Человек и ежедневное планирование
Человек и ежедневное планирование
Аннотация
Код статьи
S207751800000043-6-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Истратов Виктор Александрович 
Аффилиация: Научный сотрудник ЦЭМИ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва,
Аннотация
Интерес человека к будущему и в особенности собственному будущему неизбывен. Так же как и невообразимы средства, которыми он пытается это будущее воспринять и приспособить для своих целей. Однако при изучении экономической теории кажется, что чуть ли не всё, касающееся будущего, отдано на откуп теории ожиданий, причем зачастую в самом фантастичном ее виде – теории рациональных ожиданий, которая давно оторвалась от реальности и касается этой реальности лишь местами и по случаю
Ключевые слова
ежедневное планирование, алгоритм планирования
Классификатор
Получено
08.10.2013
Дата публикации
01.10.2013
Всего подписок
3
Всего просмотров
2593
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Интерес человека к будущему и в особенности собственному будущему неизбывен. Так же как и невообразимы средства, которыми он пытается это будущее воспринять и приспособить для своих целей. Однако при изучении экономической теории кажется, что чуть ли не всё, касающееся будущего, отдано на откуп теории ожиданий, причем зачастую в самом фантастичном ее виде – теории рациональных ожиданий, которая давно оторвалась от реальности и касается этой реальности лишь местами и по случаю.

2

Дополнительно своеобразным протезом для восприятия будущего оказываются концепции равновесных переменных, оптимальных состояний и прочие «идеальные» понятия. В них неявно предполагается, что устанавливающееся оптимальное состояние справедливо для любого периода (за исключением спорадических периодов возмущений) и потому, по большому счету, необходимость в планировании теряется. Т.е. план действий, призванный гармонизировать колебания внешней среды и потребностей человека, подменяется оптимальным состоянием, в котором, по определению, этих колебаний нет, а гармония достигнута раз и навсегда.

3

Между тем план действий для человека – один из естественных способов приведения в соответствие условий внешней среды и собственных желаний. Л. Нийланд отметила в своей работе [стр.792] три исследования, из которых следует, что от 20 до 45% выполняемых человеком действий планируются им заранее. Поэтому более чем естественным кажется обратить на него внимание.

4

В ходе работы над моделью поведения человека на определенном этапе возникла необходимость в описании того процесса, который в обиходе называют планированием и которое принципиально отличается от экономического планирования. Суть последнего заключается в составлении индикативного или директивного плана производства или распределения товаров или услуг. В данной же статье речь пойдет о планировании, благодаря которому люди организуют свои ежедневные дела, в том числе и экономические. Суть такого планирования состоит в том, что люди, имея возможность и способность предвосхищать возникновение своих потребностей и некоторых существенных обстоятельств, меняют очередность выполнения действий в течение некоторого периода времени, с тем чтобы обеспечить себе возможность выполнения желаемых действий, уменьшить потери времени, сил, денег и проч., а также исключить конфликты действий, когда, к примеру, одно невозможно выполнять следом за другим.

5

Предлагаемая читателю работа являет собой попытку создать алгоритм, в равной степени поддающийся количественному описанию и описывающий человека как субъект, обладающий мотивами, желаниями, склонностями (в отличие от большинства теорий в экономике). Эти мотивы и склонности позволяют людям воспринимать действия на субъективном уровне и соответствующим образом их ранжировать внутри составляемого плана.

6

Отправная точка

7

По результатам исследования литературы не удалось обнаружить количественных теорий, моделей или алгоритмов, исчерпывающе описывающих процесс планирования человеком своих действий. Некоторые теории непосредственно касаются данной тематики, другие же, исследуя посторонние вопросы, могли бы подойти инструментально, но нет единой модели или теории.

8

Если обратиться к опыту различных областей знаний, то оказывается, что проблемами планирования в разных его проявлениях занимаются и экономика (например, []), и психология (например, []), и информатика (например, []). И, по всей видимости, решение данной проблемы должно быть междисциплинарным, если мы рассчитываем на применение будущих результатов в реальной жизни.

9

Резюмируя изученную литературу, можно сказать, что то применение теорий из любой из упомянутых областей знаний потребовало бы слишком значительных доработок. Поэтому было решено продолжить поиски в менее традиционных областях знаний.

10

В итоге поиски привели нас к транспортной науке, в центре внимания которой находятся транспортные вопросы. Но поскольку от распорядка дня зависит режим пользования транспортом, то транспортные проблемы оказываются тесно переплетенными с поведением людей, в частности с тем, как люди планируют свое время.

11

Нам показалось, что может быть плодотворным обращение к так называемым исследованиям на основе потребностей (need-based) [, ], проводимых в рамках поведенческого (или основанного на деятельности) подхода в изучении спроса на передвижение. Общая идея исследований на основе потребностей заключается в том, что человек шаг за шагом решает задачу организации своего времени исходя из своих потребностей (текущих и не только). Соответственно, правильно составленный план действий удовлетворяет потребности наилучшим (или приемлемо хорошим) образом.

12

Однако и транспортная наука оказалась не идеальным источником. При всем при том конечная цель проводимых в ней исследований – это решение транспортных проблем. Поэтому в работах по планированию неизбежно ощущается весомая транспортная составляющая. И вместе с тем планирование в транспортной науке на сегодняшний день выглядит наиболее удачной отправной точки для разработки алгоритма планирования.

13

Описание алгоритма

14

Первоначальное видение проблемы создавало ненужные трудности, поэтому было принято важное решение разделить планирование и предвидение. После чего планирование подразумевало только составление плана действий, а предвидение потребностей и внешних обстоятельств, предвкушение исполнения и т.п. вопросы были вынесены в самостоятельный алгоритм.

15

В целом алгоритм разрабатывался для модели поведения человека, из чего вытекает и использование агентов. В общем виде алгоритм планирования выглядит следующим образом (см. Рис. 1):

16

Рис.1. Общая блок-схема работы алгоритма планирования.

17

Первым делом агент распределяет действия по важности, которую они представляют лично для него. Важность измеряется дискретно и внутри одной категории действия считаются равнозначными для агента, т.е. он не может определить, какое из них важнее.

18

После сортировки агент выбирает наиболее важное действие или одно из наиболее важных действий, если таковых несколько. В случае наличия нескольких равнозначных действий агент выбирает одно из них случайным образом.

19

Выбрав действие, агент проверяет, можно ли внести его в план. Чтобы действие можно было внести в план нужно, чтобы нашлось достаточно места в плане. При этом уже внесенное в план действие может быть «вытеснено» из плана только равным по значимости или более важным действием.

20

Сначала агент пытается разместить действие в таком месте плана, в котором бы он хотел. Если не получается, агент старается запланировать действие на то время, на которое в принципе можно запланировать (с учетом всех ограничений на исполнение действия). Если же действие не удается разместить в тот временной интервал, когда его выполнение в принципе возможно, действие не попадает в план.

21

Покончив с одним действием, агент переходит к следующему по важности и так – пока не распланирует все действия.

22

Заключение

23

Предложенный алгоритм позволяет моделировать процесс принятия решений об очередности выполнения действий. Одна из целей алгоритма - как можно точнее воспроизвести реальный процесс принятия человеком решений.

24

Ясно, что алгоритм нуждается как в суровой практической проверке, так и в улучшениях. Весьма оправданным выглядит добавление в алгоритм возможности связывать действия в цепочки, когда исполнение одного действия зависит от исполнения другого; возможности прерывания и возобновления действий с учетом последствий такого прерывания.

25

Но и сейчас алгоритм планирования представляет интерес не только из-за относительной неразработанности темы в целом, но и как отправная точка для более совершенных алгоритмов.

Библиография



Дополнительные источники и материалы

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. (1964) Планы и структуры поведения. - М.: Прогресс. – 240 с.

Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. 2-е изд.. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 1408 с.

2004. – 704 с.

Gärling T., Kalen H, T., Romanus J., Selart M., Vilhelmson B. (1998): Computer simulation of household activity scheduling // Environment and Planning A, Volume 30(4), 665-679

Joh C.-H., Arentze T.A., Timmermans H.J.P. (2001):

scheduling and rescheduling

behavior: Theory and numerical illustration // GeoJournal,

lume 53, No.4, 359–371

 

 

Märki F., Charypar D., Axhausen K.W. (2011) Continuous activity planning for a continuous traffic simulation // Transportation Research Record, 2230, 29–37

Nijland L., Arentze T., Timmermans H. (2012) Incorporating planned activities and events in a dynamic multi-day activity agenda generator // Transportation, 39, 791–806

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести