Ситуационный центр как инструмент взаимодействия органов государственного управления и науки
Ситуационный центр как инструмент взаимодействия органов государственного управления и науки
Аннотация
Код статьи
S207751800011266-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Григорьев Петр Владимирович 
Должность: Ведущий инженер
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассматриваются функциональные особенности ситуационных центров при научной организации и при органах государственного управления, принцип их взаимодействия и перспективы совместной работы.

Ключевые слова
ситуационный центр, научная организация, органы власти, администрация, регионы, анализ, эксперт, информация, данные, модель, прогноз, каналы связи, обеспечение, взаимодействие
Источник финансирования
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-29-03139 мк
Классификатор
Получено
03.08.2020
Дата публикации
05.09.2020
Всего подписок
25
Всего просмотров
1636
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 В настоящее время облик ситуационно-аналитического центра (СЦ) научной организации можно считать сложившимся. Если рассматривать экономические науки, то главная деталь СЦ – база действующих экономических моделей – специального программного обеспечения, предназначенного для решения задач прогнозирования экономической ситуации и т.п. В остальном СЦ отвечает общим требованиям, предъявляемым к СЦ (специальное помещение, вычислительная техника. презентационная техника, каналы связи).
2

В сфере государственного администрирования выстраивается стройная иерархическая система связанных между собой информационно-аналитических центров. Обобщенно ее можно представить следующим образом [3]:

3

Рисунок 1. Система ситуационных центров органов государственной власти

4 В данной совокупности ситуационные центры аппарата Президента РФ, министерств и ведомств, центры федеральных округов и субъектов Федерации постоянно пребывают в рабочем состоянии и готовы к выполнению своих функций как в обычном течении повседневной жизни, так и в кризисной ситуации. Как можно отметить, на сегодняшний день ситуационные центры созданы практически при всех органах федеральной власти и в целом ряде регионов страны, причем их список регулярно пополняется (к примеру, в 2019 г. СЦ образован в Ленинградской области [2]).
5

Что касается внутреннего наполнения ситуационного центра как центра управления регионом, то основные пользователи – представители управленческой администрации – столкнулись с определенными проблемами. В первую очередь возникали проблемы с информативностью информационно-аналитических систем. Это стало результатом того, что ситуационный центр оказывался в действительности либо пунктом экстренной связи, либо в наличии имелось некоторое программное обеспечение для прогнозирования и анализа сложившейся ситуации, но не было ясности, насколько верны результаты работы данного ПО. [1]

6 С другой стороны ситуационный центр требует не только наличия соответствующего ПО, но и группы экспертов, сотрудников, в компетенцию которых входит окончательная обработка полученных статистических данных и построение возможных выводов и решений. Едва ли такие задачи разумно и вообще возможно ставить перед сотрудниками федеральной или региональной администрации. В связи с этим предлагается пересмотреть взгляд на функционал ситуационного центра управления регионом.
7 Ситуационный центр научной организации, обладающий как необходимым ПО, так и штатом создающих и сопровождающих его специалистов, должен осуществлять свою деятельность в тесной и неразрывной связке с центром управления регионом. При этом, казалось бы, функциональное наполнение управленческого центра существенно упрощается, но не становится примитивнее.
8 Во-первых, существенно возрастает нагрузка на каналы связи, а значит, следует уделить особое внимание аппаратному обеспечению удавленного взаимодействия. Не остается в стороне и «софтверная» часть: связь управленцев с экспертами осуществляется в данном случае, естественно, не банальным письмом-запросом по электронной почте (не говоря уже о телефонных звонках). По e-mail специалист из научной организации получает только извещение от специального сервиса (например, на базе Microsoft Sharepoint) о необходимости реакции на поступление очередной задачи.
9 Во-вторых, возникает ряд вопросов по самой организации таких научно-управленческих групп. При этом вопросы правового характера (в первую очередь вопросы расчета рабочей нагрузки на сотрудника и его поощрения) имеют не меньшее значение, чем вопросы технического характера. Таким образом, можно сделать вывод, что создаваемая в настоящее время в России система ситуационных центров действительно становится системой распределенных ситуационных центров, но не только географически и в рамках управленческой иерархии, но и функционально.
10 Непосредственно сотрудники управляющего СЦ получают возможность уделить большее внимание вопросам технического оснащения и функционирования вверенной им единицы, не перегружая себя ответственностью за анализ и прогноз ситуации. Мы рассматриваем это как один из способов решения кадровых проблем обеспечения СЦ в целом. В то же время ввиду того, что регламент работы научной организации (а значит и ее СЦ) не предполагает постоянного оперативного дежурства, работникам управленческого СЦ необходимо обладать самыми базовыми навыками работы с ПО, предоставляемым научной средой. В связи с этим СЦ научной организации частично получает ещё и функцию образовательного СЦ. Это может быть достижимо двумя путями:
11
  • организуется проведение специальных семинаров и тренингов силами экспертной группы самой научной организации;
  • создается, подобно описываемой нами, связка научного ситуационного центра с образовательным ситуационным центром соответствующего ВУЗа.
12 Во втором случае становится возможным задействовать больший объем трудовых ресурсов и повысить качество образовательного процесса за счет привлечения профессорско-преподавательского состава. Однако система распределенных ситуационных центров в этом случае существенно усложняется по функционалу: возрастает количество участников, необходимых связей между ними, расширяется информационный поток, следовательно, возрастают требования к техническому оснащению всех задействованных в процессе обмена данными и знаниями ситуационных центров.
13 Помимо этого, не следует забывать и о разумной оперативности в деле принятия окончательных управленческих решений: отказываться от содействия квалифицированных педагогических кадров полностью, естественно, нецелесообразно, но трехстороннее взаимодействие «образование – наука – власть» не должно трансформироваться в исключительно образовательный процесс в виде онлайн-курсов повышения квалификации. Стоит придерживаться дозированного применения имеющихся мощностей всех типов.
14 СЦ научной организации требует, в свою очередь, непрерывного доступа к постоянно обновляемым статистическим данным, представленным в пригодном для обработки формате. Обеспечение наличия информации такого рода должно стать одной из главных задач административного СЦ. На сегодняшний день механизм получения статистических данных трудно назвать даже сугубо формально проработанным. Представители научных организаций работают либо с экспериментальными данными (близкими к реальным, но с существенной погрешностью), больше пригодными для отработки корректного функционирования программного комплекса математических моделей, либо с реальными данными Росстата, но за прошедшие годы (существенное время проходит от получения данных до публикации их в открытых источниках), т.е. в значительной степени устаревших, фактически несущих ту же самую экспериментальную функцию.
15 В решении этой проблемы основную роль должны сыграть, конечно, административные решения о предоставлении необходимых данных группам специалистов заинтересованных научных организаций (секретность тех или иных данных здесь мы не рассматриваем, речь идет только о полностью отрытых данных, не требующих допуска к государственной тайне). Технически же это потребует не столь серьезных вложений, т.к. механизмы и принципы обработки ряда основных форматов, в которых хранятся статистические данные, таких как, например csv и json, фактически общеизвестны программистам и используются как в проектируемых, так и в действующих математических моделях.
16 Как мы видим, на данном этапе развития СЦ в России уже назрела необходимость в совместной работе трех типов ситуационных центров:
17
  • - образовательные СЦ;
  • - научные СЦ;
  • - административно-управленческие СЦ.
18 В предложенной схеме ситуационные центры не подчиняются друг другу, а работают по принципу кооперации, сотрудничества. Разумеется, в ближайшем будущем необходимо рассмотреть и апробировать множество деталей в столь сложном механизме взаимодействия неоднородных структур.
19 Одним из самых важных вопросов является вопрос взаимодействия все вовлеченных в процесс центров. Здесь следует особо отметить что внезапно и крайне оперативно (причем это касается не только специалистов различных научных, образовательных и государственных учреждений, но и населения РФ в целом) решился вопрос освоения инструментов удаленной вербальной коммуникации. Причиной этого стало распространение вирусной инфекции Covid-19 и принятые вслед за этим неизбежные меры карантинного характера, в частности серьезные ограничения даже на очные личные встречи между людьми, не говоря уже о более представительных по форме и количеству участников.
20 Безоговорочным лидером на рынке ПО для видеоконференций стала программа Zoom, посредством которой возможна организация «виртуальных собраний» бесплатно, хотя длительностью не более 40 минут. Автор статьи имел возможность также ознакомиться с аналогом Zoom - Tencent Meeting, ПО, произведенным в КНР, несколько меньшее распространение получили Meet от Google и различные «виртуальные комнаты», предоставляемые различными социальными сетями.
21 Участниками видеоконференций стали многие граждане России, от Президента РФ, до учеников общеобразовательных школ. Таким образом опять же незапланированно, но эффективно была построена своеобразная модель удаленного взаимодействия фактически в натуральную величину, по результатам работы которой можно сделать вывод, что одна из проблем развития системы распределенных СЦ - проблема удаленного взаимодействия, - может быть решена не только в крайне сжатые сроки, но и небольшой нагрузкой на бюджет. В этом вопросе надежды хотелось бы возлагать не на бесплатные, но имеющие ряд ограничений сервисы мировых лидеров в области видеоконференцсвязи, а на ответ отечественных компаний-производителей ПО. Связано это не только с возможной меньшей стоимостью ПО, но в первую очередь с вопросами федеральной безопасности; данное требование вполне логично и обязательно возникнет со стороны представителей администрации и компетентных органов. Тем самым система распределенных ситуационных центров в процессе развития не только становится способной выполнять различные заказы государства и бизнеса, но и ставить задачи перед самим бизнесом в лице фирм-производителей программного обеспечения и играя благотворную роль в развитии экономики страны вообще.
22 Разработка принципов регламентированного взаимодействия связки «управление – наука - образование» является, на наш взгляд, одной из самых важных и перспективных научно-практических проблем на сегодняшний день. Отдельно хотелось бы выразить надежду, что развитие любых государственных либо частных систем будет происходить эволюционно и драйверами развития станут не экстремальные ситуации наподобие эпидемий, угрожающие безопасности отдельной личности и человечеству в целом, а компетентные предложения представителей учебно-научной сферы с одной стороны и взвешенные и обдуманные решения представителей власти с другой.

Библиография

1. Высоцкий В. ЦУР или Ситуационный центр? Инструкция по применению // URL: https://www.comnews.ru/content/207039/2020-05-09/2020-w19/cur-ili-situacionnyy-centr-instrukciya-primeneniyu

2. Кузнецова В. Наш Ситуационный центр сегодня и есть центр управления регионом – для губернатора (интервью) // URL: https://www.comnews.ru/content/205796/2020-04-27/2020-w18/nash-situacionnyy-centr-segodnya-i-est-centr-upravleniya-regionom-dlya-gubernatora

3. Левченко Т. Ситуационные центры: в проектах и над проектами // URL: https://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/sitcenter1/

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести