Агент-ориентированная модель конкуренции налога на добавленную стоимость и налога с продаж
Агент-ориентированная модель конкуренции налога на добавленную стоимость и налога с продаж
Аннотация
Код статьи
S207751800000056-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ткачук Сергей Вениаминович 
Аффилиация: аспирант БашГу
Адрес: Российская Федерация, Уфа,
Гизатов Нафис Рамисович
Аффилиация: Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
Адрес: Российская Федерация, Уфа,
Аннотация
Реформа налоговой системы Российской Федерации обсуждается на самом высоком уровне. Несовершенство законодательной базы и администрирования признается всеми представителями власти. Наибольшей критике подвергается налог на добавленную стоимость. Одни говорят о снижении его налоговой ставки, другие – об отмене. В 2004 году правительство Российской Федерации предложило Министерству финансов рассмотреть возможность снижения ставки с 18 до 13%. Руководитель Экспертного управления Президента Российской Федерации, Аркадий Дворкович, ныне помощник Президента Российской Федерации, заявил, что в администрации президента есть более радикальный вариант снижения НДС, чем тот, что предлагают в Белом доме. Он считал возможным вообще отменить налог с 2007 года. Правда, при условии, что одновременно будет возвращен налог с продаж, ставка которого могла бы составить от 10 до 15%.
Ключевые слова
агент-ориентированная модель, НДС, налог с продаж, модель конкуренции
Классификатор
Получено
08.10.2011
Дата публикации
01.12.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
2807
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Реформа налоговой системы Российской Федерации обсуждается на самом высоком уровне. Несовершенство законодательной базы и администрирования признается всеми представителями власти. Наибольшей критике подвергается налог на добавленную стоимость. Одни говорят о снижении его налоговой ставки, другие – об отмене. В 2004 году правительство Российской Федерации предложило Министерству финансов рассмотреть возможность снижения ставки с 18 до 13%. Руководитель Экспертного управления Президента Российской Федерации, Аркадий Дворкович, ныне помощник Президента Российской Федерации, заявил, что в администрации президента есть более радикальный вариант снижения НДС, чем тот, что предлагают в Белом доме. Он считал возможным вообще отменить налог с 2007 года. Правда, при условии, что одновременно будет возвращен налог с продаж, ставка которого могла бы составить от 10 до 15%.

2

Эксперты оценивают идею по-разному. Одни утверждают, что это будет большим облегчением для перерабатывающих отраслей, особенно для предприятий, которые работают на внутренний рынок. По мнению других, нововведение не принесет ничего, кроме бюджетного дефицита.

3

Расхождение во мнениях экспертов побудило интерес к данной проблеме. В связи с вышесказанным, была выдвинута гипотеза, что налог на добавленную стоимость в большей степени сдерживает темпы экономического роста в долгосрочной перспективе в сравнении с налогом с продаж. В данной работе исследуются оба налога в налоговой системе страны, проведен сравнительный анализ.

4

Для того чтобы представлять какой из этих двух налогов на сегодняшний день принесет большую пользу экономике страны, необходимо в первую очередь разобраться в достоинствах и недостатках обоих.

5

Чтобы провести сравнительный анализ этих двух налогов, необходимо проанализировать основные позиции сторонников и противников.

6

В таблице 1 отражены основные характеристики налога на добавленную стоимость и налога с продаж.

