Features of the functioning of the scientific situational center
Table of contents
Share
Metrics
Features of the functioning of the scientific situational center
Annotation
PII
S207751800007917-7-1
DOI
10.18254/S207751800007917-7
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Petr Grigorev 
Affiliation: Cemi RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article discusses the role and importance of the situational center in a scientific academic organization, the requirements for its intellectual content, as well as the problems and prospects of integrating such structures into the global system of distributed situational centers (SCC).

Keywords
situational center, organization, authorities, analytics, information, data, model, responsiveness, tools, platform, communication channel
Received
13.12.2019
Date of publication
19.12.2019
Number of characters
8247
Number of purchasers
16
Views
251
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 К настоящему моменту на достаточно высокий уровень развития выходят в первую очередь кризисные и сугубо административно-управленческие ситуационные центры (СЦ). Не отстают и СЦ сферы образования (центр управления проведением ЕГЭ, ВУЗовские центры дистанционного образования). Важнейшей задачей в становлении Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) является дальнейшее развитие СЦ научных институтов, занимающихся исследованием различных процессов в стране и мире и разработкой инструментария анализа и прогнозирования этих процессов.
2 В предыдущей работе [1] было выделено две грани научно-исследовательского СЦ: часть СРСЦ и инструмент управления организацией. Если во втором случае принцип функционирования довольно прозрачен и имеет не много существенных отличий от СЦ органа государственной власти (запрос информации – анализ ситуации – вынесение решения) и во многом выполняет контролирующую функцию, то в первом и, на наш взгляд, более важном случае СЦ в научной организации выполняет целый ряд иных функций.
3 Эти функции во многом сопоставимы с функциями соответствующих информационно-аналитических центров, созданных в ВУЗах:
4
  • оказание консалтинговых услуг организациям и предприятиям в сфере совершенствования управления и развития информационных технологий и систем;
  • проведение аналитических работ по заказам крупных информационно- аналитических центров Российской Федерации;
  • проведение краткосрочных обучающих курсов для руководителей среднего и низшего управленческих звеньев и специалистов организаций по тематике, связанной с совершенствованием их профильной управленческой деятельности, а также использование информационных технологий в аналитической обработке данных и производственной сфере;
  • консультирование руководителей промышленных предприятий и организаций по вопросам концептуального характера их организационно-управленческой, производственно-экономической, научной и иной деятельности;
  • осуществление экспертных работ по заказу промышленных предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, высших и средних учебных заведений и т. д. по вопросам развития информационных технологий, совершенствования систем управления и технической политики;
  • подготовка и проведение научных конференций, совещаний и семинаров по вопросам управленческого, информационно-компьютерного и промышленно-технологического характера. [2]
5 Разумеется, обучающая роль в научной организации выражена менее ярко, чем в учебном заведении, но при этом она не аннулируется: в роли обучаемых могут выступать как слушатели традиционных научных семинаров, провидимых в ситуационном центре, так и приглашенные учащиеся ВУЗов, которым в СЦ может быть прочитана часть программного учебного курса.
6 Вместе с тем в связи с наличием в информационной базе СЦ такого мощного исследовательского и управленческого инструмента, как компьютерные математические модели, появляется принципиально новая возможность в представлении результатов исследования или раскрытии учебного материала. Исходные данные могут быть в любой момент пересчитаны с помощью математического аппарата имеющейся в СЦ модели, и, вместо привычной схемы научной презентации, в которой докладчик отображает на презентационном устройстве полученные результаты статически (пусть и с несколькими примерами), появляется возможность отобразить любые возможные данные за интересующий отчетный период (например, в качестве ответа на вопросы аудитории). Таким образом, доклад либо учебный семинар становится динамическим и интерактивным. Этот пример показывает, что научный ситуационный центр полностью отвечает основному требованию, предъявляемому к ситуационным центрам: работа в режиме реального времени. Слушатели оперативно получают не только уточняющую информацию, но и путем ряда онлайн-экспериментов подтвердить правильность (либо выявить ошибочность) постулатов, выдвигаемых докладчиком вообще.
7 Если алгоритм «внутренней», на уровне организации, работы научного СЦ представляется в целом достаточно ясным, то на межорганизационном уровне, в рамках проектируемой в настоящее время системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) приходится сталкиваться с рядом трудностей:
8
  1. отсутствие нормативной и методической документации по организации деятельности ситуационных центров;
  2. проблема информационного и межведомственного взаимодействия;
  3. отсутствие типовых решений создания ситуационных центров;
  4. сложность в использовании информации государственного статистического наблюдения при организации деятельности ситуационных центров; [3]
9 К этому также можно добавить:
10
  • отсутствие единой платформы, на которой могли быть представлены все центры СРСЦ в глобальной сети;
  • отсутствие единых требований к поступающим статистическим данным (проистекает из отсутствия типовых решений по организации СЦ).
11 Что касается объединенной платформы для различных СЦ, то рядом разработчиков предлагались различные проекты, содержащие информацию о ряде информационных центров и их наполнении. Однако без должного дальнейшего развития данных проектов можно наблюдать ту же картину, что и в приведенном выше примере с докладом «традиционного» типа: в конечном итоге пользователь получает лишь статическую информацию. Если рассматривать пример с ситуационным центром ЦЭМИ РАН, располагающим рядом математических моделей, то в этом случае можно получить сведения об авторах, паспорт модели, краткое описание, сфера использования, несколько примеров. Опробовать же модель «на ходу» возможным не представляется, и тем самым приходится возвращаться к традиционным средствам обмена информацией – электронная почта, дополнительные встречи, совещания и т.п. Такой консервативный подход делает абсолютно невозможным проведение оперативного анализа и быстрое принятие решений, а это, как уже неоднократно говорилось ранее, является одним из основополагающих требований к современному СЦ.
12 Решение этой проблемы путем внедрения и отладки необходимого программного обеспечения позволяет продемонстрировать все возможности компьютерной модели и предоставить необходимые данные представителя прочих ситуационных центров, в том числе, что особенно важно, ситуационных центров органов региональной и федеральной власти. Интерактивность и наглядность материала и простота пользовательского интерфейса становится в свою очередь важным требованием к программному продукту (модели). Существенную роль здесь следует отвести динамическим диаграммам и, особенно при построении мировых и региональных моделей, картограммам (Рис. 1)
13

Рис 1. Прогнозирование роста числа патентов на одного научного работника (из проектируемой в настоящее время группой специалистов ЦЭМИ РАН компьютерной модели «Интеллектуальная Россия»)

14 Подводя промежуточный итог, обозначим основные взаимные требования во взаимодействии СРСЦ и научного СЦ:
15
  • - от СЦ – широкий выбор инструментария для анализа и прогнозирования различных ситуаций и простота его использования (следует избегать больших числовых массивов, иметь качественный интерактивный иллюстративный материал);
  • - от СРСЦ –
16 а) наличие доступа к открытым информационным базам (Росстат);
17 б) наличие мощной защищенной, как от физических, так и виртуальных опасностей (взлом, вредоносное ПО) серверной платформы для хранения и обработки статистической информации;
18 Наличие надежных, устойчивых каналов связи является общим требованием и к каждому центру в отдельности, и к сети центров в целом.
19 Вопрос о том, на кого будет возложена функция формализации данных для обработки математическими моделями непосредственно (на центральную платформу СРСЦ или на сами центры в научных организациях) на данный момент представляется дискуссионным и будет рассматриваться в дальнейшем.
20 В целом эволюция уже многочисленных на сегодняшний день ситуационных центров, созданных в Российской Федерации, имеет большие перспективы, а создаваемая СРСЦ уже на данном этапе – этапе становления, доказывает свою важность. Результатом работ по ее развитию должна стать новая инфраструктурная единица, позволяющая административным органам принимать оперативные и в то же время фундаментально обоснованные управленческие решения, что не только поспособствует улучшению качества жизни, но и поднимет престиж научной работы вообще.

References

1. Grigor'ev P.V. Situatsionnye tsentry: istoriya i sovremennost' // Iskusstvennye obschestva. 2018, T. 13, № 4. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800000139-1-1

2. Loginovskij O.V., Lyubitsyn V.N. Informatsionno-analiticheskie tsentry kak instrument razvitiya intellektual'nogo resursa sovremennogo obschestva // Vestnik YurGU, № 23, Chelyabinsk, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14254753

3. Sherstobitov S.A. Znacheniya i napravleniya razvitiya situatsionnykh tsentrov v Rossijskoj federatsii i za rubezhom (vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota) // Chelyabinsk, YurGU, KTUR-293, 2016. URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/10833/2016_293_sherstobitovsa.pdf