Assessment of the Influence of Economic Indicators of Regional Development on the Number of Students by Educational Levels of Training in Kemerovo region
Table of contents
Share
QR
Metrics
Assessment of the Influence of Economic Indicators of Regional Development on the Number of Students by Educational Levels of Training in Kemerovo region
Annotation
PII
S207751800013958-2-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Tatiana Bobko 
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Siberian State Industrial University
Address: Russian Federation, Novokuznetsk
Yulia Prituzhalova
Affiliation: Siberian State Industrial University
Tatiana Petrova
Occupation: Professor
Affiliation: Siberian State Industrial University
Address: Russian Federation, Novokuznetsk
Abstract

The aim of the study is to establish the interdependence of the number of students enrolled in programs of higher and secondary vocational education in the Kemerovo region of graduates and regional economic factors. The study was carried out on the example of statistical data for the Kemerovo region - Kuzbass. Revealing the dependence is due to the need for innovative development of the Kuzbass industry, which is impossible without relying on the «knowledge economy» and the highly qualified human resources of the region. A working model of interaction between the stakeholders of universities in the preparation of highly qualified personnel for the region has been compiled. The dependence of the number of students at the universities of the Kemerovo region of students on the factors under consideration has been established. Models of the correlation dependence of the number of students in programs of higher and secondary vocational education in the Kemerovo region on the average per capita income of the population have been built.

Keywords
еconomic factors, potential of university graduates, correlation analysis, regional economy, gross regional product, GRP, number of students
Received
23.02.2021
Date of publication
22.03.2021
Number of purchasers
17
Views
1351
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 В современных условиях, когда внедрение цифровизации и инноваций в производственные процессы предприятий и организаций осуществляется с высокой скоростью, также быстро вынуждены изменяться образовательные процессы в высших учебных заведениях, обеспечивающие подготовку глубоко образованных бакалавров и специалистов для отраслей промышленности, и рынок труда. Кроме этого, сегодня в глобальной образовательной сфере происходит большая трансформация, связанная с постиндустриальным развитием общества и становлением «экономики знаний».
2 Эти обстоятельства оказывают большое влияние на развитие высшего образования в промышленных регионах нашей страны, одним из которых является Кемеровская область. Для повышения глобальной конкурентоспособности производств, размещенных на территории области, увеличения экономической устойчивости Кузбасса, роста величины создаваемого валового регионального продукта (ВРП), требуется новая когорта талантливых молодых специалистов, владеющих аналитическими, управленческими, предпринимательскими и другими актуальными компетенциями. Поэтому качество профессиональной подготовки молодых специалистов и сформированные компетенции выпускников вузов становятся важнейшим ресурсом роста экономики региона.
3 Таким образом, в настоящее время, представляет научный интерес проблема исследования влияния экономических факторов развития региона на процесс формирования потенциала выпускников вузов и моделирования механизма регулирования взаимодействия трех объектов территориальной организации подготовки высококвалифицированных кадров: «Рынка труда региона» - «Системы образования региона» - «Бизнес-среды региона».
4 Потенциал выпускников вузов является одним из ресурсов инновационного развития региональной экономики. Он определяет не только возможности воспроизводства кадров с высшим образованием, но и обеспечивает применение «новых знаний» в производственных процессах отраслевых предприятий. Для студентов вузов получение специфических компетенций возможно только в рамках дополнительного образования, получаемого параллельно с основным. Повышение квалификации или переподготовка по аккредитованным программам – это платная услуга вузов, требующая наличия источника финансирования. Как правило, таким источником денежных ресурсов выступает семейный бюджет обучающегося, который зависит от доходов населения региона.
5 В научных изданиях анализ взаимозависимости доходов населения и ВРП или ВНП (в зависимости от масштаба исследования) встречается довольно часто [10, 8, 7, 6, 2]. Однако оценки влияния этих экономических факторов на формирование потенциала выпускников вузов как основы кадрового потенциала региона не проводилось.
6 В представленной работе использовались следующие методы исследования: метод корреляционного анализа, метод сравнения, статистический метод применялись для исследования факторов формирования потенциала выпускников вузов, соответствующего требованиям инновационного развития региональной экономики. Информационной базой для исследования послужили статистические данные Росстата, Кемеровостата, аналитические обзоры и отчеты ВШЭ и другие научные издания, также использованы труды отечественных ученых в области теории человеческого капитала и инновационного развития.
7 Развитие отраслей промышленности на основе использования новейших видов техники и технологий, насыщенных современными информационными системами управления, приводит к изменениям условий и форм труда персонала организаций. Цифровая трансформация и компьютеризация производства требуют подготовки кадров для становления «экономики знаний», растет спрос на молодых специалистов, владеющих универсальными компетенциями.
8 Потенциал выпускников вуза, внесенный ими после окончания учебного заведения в совокупный кадровый потенциал Кемеровской области, является важнейшим ресурсом для последующего наращивания потенциала инновационного развития региона.
9 В научных публикациях понятие «потенциал выпускников вуза» рассматривается с разных точек зрения. Одни исследователи рассматривают его как набор компетенций выпускников вуза [9]. Другие авторы как образовательный потенциал для развития территорий [16]. Третьи авторы – как трудовой потенциал, являющийся ресурсом для инновационной экономики, но этот подход тоже опирается на набор сформированных в вузе общепрофессиональных компетенций [19]. Четвертые - как профессиональный потенциал будущих молодых специалистов, в большей степени определяющийся уровнем профессионально-квалификационной подготовки в вузе [3]. Также существует подход, основанный на концепции человеческого капитала, и, в соответствии с ним, понятие потенциала выпускника вуза определяется как совокупность качественных характеристик, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития хозяйствующего субъекта [15]. В рыночной экономике, с точки зрения работодателей, основным результатом деятельности работника становится его способность приносить доход.
10 На сегодняшний день в высшем образовании широкое распространение получил компетентностный подход, определяющий набор базовых знаний, навыков и умений, которыми должен владеть выпускник вуза. Такие базовые знания, направлены на формирование трудового потенциала для предприятий Кузбасса. Студенты получают и развивают их в процессе обучения в региональных вузах, объем этих знаний ограничивается освоением обучающимися набора компетенций, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО).
11 Важными стэйкхолдерами вузов из внешней среды являются работодатели, в совокупности, составляющие бизнес-среду региона и рынок труда. Действующая модель их взаимодействия представлена на рисунке 1.
12

Рис.1 Действующая модель взаимодействия стейкхолдеров вузов при подготовке высококвалифицированных кадров для региона

13 Однако, на сегодняшний день, реализация такого компетентностного подхода, оказалась недостаточной с точки зрения ожидания работодателей. Этот подход стандартизован ФГОС ВО и компетенции выпускника формируются в процессе освоения ООП ВО. Требования представителей бизнес-среды расширяют набор необходимых им видов компетенций. Кроме наличия формируемых у обучающихся в вузах обязательных в рамках ФГОС ВО универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, они хотят видеть наличие информационных, коммуникативных, правовых, системных и многих других видов важных для них компетенций. Поэтому речь начинает идти не просто о квалификации, а о потенциале выпускника – аккумуляции им в процессе обучения дополнительных компетенций, обусловливающих целевые запросы работодателей. Наличие смежной профессии, дополнительной специализации или специальности к основному образованию существенно повышает востребованность молодых специалистов на рынке труда. Устный опрос, проведенный авторами среди представителей служб управления персоналом предприятий-работодателей г. Новокузнецка в рамках ярмарок вакансий и круглых столов по проблемам трудоустройства, показывает, что при выборе кандидатов на работу более 70% работодателей учитывают наличие у выпускников вузов дипломов о дополнительном образовании и удостоверений о повышении квалификации.
14 Для Кузбасса формирование высокого потенциала выпускников вузов является чрезвычайно важной целевой установкой. В Концепции инновационного развития Кемеровской области до 2030 года отмечается «дефицит подготовленных специалистов-менеджеров, владеющих практическими навыками управления инновационным предприятием» [11]. В связи с этим требуется вывить механизм, с помощью которого внешняя среда влияет на подготовку в вузах требуемых специалистов. В этом случае речь идет о формировании кадрового потенциала для предприятий региона на основе потенциала, которым обладают выпускники вузов
15 Деятельность внешних стейкхолдеров вузов характеризуется набором социально-экономических показателей, информация о динамике изменения которых позволяет оценивать текущие результаты деятельности региона и потенциал (перспективы) его развития. Модель взаимодействия основных стейкхолдеров территориальной организации подготовки высококвалифицированных кадров с учетом современных требований и показателей внешней среды представлена на рисунке 2.
16

Рис. 2 Модель взаимодействия основных стейкхолдеров территориальной организации подготовки высококвалифицированных кадров с учетом современных требований и показателей внешней среды: «Потенциал формирования ВРП бизнес-средой региона» - «Потенциал выпускников вузов» - «Кадровый потенциал регионального рынка труда»

17 Ведущими отраслями Кемеровской области являются горная, металлургическая, химическая промышленности, машиностроение. Для инновационного развития этих отраслей, требуются специалисты, владеющие компьютерными программами трехмерного моделирования, навыками управления беспилотной техникой, автоматизации и компьютеризации, а также работающие в сфере инновационных разработок [17].
18 По данным Кемеровостата, за последние пять лет численность исследователей в области технических наук в Кузбассе сократилась с 518 человек в 2015 году до 302 человек в 2019 году, т.е. на 41,7% [5].
19 Основу формирования кадрового потенциала Кузбасса обеспечивают 7 государственных образовательных учреждений высшего образования: Кемеровский государственный университет; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева; Сибирский государственный индустриальный университет; Кемеровский государственный медицинский университет; Кемеровский государственный институт культуры; Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт; Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний.
20 Для повышения доли исследователей в регионе создан НОЦ «Кузбасс», а также центры инновационного молодежного творчества (ЦМИТ) «Техносфера», «Идея», «Интеллектуальная электромеханика» и другие на базе различных высших учебных заведений Кемеровской области, которые способствуют генерации профессиональных знаний у студентов вузов и реализации их образовательных, научных и производственных проектов [4].
21 В условиях необходимости инновационного развития Кузбасса возникает потребность в создании модели оценки влияния внешних факторов на процесс формирования потенциала выпускника вуза с точки зрения возможностей, предоставляемых для этого ближайшей макросредой высшего учебного заведения. Известно, что подготовка учреждениями ВО молодых специалистов, соответствующих запросам регионального рынка труда, сталкивается с рядом проблем:
22
  • отсутствие отлаженной системы сотрудничества между высшими учебными заведениями и бизнес-структурами (работодателями) региона;
23
  • необходимость выстраивания схемы взаимодействия между учреждениями ВО и предприятиями-работодателями, особенно в части повышения роли вузов в разработке и внедрении инноваций и в коммерциализации передовых технологий.
24 Совершенствование организационных основ функционирования учреждений высшего образования предполагает расширение участия общества и бизнес-среды в управлении вузами. Внешняя среда включает большое количество компонентов, оказывающих прямое и косвенное влияние на уровень образованности и предпочтений населения в получении образования определенного уровня и профиля. От многих показателей развития внешней среды зависит объем социальной потребности в высшем образовании и спрос на образовательные услуги [21].
25 В настоящее время основными экономическими факторами, определяющими уровень развития региональной внешней среды вуза, являются валовый региональный продукт (ВРП) и среднедушевые доходы населения (СДДН). ВРП – обобщающий показатель экономической деятельности, представляющий собой валовую добавленную стоимость, созданную на территории региона за определенный период времени, характеризующий процесс производства товаров [18]. Он характеризует эффективность деятельности региона. Динамика изменения ВРП Кемеровской области с 2000 по 2019 гг. представлена на рисунке 3.
26

Рис.3. Динамика валового регионального продукта, млн. руб. Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