7 Таблица 1
п/п Сравнительная характеристика Налог на добавленную стоимость Налог с продаж
Вид налога Федеральный Региональный
Объект налогообложения Реализация товаров (работ, услуг) Реализация товаров (работ, услуг)
Налоговая ставка 0, 10 и 18 % Не более 5%
Момент определения налоговой базы Взимается при реализации товара (работы, услуги) на каждом этапе производственно-коммерческого цикла Взимается при реализации товара (работы, услуги) конечному потребителю
8 Сторонники НДС выделяют его достоинства:
9
  1. Обязательства по уплате НДС, применительно к каждому товару, распределены между различными налогоплательщиками на разных этапах производственно-коммерческого цикла. В случае уклонения от оплаты на каком-то этапе этого цикла, бюджет получает доли налога, уплачиваемые на остальных этапах. В случае НСП, уклонение одним налогоплательщиком означает потерю для бюджета всей суммы налога. Если сравнивать эти налоги в этом аспекте, то, действительно, НДС обеспечивает более надежный источник поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, к тому же, НСП относился к региональным налогам, а не к федеральным.
  2. НДС имеет более широкую базу обложения налогом, так как им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий. Следует заметить, что согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции связанные с выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть облагаются даже работы, выполненные предприятием для собственных нужд. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что с одной стороны более широкая база обложения налогом делает НДС «привлекательнее» относительно НСП, а с другой стороны – менее эффективным, поскольку сдерживает развитие производства.
10 Противники НДС ссылаются на ряд недостатков налога:
11 1. Основной недостаток налога на добавленную стоимость связан с его администрированием (относительно высокие издержки по администрированию), а существующие система вычетов и механизм возмещения налога еще более усложняют этот процесс.
12 Налог с продаж принято считать более простым и дешевым в администрировании. Он взимается на стадии конечного потребления, а потому отсутствует система вычетов и механизм возмещения. Но с другой стороны возможна ситуация, когда реализация одного и того же товара облагается налогом несколько раз. По логике конечного потребления, товары, которые приобретаются для осуществления предпринимательской деятельности, следует исключать из перечня налогооблагаемых благ. Следовательно, необходимо разграничивать продажу одних и тех же товаров конечному потребителю и промежуточному продавцу. Если же предприниматели будут продавать свою продукцию другим предпринимателям или организациям для производственных целей, то покупатель по итогам налогового периода может рассчитывать на получение возмещения. Но такая система ничем не отличается от системы взимания НДС, и не случайно в большинстве стран мира налог с продаж постепенно модифицировался в НДС.
13 2. Трудности, связанные с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов, в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. К сожалению, на сегодняшний день российская продукция не конкурентно способна за границей, и, чтобы помочь предприятиям, работающим на экспорт, государство предусмотрело возможность обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Но неэффективность функционирования механизма возмещения и трудности, связанные с налоговыми вычетами, фактически «лишают» некоторые предприятия такой льготы.
14 Структура налога, позволяющая применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета. Отметим, что эффективность некоторых положений Налогового кодекса Российской Федерации весьма сомнительна, а в некоторых случаях законодательство создает прямые препятствия для налогоплательщиков по ведению бизнеса. Проблемы законодательной базы позволяют применять различные схемы оптимизации НДС.
15 Аналитический метод исследования не дает ответа на интересующий вопрос. В силу сложности объекта исследования и неоднозначности оценок этих двух налогов в научной литературе был выбран метод агент-ориентированного моделирования.
16 Реализованная нами агент-ориентированная модель конкуренции налога на добавленную стоимость и налога с продаж позволяет сравнивать эти налоги с точки зрения влияния на экономический рост страны. Проделав анализ полученных результатов, мы сможем дать ответ на важный вопрос экономической теории: влияет ли налог на добавленную стоимость в большей степени на темпы экономического роста в долгосрочной перспективе в сравнении с налогом с продаж, а также получить ответы на следующие вопросы:
17
  1. Какой из налогов в большой степени влияет на рост общих (явных) издержек при производстве товаров?
  2. В каком случае фирмы получают большую прибыль?
  3. В каком случае налоговые поступления больше?
18 В модели используются 4 вида агентов:
19
  • правительство;
  • добывающая компания;
  • производитель;
  • покупатель.
20 Агенты осуществляют свою деятельность на территории двух государств, различных между собой по принятой системе налогообложения (табл. 2).
21 Таблица 2
Название государства Перечень действующих федеральных налогов
Страна НДС
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц.
Страна НСП
  • налог с продаж;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц.
22 В отличие от агента «правительство», которое является единственным представителем данного класса агентов на территории страны, все остальные представляют собой множество агентов однородного типа, поскольку в нашей модели взаимодействие однородных агентов между собой не рассматривается, а учитывается лишь общее поведение данного множества.
23 Моделирование происходит во времени. За единицу времени в нашей модели взят налоговый период, по истечении которого добывающая компания и производитель обязаны уплатить налоги в бюджет государства. В этом случае общее время моделирования вычисляется по следующей формуле:
24 Tk = k*t, (1)
25 где – единица времени, - общее количество итераций.
26 Момент времени будем называть -ым шагом моделирования. Каждый агент в единицу времени выполняет определенный набор операций, а именно:
27

1. Правительство вычисляет количество конечной продукции, выпускаемой агентом «производитель» в течение налогового периода и прибавляет его к текущей сумме. Пусть – количество продукции произведенной в момент времени , тогда общее количество продукции, выпущенной производителем за время , обозначается и вычисляется по формуле:

28

, (2)

29

Аналогичным образом подсчитываются налоговые поступления :

30

, (3)

31

где – налоговые поступления в бюджет страны за -ый налоговый период.

