Межотраслевые пропорции распределения занятого населения Республики Башкортостан затрагивает также работа Т.В. Сарычевой, в которой, на основе методики типологизации регионов, основанной на анализе концентрации численности трудовых ресурсов в российских регионах по секторам экономики, выявлена асимметрия в региональной структуре занятости по видам экономической деятельности. Республика отнесена автором к агропромышленным регионам, с ориентацией на внутренний рынок труда, характеризующимся значительным сокращением численности трудовых ресурсов во всех основных видах экономической деятельности [28].
11 Анализу структуры занятости работников по отраслям экономики Республики Башкортостан последнего десятилетия XX века уделено внимание Х.Н. Гизатуллиным, который приходит к выводу, что «именно высокий уровень оплаты труда играет решающую роль в формировании величины предложения рабочей силы и распределения ее между отраслями с учетом квалификационного уровня» [11].
12 Исследование З.Ф. Гариповой, посвященное эффективности использования трудового потенциала Республики Башкортостан на рубеже 1990-х - 2000-х годов, в качестве одного из выводов приводит факт значительной межотраслевой миграции работников в отрасли предоставления услуг из сельскохозяйственных и обрабатывающих секторов экономики региона, особенно среди контингента молодого возраста. Кроме того, уровень оплаты труда в системе органов государственной власти, как и в топливной, химической и нефтехимической отраслях, серьезно деформирует отраслевую структуру распределения занятых [10].
13 Помимо вышеперечисленных авторов, те или иные аспекты межотраслевого распределения трудовых ресурсов разрабатывались: У.А. Назаровой - проблемы концентрации высокопроизводительных трудовых ресурсов в связи с неоправданной отраслевой дифференциацией заработных плат на территории Республики Башкортостан, в том числе между работниками и работодателями в рамках одной отрасли [22]; А.У. Байгильдиной - влияние отраслевой структуры занятости и ее структурных сдвигов на социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Башкортостан [8]; и др. Соответственно, в рамках обозначенной темы имеется ограниченное число работ, при этом можно заключить, что за последнее десятилетие у научного сообщества региона не сформировался интерес в данном направлении исследований, хотя их актуальность не вызывает сомнений.
14 Стоит отметить, что с 2017 года произошел переход учета видов экономической деятельности на ОКВЭД2 [1]. В связи с необходимостью обеспечения сопоставимости данных с прошлыми периодами, в рамках настоящей статьи некоторые виды деятельности нами сгруппированы по ОКВЭД1 (Таблица 1).
15

Таблица 1. Группировка видов экономической деятельности по ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, применяемая в настоящем исследовании

Упрощенное представление  ОКВЭД 1  ОКВЭД 2
Код Раздел Код Раздел Код Раздел
I Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (с учетом деятельности домохозяйств) 01-02 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство А Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
05 Рыболовство, рыбоводство Т Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления»
95-97 Деятельность домашних хозяйств    
IV Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 40-41 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды D Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
E Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
VIII Транспорт и связь 60-64 Транспорт и связь H Транспортировка и хранение
J Деятельность в области информации и связи
X Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 70-74 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг L Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
M Деятельность профессиональная, научная и техническая
N Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
XIV Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 90-93 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг R Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
S Предоставление прочих видов услуг
16 На основе упрощенных кодов, соответствующих ОКВЭД1, представляется возможным графически отобразить изменение структуры занятых Республики Башкортостан по отраслям за фактический период 2008-2018 гг. (рис. 1).
17

Рисунок 1. Динамика численности работников Республики Башкортостан по видам деятельности 2008-2018 гг., %

18 В качестве источника информации для рисунка 1 использовался баланс трудовых ресурсов Республики Башкортостан, который отражает их вовлечение и пропорции использования в экономике региона. Методология составления баланса основывается на обобщении отчетности организаций, обследованиях занятости населения и статистических данных органов власти. Рисунок иллюстрирует плавную погодовую динамику пропорций занятости, однако в долгосрочном периоде изменения оказались достаточно ощутимыми. В нашем случае интерес представляют количественные изменения баланса трудовых ресурсов за десятилетие, что позволяет понять, какие отрасли концентрируют большее число работников (табл. 2).
19

Таблица 2. Динамика значений баланса трудовых ресурсов Республики Башкортостан по структуре ОКВЭД1 [6], чел.1

Код Вид экономической деятельности 2008 2018 Динамика 2018/2008, % Динамика 2018/2008, п.п.
I Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (с учетом деятельности домохозяйств) 265280 137862 -48,0 -6,5
II Добыча полезных ископаемых 40774 39126 -4,0 0
III Обрабатывающие производства 296790 267780 -9,8 -0,7
IV Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 45001 66497 +47,8 +1,4
V Строительство 145407 167390 +15,1 +1,8
VI Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 319115 306150 -4,1 +0,3
VII Гостиницы и рестораны 31260 38740 +23,9 +0,5
VIII Транспорт и связь 106424 133046 +25,0 +1,9
IX Финансовая деятельность 20736 24966 +20,4 +0,3
X Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 118997 160802 +35,1 +2,8
XI Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 72200 73421 +1,7 +0,3
XII Образование 197415 144960 -26,6 -2,4
XIII Здравоохранение и предоставление социальных услуг 122650 110440 -10,0 -0,3
XIV Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 54890 60604 +10,4 +0,5
Всего 1836939 1731784 -5,7  
1. Источник информации: Прогнозирование баланса трудовых ресурсов // Информационный портал занятости населения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. URL: //bashzan.ru
20 Таблица 1 позволяет заключить, что за рассматриваемый период количество занятых в целом снизилось на 5,7%. Наибольшее сокращение занятых в Республике Башкортостан произошло в сельском хозяйстве и связанных отраслях - почти в 2 раза. Кроме того, прогнозируется дальнейшее сокращение по данной отрасли. Наибольший же рост показателя наблюдается в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (IV) - в 1,5 раза, что может говорить о формировании избыточной трудоемкости производственных процессов в данном виде деятельности.
21 В целях сопоставления пропорций занятости между регионами рассмотрим также динамику распределения работников в Республике Татарстан по видам деятельности (рис. 2).
22

Рисунок 2. Динамика численности работников Республики Татарстанпо видам деятельности 2008-2018 гг., %

23 Здесь также наблюдается отсутствие резких колебаний распределения занятых и, в целом, за десятилетие по многим отраслям удалось сохранить начальные пропорции. Количественные изменения баланса трудовых ресурсов региона позволяют также сделать вывод о расхожих с трендами экономики Республики Башкортостан направлениях развития пропорций занятости (Таблица 3).
24

Таблица 3 - Динамика значений баланса трудовых ресурсов Республики Татарстан по структуре ОКВЭД1,тыс. чел.2

Код Вид экономической деятельности 2008 2018 Динамика 2018/2008, % Динамика 2018/2008, п.п.
I Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (с учетом деятельности домохозяйств) 159,6 156,5 -1,9 -0,8
II Добыча полезных ископаемых 38,2 48,3 +26,2 +0,4
III Обрабатывающие производства 335,1 349,2 +3,2 -0,6
IV Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 45,2 68,9 +52,4 +1,0
V Строительство 179,4 196,3 +9,4 +0,2
VI Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 298,0 318,0 +5,6 -0,1
VII Гостиницы и рестораны 44,3 45,4 +0,5 -0,1
VIII Транспорт и связь 128,2 173,2 +34,6 +1,8
IX Финансовая деятельность 32,1 40,2 +26,8 +0,3
X Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 125,9 156,0 +25,6 +1,1
XI Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 74,3 70,9 -4,6 -0,5
XII Образование 178,4 161,9 -9,4 -1,5
XIII Здравоохранение и предоставление социальных услуг 106,8 100,3 -6,2 -0,7
XIV Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 68,1 65,8 -2,8 -0,4
Всего 1813,6 1950,9 +7,3  
2. Источник информации: Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Татарстан // Официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. URL: //mtsz.tatarstan.ru
25 За рассматриваемый период количество занятых в Республике Татарстан увеличилось на 7,3%, при этом наибольший рост продемонстрировал такой вид деятельности, как «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (+52,4%), а наибольшее сокращение произошло в сфере образования (-9,4%).
26 Как правило, оценка тенденций изменения конкурентоспособности региональной экономики в отраслевом разрезе строится на расчете показателя производительности труда (ПТВДС) для i-отрасли и j-года:
27 ПТijВДС=ВДСijотр / СЧijраб
28 ВДСотр - валовая добавленная стоимость, созданная в отрасли, руб.
29 СЧраб - среднесписочная численность работников отрасли, чел.
30 Сравнение динамики изменения отраслевой занятости и распределения производимой валовой добавленной стоимости по видам деятельности позволяет понять направление развития экономики региона в сторону большей результативности производственного процесса. Кроме того, это необходимо для выявления степени соответствия реальной практики хозяйственной деятельности стратегическим ориентирам, заявляемым в программно-целевых документах региональных органов власти. В первую очередь, рассмотрим изменения, произошедшие с ВДС и трудовыми ресурсами в Башкортостане за 2008-2017 годы (рис. 3).
31

Рисунок 3. Сопоставление межотраслевой занятости трудовых ресурсов Республики Башкортостан и доли валовой добавленной стоимости, производимой ими

32 В первую очередь, следует обратить внимание на отрасль сельского хозяйства (с учетом деятельности домохозяйств) - здесь за 10 рассматриваемых лет доля занятого населения сократилась с 14,4% до 9,1% (на 5,3 п.п.), при уменьшении валовой добавленной стоимости с 8,3% до 7% (на 1,3 п.п.), то есть налицо задействование резервов сокращения кадров, что говорит об изначальной трудоизбыточности данной отрасли. Вторая из рассматриваемых отраслей - «Добыча полезных ископаемых», где сокращение работников произошло на 0,2 п.п. - с 2,2% до 2%. В свою очередь, добавленная стоимость сократилась в разы - с 11,8% до 3,5% (более чем в 3 раза), что позволяет предположить о существенном изменении внешних конъюнктурных условий, в значительной степени влияющих на результативность добывающих производств. Кроме того, сказывается истощенность наиболее рентабельных запасов углеводородного сырья в Республике Башкортостан.
33 Обрабатывающие производства с 2008 по 2017 годы практически не изменили значения производимой стоимости (28,5% и 28,3%, соответственно), однако произошло заметное сокращение количества работников, с 16,2% до 15,0%, позволяющее сделать вывод о некотором их высвобождении в связи с внедрением трудосберегающих технологий и, следовательно, повышением производительности труда.
34 По виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» можно отметить резкий рост занятых с 2,4% до 3,5% (почти в 1,5 раза), при этом также произошел рост производства добавленной стоимости, но меньших масштабах (с 3,2% до 3,8%), что говорит об уменьшении эффективности трудовой деятельности в данной отрасли.
35 Что касается строительной отрасли, рост доли занятых с 7,9% до 9,6% (на 1,7 п.п.) количественно не повторяет рост производства стоимости с 6,6% до 7,2% (на 0,6 п.п.). Данное обстоятельство говорит об увеличении трудоемкости строительных производств, экстенсивного использования дешевой рабочей силы вместо внедрения передовых производственных технологий строительства.
36 Торговля и ремонт демонстрируют несущественное увеличение доли занятых (с 17,4% до 17,6%), при этом результативность также увеличилась незначительно с 15,1% до 15,5% - здесь застой показывает отсутствие развития за десятилетие, либо сокрытие результатов функционирования предприятий данной отрасли.
37 В виде деятельности «Гостиницы и рестораны» также заметно незначительное увеличение занятости - с 1,1% до 1,2%, при этом рост добавленной стоимости происходил более высокими темпами и в итоге повысился с 1,7% до 2,2% (на 0,5 п.п.), что говорит о переходе предприятий данной отрасли на эффективные формы хозяйственной деятельности.
38 Организации транспорта и связи увеличили контингент работников на 1,7 п.п. с 5,8% 7,5%, добавленная стоимость возросла на сходное значение в 1,5 п.п. - с 8,9% до 10,4%.
39 Финансовая деятельность охватывает наименьшее количество работников - 0,2%, при этом представителям отрасли удалось удержать контингент на том же уровне и эффективизировать свою хозяйственную деятельность на 0,3 п.п. (изменение ВДС с 1,1% до 1,4%).
40 В отрасли «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» произошло существенное изменение обоих рассматриваемых показателей - доля трудовых ресурсов увеличилась с 6,5% до 8,8% (на 2,3 п.п.), а ВДС с 5,4% до 9,1% (на 3,7 п.п.), таким образом, данный вид деятельности, как и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» концентрирует работников, выбывающих из других отраслей, однако здесь труд используется более эффективно.
41 Теми же тенденциями характеризуется и контингент служащих, привлеченных к государственному управлению, военной службе и социальному обеспечению. Здесь произошло увеличение доли занятых с 3,9% до 4,7% (на 0,8 п.п.), а производимая добавленная стоимость увеличилась с 3,4% до 4,0% (на 0,6 п.п.).
42 Разнонаправленные тренды демонстрирует отрасль образования - при сокращении работников почти на 2 п.п. (с 10,7% до 8,6%), ее результаты позволили нарастить ВДС на 0,7 п.п. - с 3,3% до 4,0%. Это позволяет заключить о серьезном увеличении производительности труда научно-педагогических работников образовательных учреждений.
43 Не меньшая эффективизация произошла и в сфере здравоохранения. Здесь сокращение занятых произошло на 0,3 п.п. с 6,7% до 6,4%, а доля добавленной стоимости повысилась почти в 1,5 раза - с 3,3% до 4,5%.
44 Производительность труда растет и по виду деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - увеличение контингента занятых с 3,0% до 3,4% сопровождается ростом добавленной стоимости с 0,9% до 1,3%.
45 Таким образом, в экономике Республики Башкортостан наиболее эффективными с точки зрения производства добавленной стоимости являются отрасли: «Обрабатывающие производства» - здесь на каждый процент занятых приходится около 1,9% ВДС, «Добыча полезных ископаемых» - 1,8% ВДС, а также «Транспорт и связь» 1,4% ВДС.
46 В Республике Татарстан, при сопоставимой с Республикой Башкортостан структуре межотраслевой занятости трудовых ресурсов, процессы в создании добавленной стоимости имеют ощутимые отличия (рис. 4).
47

Рисунок 4. Сопоставление долей трудовых ресурсов Республики Татарстан и доли валовой добавленной стоимости, производимой ими

48 Здесь, в отличие от Республики Башкортостан, не произошло существенного сокращения занятых в сельском хозяйстве - при сокращении на 0,8 п.п. (с 8,8% до 8%) объем добавленной стоимости практически не изменился, снизившись с 7,3% до 7,1% (на 0,2 п.п.), что говорит, скорее, о планомерном высвобождении работников в связи с уменьшением трудоемкости производственного процесса в отрасли.
49 В добывающих отраслях также заметна разница в эффективности производственного процесса - доля задействованных трудовых ресурсов расширилась с 2,1% до 2,5% от общего контингента при сопоставимом росте создаваемой добавленной стоимости - здесь наблюдается повышение ВДС с 21,9% до 25,2% от общих объемов, производимой экономикой региона. Это свидетельствует о поддержке достаточного потока инвестиций в воспроизводственные процессы, в первую очередь - в добычу углеводородов.
50 Усиление позиций добывающих отраслей в Республике Татарстан происходит в ущерб обрабатывающим производствам - за десятилетие здесь произошло снижение контингента работников с 18,5% до 17,8% (на 0,7 п.п.) при более значимом снижении результативности - с 19,0% до 17,2% (на 1,8 п.п.).
51 Как и в Республике Башкортостан, в рассматриваемом регионе произошло увеличение доли занятых по виду «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - рост 2,5% до 3,5% (на 1 п.п.) со снижением добавленной стоимости с 3% до 2,6% (на 0,4 п.п.), что позволяет говорить о значительном падении производительности труда в данной отрасли.
52 Схожая ситуация наблюдается и в строительстве. При росте доли занятых с 9,9% до 10,1% результативность упала с 10,5% до 9,3% (на 1,2 п.п.), что свидетельствует о приоритетах экстенсивного использования трудовых ресурсов.
53 По виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» произошло пропорциональное сокращение обоих долей: трудовых ресурсов - с 16,4% до 16,2%, стоимости - с 13,0% до 12,5%.
54 По виду «Гостиницы и рестораны» сходные тенденции - снижение с 2,4% до 2,3% и с 1,2% до 1,1%, соответственно.
55 Отрасль «Транспорт и связь» характеризуется заметным падением производительности труда - при росте доли занятых с 7,1% до 8,9% (на 1,8 п.п.) произошло уменьшение объемов создаваемой стоимости с 8,3% до 7,8% (на 0,5 п.п.).
56 Те же тенденции наблюдаются и в финансовой деятельности - рост занятых с 1,8% до 2,1% сопровождался снижением результативности отрасли с 0,5% до 0,4% от общего объема стоимости.
57 Вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» демонстрирует экстенсивное развитие - рост занятых с 6,9% до 8,1% (на 1,2 п.п.) сопряжен с пропорциональным ростом объемов создаваемой стоимости с 7,0% до 7,9% (на 0,9 п.п.).
58 Контингент служащих по виду «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» за десятилетие снизился с 4,1% до 3,6%, однако объемы производимой стоимости остались неизменными - 2,6%.
59 Та же ситуация сложилась со сферой образования, которая сохранила производство 2,7% добавленной стоимости, сокращение занятых составило 1,5 п.п. (с 9,8% до 8,3%).
60 В здравоохранении и предоставлении социальных услуг трудовые ресурсы также сократились (с 5,9% до 5,2%), но производительность выросла с 2,0% до 2,3%.
61 Можно сделать промежуточный вывод, что в трех указанных выше отраслях с абсолютным доминированием государственного сектора произошла так называемая «оптимизация» штатной численности работников, выражающаяся в сокращении непроизводительных функций при сопутствующей эффективизации их деятельности.
62 Производительность труда существенно выросла и по виду деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - доля занятых снизилась с 3,8% до 3,4% (на 0,4 п.п.), а рост добавленной стоимости произошел почти на 0,3 п.п. (с 1,0% до 1,3%).
63 Таким образом, непропорциональное технологическое развитие отраслевой структуры в пользу добывающих отраслей в Республике Татарстан привело к заметному сокращению объемов валовой добавленной стоимости в таких видах деятельности, как «Обрабатывающие производства», «Строительство», «Транспорт и связь» и «Финансовая деятельность». Наиболее эффективными с точки зрения производства добавленной стоимости являются отрасли: «Добыча полезных ископаемых» - здесь на каждый процент занятых приходится около 10,2% ее объема (в 5 раз результативней, чем в Республике Башкортостан), «Обрабатывающие производства» - 1%, а также «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 1% ВДС формируется 1% занятых.
64 Стоит отметить, что добыча полезных ископаемых является одним из значимых факторов экономической динамики обеих республик. Сопоставление доли занятых и объемов валовой добавленной стоимости по этому виду деятельности за рассматриваемое десятилетие дает возможность обозначить ключевое отличие между экономиками двух регионов (рис. 5).
65

Рисунок 5. Динамика доли валовой добавленной стоимости и доли занятых по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», %

66 Реальные тенденции, выявленные в ходе анализа, не согласуются с продекларированными ранее региональными органами власти обеих республик приоритетами инновационного развития. В первую очередь, рассмотрим программно-целевые установки Правительства Республики Татарстан, реализованные в 2010-х годах. Базовым нормативно-правовым актом, отражающим перспективное видение развития экономики региона, выступила Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, указавшая приоритет «развития альтернативных нефтедобыче инновационных отраслей экономики» [2], к которым относились наукоемкие машиностроение (авиатехника и автомобили), приборостроение, продукция деревообработки и агропромышленного комплекса, а также промышленность высоких переделов.
67 Стратегические ориентиры развития отраслей в первой половине текущего десятилетия задавала Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, где указывалась одна из ключевых задач - «создание инновационной диверсифицированной экономики» [3]. Для приоритетных направлений развития региона и поддержки новых отраслей обозначался существующий дефицит высококвалифицированных специалистов. Учитывая, что для оценки исполнения целевых параметров Программы использовались показатели «Доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте, %», «Доля экспорта несырьевой продукции в общем объеме производства, %», «Доля инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции, %», «Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте, %» и другие [4], возможно заключить, что развитие добывающих производств, произошедшее за десятилетие, не способствовало выполнению данных показателей. Помимо этого, в Программе указано, что преимущественное развитие отрасли добычи и переработки углеводородов в предыдущие годы деформировало рынок труда с точки зрения размеров выплачиваемой заработной платы. И, поскольку добывающий сектор более привлекателен для работников как получателей определенной ренты, он концентрирует наиболее перспективных работников в ущерб инновационно-ориентированным отраслям. Как показал анализ, в рассматриваемый период были еще более усилены позиции добывающего сектора в межотраслевых пропорциях занятости.
68 В настоящее время действует Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2021 гг.» [5], в которой указано, что основной объем экспортной продукции составляет сырая нефть, а также, ожидаемо, обозначены приоритеты поддержки предприятий несырьевого сектора в условиях острой необходимости диверсификации экономики, в первую очередь, в направлении химии и нефтехимии, машиностроения, легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции, интеллектуальных продуктов.
69 Представляется также необходимым выявить программно-целевые установки Правительства Республики Башкортостан, определенные для реализации в рассматриваемом периоде времени. Ключевым документом, определяющим развитие отраслей в 2008-2017гг., выступила т.н. «Стратегия 2020», отмененная в 2019 году [7]. В ней обозначены приоритетные виды экономической деятельности, в которых требовалось нарастить конкурентные преимущества: химия и нефтехимия, агропромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, транспорт, строительство. Кроме того, говорилось о том, что «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых останется важнейшим звеном в экономике республики», а развитие отрасли будет определяться «уровнем освоения новых технологий и научно-технических достижений в разведке и разработке нефтяных месторождений». Как видим, по большей части отраслей, в том числе добывающей, за десятилетие не достигнуто заметных результатов. Более того, вследствие отсутствия технико-технологического прогресса на предприятиях реального сектора экономики и негативному миграционному фону на протяжении длительного времени, созданы серьезные препятствия для развития отраслей, отвечающих задачам импортозамещения.
70 Таким образом, проведенное исследование межотраслевого распределения трудовых ресурсов республик Башкортостан и Татарстан позволяет сделать ряд выводов:
71
  1. Башкортостан делает ставку на продолжение эксплуатации нефтегазодобывающих отраслей при нисходящей динамике их доходности, что возможно только при значительных капиталовложениях.
  2. Татарстан, наоборот, в стратегических ориентирах постоянно обозначает необходимость ухода от сырьевой модели, при этом его зависимость от добывающего сектора только усиливается.
  3. Можно предположить, что расхождение ожидаемых результатов, прописанных в программно-целевых документах, от реальной практики происходит ввиду того, что в стратегиях развития нечетко прописаны инструменты достижения ключевых показателей эффективности, либо ожидаемые результаты неадекватны сложившейся реальной обстановке.
  4. Одной из причин систематической не реализуемости стратегий обеих республик может выступить то, что они не содержат четких параметров системы подготовки кадров для новых отраслей, а также существование непонимания на местах истинных целей стратегий.
  5. Отдельных исследований требует выявление причинно-следственных связей невыполнения ключевых показателей стратегии.

Библиография

1. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 января 2014 г. №14-ст «О принятии и ведении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (с изм. и доп.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: //docs.cntd.ru

2. Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2005г. №133-3РТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010гг.» // Республика Татарстан. - №258 от 29 декабря 2005г.

3. Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011г. №13-3РТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг.» // Республика Татарстан. - №89-90 от 04 мая 2011г.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июля 2012г. №624 «Об утверждении Регламента представления министерствами, ведомствами Республики Татарстан показателей для мониторинга целевых параметров, установленных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг., утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011г. №13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг.» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - №56 от 31 июля 2012г.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2013г. №823 «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2021 гг.»» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - №83 от 12 ноября 2013г., ст. 2783

6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (с Изменениями №2/2011, 3/2011, 4/2014). Принят и введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года №454-ст (утратило силу) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: //docs.cntd.ru

7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009г. №370 «О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года» (утратило силу) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 05 ноября 2009г. - №21, ст. 1459.

8. Байгильдина А.У. Регулирование социально-экономического развития муниципальных образований (на примере Республики Башкортостан): автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Байгильдина Альбина Ураловна. - Уфа, 2006. - 24с.

9. Белоусов А.Ю. Управление занятостью населения в регионе на примере Республики Татарстан: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Белоусов Альберт Юрьевич. - М., 2006. - 40с.

10. Гарипова З.Ф. Эффективность использования трудового потенциала региона (па примере Республики Башкортостан): автореферат дисс. … докт. экон. наук: 08.00.05 / Гарипова Зухра Фанусовна. - М., 2003. - 28с.

11. Гизатуллин Х.Н. Системный анализ эффективности трудового потенциала региона // Экономика региона. 2005. - №1. - с.114-136.

12. Евдокимов С.Ю. Институционализация неформальных экономических отношений на рынке труда как фактор устойчивого развития региона (на примере Республики Татарстан): автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Евдокимов Станислав Юрьевич. Казань, 2008. - 25с.

13. Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2012. № 1. С. 39-45.

14. Ислакаева Г.Р., Зулькарнай Н.У. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 2 (4). С. 67-73.

15. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030г. // Проблемы прогнозирования. 2013. - №4. - с.79-96.

16. Лялин А.П. Совершенствование системы управления кадровым потенциалом сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан: автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Лялин Александр Петрович. М., 2005. - 20с.

17. Мамлеева Э.Р. Эффективность использования и межотраслевого распределения трудовых ресурсов региона: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Мамлеева Эльвира Рашидовна. Уфа, 2006. - 28с.

18. Минуллина Н.В. Роль трудовых ресурсов в повышении эффективности функционирования предпринимательских структур (на примере фермерских хозяйств Республики Татарстан: автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Минуллина Наиля Валиулловна. Казань, 2005. - 24с.

19. Минуллина Н.В. Управление кадровым потенциалом как основа устойчивого развития региона (на примере Республики Татарстан): автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Минуллина Наиля Валиулловна. - Казань, 2008. - 23с.

20. Мухаметшина А.Г. Развитие трудового потенциала региона в условиях макроэкономической нестабильности: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Мухаметшина Айгуль Габдрауфовна. Казань, 2010. - 26с.

21. Мхитарян В.С. Прогнозирование занятости населения в Российской Федерации по видам экономической деятельности / В.С. Мхитарян, Т.В. Сарычева // Вопросы статистики. 2017. - №3. - с.18-29.

22. Назарова У.А. Система «работодатель - наемный работник»: проблема гармонизации современных социально-трудовых отношений: автореферат дисс. … докт. экон. наук: 08.00.05 / Назарова Ульяна Анатольевна. - М., 2008. - 48с.

23. Новикова О.Ю. Государственное регулирование занятости и безработицы в Республике Татарстан (1991-2002 гг.): автореферат дисс. … канд. социол. наук: 22.00.08 / Новикова Ольга Юрьевна. Казань, 2003. - 23с.

24. Русановский В.А. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах: научный доклад / Т.В. Блинова, В.А. Русановский. - М.: РПЭИ, 2002. - 46с.

25. Салихова А.Ф. Региональные особенности организации подготовки управленческих кадров (на примере промышленных предприятий Республики Татарстан): автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Салихова Альбина Фанависовна. Казань, 2005. - 28с.

26. Саляхов Э.Ф. Влияние малого предпринимательства на состояние и динамику локальных рынков труда в российской экономике: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Саляхов Эльдар Фанильевич. Казань, 2015. - 26с.

27. Сараева О.В. Миграционная политика как механизм регулирования трудовых ресурсов в Российской Федерации и Республике Татарстан автореферат дисс. … канд. социол. наук: 22.00.08 / Сараева Ольга Валерьевна. - Казань, 2006. - 24с.

28. Сарычева Т.В. Методология комплексного статистического анализа занятости в Российской Федерации по видам экономической деятельности: автореферат дисс. … докт. экон. наук: 08.00.12 / Сарычева Татьяна Владимировна. - М., 2017. - 60с.

29. Тихонова Е.Ю. Формирование и реализация социально-экономической политики региона на основе управления трудовым потенциалом: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Тихонова Елена Юрьевна. - Казань, 2011. - 25с.

30. Хамидулина А.М. Организационно-экономический механизм управления сбалансированным развитием муниципальных образований региона (на примере Республики Татарстан): автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Хамидулина Алина Марселевна. Казань, 2012. - 27с.

31. Шагивалиев Л.Р. Совершенствование механизма формирования кадрового потенциала аграрного сектора экономики: автореферат дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Шагивалиев Ленар Рифатович. Орел, 2018. - 28с.

32. Шамсутдинова В.В. Реализация трудового потенциала в системе экономического районирования российских регионов: автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Шамсутдинова Вероника Вячеславовна. Казань, 2012. - 25с.