27 На основании, представленной на рисунке 3 диаграммы, можно сделать вывод, что изменения показателей валового регионального продукта имеют нестабильные тенденции роста и «волнообразный» характер. Так, если темп роста ВРП в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 22,1%, то в 2016 году по отношению к 2015 году его рост замедлился до 2,7%. Но в 2018 году снова наблюдается значительное увеличение роста ВРП на 17,3% по сравнению с 2017 годом.
28 Величина среднедушевых доходов населения является одним из ключевых показателей при определении уровня жизни региона. В соответствии с «Методикой расчета Баланса денежных доходов и расходов населения», среднедушевые денежные доходы (СДД) исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения. [12]. На рисунке 4 представлена динамика изменения среднедушевых доходов населения (СДДН) Кемеровской области с 2000 по 2019 годы.
29 На графике видно, что за данный промежуток времени наблюдается не равномерный рост величины среднедушевых доходов в Кемеровской области. Так, темп роста в 2013/2014 году составил 2,7%, а в 2016 году произошло падение доходов на 2,4% по отношению к 2015 году. Однако, с 2016 года снова наблюдается небольшой стабильный рост, и в 2019 году увеличение доходов по отношению к 2018 году составило 5,4%. В целом за последние 10 лет, согласно официальным статистическим данным, рост среднедушевых доходов в Кузбассе составил 59,1%.
30

Рис. 4. Динамика среднедушевых доходов населения (СДДН) Кемеровской области, руб. Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

31 Величина среднедушевого дохода населения является основой формирования покупательной способности семей, в которых есть обучающиеся в выпускных классах школ, и влияет на увеличение (или снижение) количества и «качества» абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, и в последующем их оканчивающих. Это связано с необходимостью оплаты за обучение по многим специальностям и направлениям подготовки в вузах. Например, средняя коммерческая стоимость очного обучения в вузах Кузбасса за 2019/2020 учебный год в среднем составляет 104000 руб. Средняя стоимость обучения в вузах Кемеровской области в том же периоде представлена на рисунке 5.
32

Рис. 5. Стоимость обучения в вузах Кузбасса в 2019/2020 уч. году Составлено авторами: данные взяты с официальных сайтов представленных вузов

33 Существенным вызовом для развития экономики Кузбасса является проблема старения жителей Кемеровской области (по данным Кемеровостата). Это обстоятельство говорит о том, что нагрузка на одного работающего по поддержанию благосостояния региона будет увеличиваться. Единственный способ не допустить падения уровня жизни населения – повышение производительности труда и эффективности региональной экономики. Следовательно, молодежь должна получить в вузе такие универсальные знания и навыки, которые позволят выпускникам быстро адаптироваться к изменяющейся внешней среде и вносить свой вклад в наращивание валового регионального продукта (ВРП).
34

Рис. 6. Численность обучающихся по разным уровням подготовки, тыс. чел. Составлено авторами: Федеральная служба государственной статистики.

35 Как отмечалось выше, фактором, оказывающим влияние на распределение выпускников школ по уровням образования, оказывается величина среднедушевых доходов населения. На рисунке 6 представлена динамика численности обучающихся по программам ВО и СПО с 2000 по 2019 годы. Представленные на диаграмме статистические данные показывают стабильное снижение количества обучающихся по программам ВО, начиная с 2008 года. Например, численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры снизилась с 107,1 тысяч до 46,7 тысяч человек, т. е. на 56,4%. В то же время, в период с 2013 по 2019 годы наблюдается рост числа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена.
36 Анализируя тренды, представленные на рисунке 6 необходимо отметить, что с точки зрения инновационного развития в регионе происходят тревожные процессы падения образовательного потенциала населения. Снижение доли населения с высшим образованием в совокупности с другими социально-экономическими условиями инновационной деятельности привело к снижению индекса ВРП в расчете на одного занятого с 0, 301 в 2012 году до 0, 298 в 2017 году [13, 14].
37

Рис. 7. Уровень трудоустройства выпускников 2010-2015 гг. по уровням образования по состоянию на 2016 год, % [1].

38 Нужно отметить, что полученный в Кемеровской области тренд полностью соответствует общероссийским тенденциям. Согласно исследованиям, проведенным ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом в 2018 году по данным работодателей уровень занятости выпускников по программам ВО, в последние годы, снижается, а недавних выпускников с СПО, наоборот, растет [1]. Распределение трудоустройства выпускников по уровням образования представлено на рисунке 7.
39 Согласно рисунку 7 самый высокий уровень трудоустройства демонстрируют выпускники магистратуры и специалитета – 91,5%, также весьма высоким и превосходящим уровень трудоустройства выпускников бакалавриата, является трудоустройство выпускников со средним профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих – 86,4%.
40 В качестве одной из причин такой ситуации выступает желание молодежи, как можно быстрее стать самостоятельными – получить профессию и начать зарабатывать собственные деньги. Косвенно этот факт подтверждает исследование авторов статьи, проведенное на примере средней школы г. Пензы, в которой с 2016 по 2018 годы наблюдается снижение доли выпускников, продолживших обучение в школе после 9 класса и выявлена новая для России тенденция, когда выпускники 11 класса продолжают обучение в учреждениях СПО [20].
41

Рис. 8. Корреляционное поле зависимости величины среднедушевых доходов населения от объемов валового регионального продукта Кемеровской области в 2000 – 2019 гг.

42 Изучение взаимозависимости двух основных факторов, отражающих уровень благосостояния региона, проведено статистическим методом с использованием корреляционно-регрессионного анализа, на основе однофакторной модели. На рисунке 8 представлены данные, характеризующие влияние величины валового регионального продукта на величины среднедушевого дохода населения и уравнение эмпирической линии регрессии, из которых видно, что величина среднедушевого дохода прямо пропорциональна величине валового регионального продукта.
43 На основании статистических данных рисунков 4 и 6 методом корреляционно-регрессионного анализа исследована зависимость между величиной среднедушевых доходов населения и численностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. На рисунке 9 приведены данные, отражающие влияние величины среднедушевого дохода на численность обучающихся по программам ВО и СПО, с соответствующими уравнениями эмпирических линий регрессии.
44

Рис. 9. Корреляционные поля зависимости численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и СПО от величины среднедушевых доходов населения Кемеровской области в 2000 – 2019 гг.

45 На основании графиков рисунка 9, относительно количества обучающихся по программам СПО, можно сказать, что величина среднедушевого дохода практически не влияет на их количество (об этом свидетельствует значение коэффициентов при х2 он равен 0,0000002, а при х – 0,006, мы видим практически линию параллельную оси абсцисс).
46 Также из рисунка 9 видно, что с увеличением среднедушевого дохода численность обучающихся по программам ВО уменьшается, это является особенностью нашего региона, которая связана с высоким оттоком молодежи из региона, как только у людей появляются средства, они стремятся своих детей отправить на обучение в другие регионы. На снижение численности выпускников вузов в Кузбассе, прежде всего, оказывает влияние отток выпускников школ с высокими баллами ЕГЭ. Основными направлениями такой внутренней миграции для абитуриентов из Кемеровской области являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск. Это обусловлено плохой экологией Кузбасса, возможностью получить высшее образование по более широкому перечню востребованных направлений подготовки, лучшими условиями для проживания в других регионах (доступностью культурных и иных общественных благ, расширением поля для саморазвития и творческой реализации), более высокими гарантиями для трудоустройства, привлекательной заработной платой после получения диплома, другими причинами.
47 В настоящее время вузами осуществляется процесс поиска различных способов выхода из сложившейся ситуации и разрабатываются мероприятия для сохранения человеческих ресурсов в регионе.
48 В работе составлена действующая модель взаимодействия стейкхолдеров вузов при подготовке высококвалифицированных кадров для региона. Разработана модель взаимодействия основных стейкхолдеров территориальной организации подготовки высококвалифицированных кадров с учетом современных требований и показателей внешней среды: «Потенциал бизнес-среды региона» - «Потенциал выпускников вузов» - «Потенциал (емкость) регионального рынка труда».
49 В результате проведенного исследования установлено влияние региональных экономических факторов на численность выпускников разного уровня профессиональной подготовки. Построены зависимости, отражающие влияние величины среднедушевого дохода на численность обучающихся по программам высшего и средне-профессионального образования в Кемеровской области, с соответствующими уравнениями эмпирических линий регрессии.

References

1. Analiz polozheniya vypusknikov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem na rynke truda Rossii. Analiticheskij doklad FGBU «VNII truda» Mintruda Rossii, 2018 // URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf

2. Bondarenko N.A., Syupova M.S. Vliyanie urovnya ehkonomicheskogo razvitiya regionov na differentsiatsiyu dokhodov naseleniya// Vestnik TOGU 2018, №1 (48).

3. Borisova A.A. Predposylki i ogranicheniya formirovaniya konkurentosposobnosti vypusknikov // Problemy sovremennoj ehkonomiki 2015, №2 (54).

4. Gubernator Kemerovskoj oblasti predstavil programmu deyatel'nosti NOTs «Kuzbass» // URL: http://www.sib-science.info/ru/fano/gubernator-27082019

5. Deyatel'nost' nauchno-issledovatel'skikh organizatsij Kuzbassa v 2019g. // URL: https://kemerovostat.gks.ru/folder/38706

6. Dinamika dokhodov naseleniya. Byulleten' o tekuschikh tendentsiyakh rossijskoj ehkonomiki. // URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/20946.pdf

7. Ignat'ev V.M. Valovoj regional'nyj produkt i dokhody naseleniya // Nauka, Tekhnika i Obrazovanie. 2016, №5 (23).

8. Kovaleva T.Yu. Statisticheskoe izuchenie zavisimosti dokhodov byudzheta i naseleniya ot velichiny VRP i vzaimosvyaz' ego dinamiki so strukturnymi sdvigami v sektorakh ehkonomiki regionov RF// Problemy sovremennoj ehkonomiki 2015, №2 (54).

9. Malysheva A.A., Nevraeva I.V. Kompetentsii molodykh vypusknikov vuzov glazami rabotodatelej // URL: https://core.ac.uk/download/pdf/53065597.pdf

10. Medvedeva A.D, Belyaeva E.S., Emel'yanova O.V. Analiz zavisimosti dokhodov naseleniya ot velichiny valovogo natsional'nogo produkta v Rossii// Innovatsionnaya ehkonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016, №7 (17).

11. O Kontseptsii innovatsionnogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2030 goda Rasporyazhenie kollegii Administratsii Kemerovskoj oblasti ot 29 dekabrya 2017 goda № 623 // URL: http://docs.cntd.ru/document/553154556

12. Prikaz Rosstata ot 2 iyulya 2014 goda № 465 «Ob utverzhdenii metodik rascheta balansa denezhnykh dokhodov i raskhodov naseleniya i osnovnykh sotsial'no-ehkonomicheskikh indikatorov urovnya zhizni naseleniya» (s izmeneniyami na 2 iyulya 2014 goda) // URL: http://docs.cntd.ru/document/9029056

13. Rejting innovatsionnogo razvitiya sub'ektov Rossijskoj Federatsii. Vypusk 2/ pod red. L.M. Gokhberga. - Moskva: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2014.

14. Rejting innovatsionnogo razvitiya sub'ektov Rossijskoj Federatsii. Vypusk 6/ G.I. Abdrakhmanova, S. V. Artemov, P.D. Bakhtin i dr.; pod red. L.M. Gokhberga; Nats. issled. un-t. «Vysshaya shkola ehkonomiki». – M.: NIU VShEh, 2020.

15. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. I.A. Maksimtseva, N.A. Gorelova N.A. – 2- e izd., pererab. i dop. - Seriya: Bakalavr. Uglublennyj kurs. – M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

16. Khachaturov M.Z., Fedorov V.N. Obrazovatel'nyj potentsial kak faktor razvitiya territorii//Omskij nauchnyj vestnik 2015, №2(136).

17. Khudalov M. Tekhnologii buduschego // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3947504

18. Chistova M.V. Model' zavisimosti valovogo regional'nogo produkta Stavropol'skogo kraya ot ob'emov zatrat na NIOKR // URL: https://pgu.ru/upload/iblock/e0c/chistova2013_2.pdf

19. Shakhova I. Trudovoj potentsial vypusknika vuza – resurs innovatsionnoj ehkonomiki// Kadrovik. Kadrovyj menedzhment (upravlenie personalom) 2013, №5

20. Bobko T., Petrova T. A study of the systemic relationships of staff turnover in educational institutions with the development of intellectual capital in the regions// Materials of the International Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kingdom, May 2, 2020)

21. Tatyana Petrova, Tatyana Bobko, Galina Kazantseva, Oleg Zatepyakin Development of for assessing the university development potential in solving management problems// First Conference on Sustainable Development: Industrial Future of Territories (IFT 2020)/ E3S Web of Conferences 208, 02006 (2020). - DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020802006

Comments

No posts found

Write a review
Translate