32

2. Добывающая компания в течение налогового периода, используя ресурсы страны (они считаются безграничными), изготавливает материалы, необходимые для производства конечной продукции, и реализует их агенту «производитель». Будем считать, что она производит материалов ровно столько, сколько способен закупить производитель. По истечении налогового периода добывающая компания уплачивает государству налоги (в зависимости от действующей на его территории системы налогообложения).

33 3. Производитель в начале налогового периода закупает на все имеющиеся денежные средства материалы у добывающей компании, производит из них продукцию и реализует ее покупателям. В конце налогового периода – выплачивает заработную плату работникам, и уплачивает налоги согласно утвержденной системе налогообложения в стране. В процессе производства – несет издержки.
34 4. Покупатель закупает все произведенные товары в течение налогового периода.
35 Все входящие данные одинаковые. Единственным различием между двумя государствами является система налогообложения. В государстве НДС взимается налог на добавленную стоимость, а в государстве НСП – налог с продаж, причем их налоговые ставки равны (рис. 1).
36

Рис. 1. Интерфейс модели. Значения входящих данных.

37 Денежный капитал агента «производитель»: primary_money_capital = 110 y.e.
38 Стоимость материалов без учета налога необходимых для изготовления 1 единицы продукции: first_price_item = 10 y.e.
39 Налоговая ставка НДС равна налоговой ставке НСП: VAT(value added tax) = sales_tax = 10%
40 Значения налоговых ставок налога на прибыль организаций и НДФЛ: corporate_income_tax = 24%, payroll_tax = 10%.
41 Издержки на рабочую силу в единице продукции: unit_labor_cost = 0.2y.e.
42 Добавленная стоимость агентом «производитель» от стоимости закупочных материалов в процентах: value_added = 20%.
43 Первый рассматриваемый сценарий моделирования конкуренции налога на добавленную стоимость и налога с продаж позволяет нам сделать выводы, что при равных налоговых ставках НДС и НСП, второй имеет все преимущества относительно первого. Во-первых, агент-производитель государства НСП выпускает большее количество продукции, что следует из графика 1 (рис. 2). За счет большего количества выпускаемой продукции (при равных издержках в единице товара) производитель НСП получает большую прибыль, что в свою очередь способствует увеличению денежного капитал и возможности постоянного увеличения производства. Во-вторых, налоговые поступления в бюджет за 1 календарный год составили 1150,7 у.е. против 969,5 у.е., что на 18% больше относительно налоговых поступлений государства НДС (рис. 3). К тому же налоговые поступления за единицу времени в государстве НСП растут быстрее, чем в государстве НДС, что отражает график 2 (рис. 2).
44

Рис. 2. Графические результаты при равных налоговых ставках НДС и НСП.

45

Рис. 3. Численные результаты моделирования.

46 Рассмотрим второй сценарий. Предположим, что правительство государства НДС решило увеличить налоговые поступления. Одним из самых простых способов это сделать – увеличить налоговую ставку НДС. Практика показывает, что в большинстве стран налоговая ставка НДС больше налоговой ставки НСП: VAT>sales_tax.
47 Установим следующие значения: VAT(value added tax) =18%, sales_tax =5%. Остальные параметры оставим прежними (рис. 4).
48

Рис. 4. Сравнение систем налогообложения РФ и США.

49 Таким образом, система налогообложения государства НДС приближена к традиционной системе налогообложения, действующей на территории Российской Федерации, а система налогообложения государства НСП – к системе налогообложения Соединенных Штатов Америки.
50

Рис. 5. Графические результаты сравнения систем налогообложения РФ и США.

51

Рис. 6. Численные результаты сравнения систем налогообложения РФ и США.

52 Надо заметить, что подобное поведение агента «правительство» обосновано с точки зрения налоговых поступлений. Поскольку за первые 12 итераций бюджет НДС увеличился на 10,3% с 969,5 у.е. до 1069,3 у.е. и, к тому же больше бюджета государства НСП. Но подобное поведение оправдывается лишь в случае краткосрочного планирования, поскольку увеличение налоговой ставки привело к увеличению издержек производителя. Они выросли с 11,4 у.е. (при VAT(value added tax) =10%,) до 12,343 у.е. (при VAT(value added tax) =18%,), то есть на 8%. Что в свою очередь сказалось на производстве. Продолжив моделирование, мы обнаружили, что после 28 итерации бюджет государства НДС, при VAT(value added tax) =10%, превысил бюджет того же самого государства при VAT(value added tax) =18%, (8062,6 у.е. против 8058,6 у.е.).
53 Продолжая сравнение НДС и НСП, можно отметить, что налоговые поступления в единицу времени в государстве НСП после 12-ого шага превысили налоговые поступления государства НДС, несмотря на то, что налоговая ставка НСП в несколько раз меньше (рис. 6).
54 Таким образом, можно сделать следующие выводы, что увеличение налоговой ставки НДС:
55
  • приводит к увеличению издержек, и как следствие к снижению производства;
  • к увеличению рыночной стоимости товара с 13,2 у.е. до 14,16 у.е.
  • увеличивает налоговые поступления лишь на короткий промежуток времени, и не оправдывается в долгосрочном планировании;
56

В свою очередь, снижение налоговой ставки НСП привело к увеличению производства и снижению рыночной стоимости товара с 13,2 у.е. до 12,6 у.е.

57

Рассмотрим третий сценарий: изменение механизма добавления стоимости. До этого момента мы использовали правило начисления добавленной стоимости, которое описано в примере 2, то есть наценку фирма делает на стоимость товаров без учета НДС. Подобный механизм добавления стоимости редко встречается на практике. Большинство предпринимателей делают наценку на общую стоимость закупочных товаров. Изменив механизм добавления, мы получили весьма интересные результаты (рис. 7).

58

Рис. 7. Графические результаты моделирования сценария 3.

59

Рис. 8. Численные результаты моделирования сценария 3.

60

Во-первых, рост налоговых поступлений в государстве НДС впервые оказался выше относительно государства НСП, даже в долгосрочном планировании. Во-вторых, количество выпускаемой продукции так же увеличилось (например, в момент времени t12 было выпущено 39,1 ед. против 31,2 ед. в предыдущем случае). Но в очередной раз увеличилась рыночная стоимость до 14,6 у.е. Этот факт заставил нас внести изменения в модель: агент «покупатель» приобрел свойство «выбор», связанное со способностью покупать товар по более низкой цене. А агент «производитель» научился реагировать на поведение покупателя, то есть, обрел способность снижать рыночную стоимость до стоимости аналогичного товара у конкурента. В этом случае, становится очевидным, что производитель государства НДС не в состоянии конкурировать с производителем государства НСП (рис. 9):

61

Рис. 9. Графические результаты моделирования сценария 4

62

Рис. 10. Численные результаты моделирования сценария 4.

63

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

64
  • При равных налоговых ставках налог на добавленную стоимость в большей степени сдерживает производство товаров в государстве, чем налог с продаж, а также налоговые поступления в бюджет.
  • При налоговой ставке НДС равной 18%, а НСП – 5% бюджет первого государства в течение исследуемого промежутка времени увеличился на 10,3%, но, в долгосрочной перспективе налоговые поступления с более низкой ставкой превысили налоговые поступления при ставке 18% благодаря более высоким темпам производства.
  • На открытом рынке товар государства с НДС является неконкурентоспособным из-за более высокой стоимости.
65

С помощью агент-ориентированной модели мы показали, что НДС сдерживает производство и влияет на темпы экономического роста страны. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о целесообразности понижения налоговой ставки НДС и поэтапного отказа от налога на добавленную стоимость в пользу налога с продаж.

Библиография



Дополнительные источники и материалы

Поляк Г.Г.(2007) «Налоги и налогообложение». – г. Москва.: 2007. – 11 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: ИНФРА-М, 2002 . – 512 с.

Трунин И.(2008) Нужна ли отмена НДС в России?/ И. Трунин // Вопросы экономики. – 2008 . – № 9 . – С. 34-49.

 

Лозина Н.Д. (2003) О налоге с продаж // Налоговый вестник. – 2003 . – №11 . – С.28-29.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести