Новые старые тенденции экономической мысли
Новые старые тенденции экономической мысли
Аннотация
Код статьи
S207751800032667-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аббасова Севиндж Агамамед кызы 
Должность: доцент
Аффилиация: Институт Экономики Министерства Науки и образования Азербайджана
Адрес: Азербайджан, Баку
Юзбашиева Гюльшен
Аннотация

Социально-экономико-экологическое развитие страны свидетельствует о целесообразности нового качественного подхода к решению сложившихся проблем в мировом экономическом развитии. Новое качество — это новая модель экономического роста и развития с учетом экологических проблем, так как ныне активизировались вопросы охраны природы. При этом рост означает увеличение масштабов производства товаров и услуг, а развитие – это улучшение условий и технологий для этого производства для развития «зеленой» экономики в условиях усиления суверенитета стран и роста внутреннего спроса. Экономическая теория должна определить приоритеты экономической политики, так как структурным особенностям хозяйственной системы ныне уделяется большее внимание. Важно выявить структурные особенности формирующейся синтетической теории, опирающейся на концепцию равновесности и концепцию институционально-исторической школы. Важно обращение к реальной практике и поиск не корреляции между имеющимися данными, а именно причинно-следственная связь. Осуществить переход государства к экономическому типу, что связано в первую очередь с необходимостью интенсификации и повышения эффективности отечественной экономики, росту цифровизации и созданию основ инклюзивного роста. Рост не ради роста, а рост с целью обеспечения устойчивого и качественного развития страны, снижающей зависимость страны и повышающей сложность экономической структуры. В нынешних условиях возросла экологическая значимость, что является одним из основных составляющих новой модели экономического роста и развития, способствующая переходу на более диверсифицированную структуру.

Ключевые слова
устойчивое развитие, экономическая мысль, «зеленая» экономика, ВВП, безопасность, рост, развитие, социально-экономико-экологические показатели
Классификатор
Получено
27.09.2024
Дата публикации
12.11.2024
Всего подписок
0
Всего просмотров
28
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

Ныне, в сложившихся условиях, все большее внимание учеными-экономистами уделяется вопросам устойчивого развития страны вследствие происходящих изменений в экономике и появлению многих исследований. Но, несмотря на наличие многих исследований, пока нет реальной картины роста и развития экономики, измерения показателей как это делали Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Кейнс Дж.М., Шумпетер Й., Хайек Ф., Гэлбрейт Дж.К., Фридман М., Кругман П. ХХI век требует от ученых – экономистов учета социальных и экологических проблем, то, на что обращали внимание ученые 12-14 веков. Так, «являясь одной из древнейших стран Востока, Азербайджан, благодаря целому ряду объективных условий, очень рано пережил экономический и культурный подъем. Среди государств нашей империи Азербайджан – самая цивилизованная и передовая страна, … несомненно, высокая культура … не была завезена в эти края извне. Это культура есть ценнейший плод мыслей и трудов ученых, философов, живущих в этой стране» [9].

2

Специфичность экономических идей в те времена состояла именно в том, что они переплетались с развитием других форм общественного мышления. У истоков социально-экономической мысли Азербайджана в первую очередь стояли лучшие представители своего времени: выдающиеся поэты, писатели, ученые, просветители, политические деятели и др. В Азербайджане школа экономической мысли появилась в 12-14 веках – Гянджеви Н., Хагани А., Насими И., Физули, Туси Н. – занимающая значительное место в мире, отличающаяся своим особым видением проблем. В экономический анализ они включали систему философских, политических и социальных вопросов, духовные и качественные ценности, как неотъемлемый элемент понимания экономического положения, ее реорганизации и развития (зарубежные ученые-экономисты стали уделять этому внимание только в ХIХ – ХХ веках) [9].

3

Сегодня можно сказать, что проявляются новые старые тенденции экономической мысли в устойчивом развитии страны. Как правильно отмечает К.Раворт «экономическое обновление должно начинаться с цели благополучия человека на цветущей живой планете. Чтобы экономика стала инструментом, позволяющим человеческим обществам перейти от эндемического кризиса к устойчивому и благополучному будущему, ее обновление должно начаться с нового компаса и карты, отвечающих требованиям нашего времени» [10]. Важен не просто рост, а развитие и способность решать глобальные проблемы в непредсказуемом мире. Учет экологических проблем, существующего неравноправия, климатические изменения, оказывающие влияние на экономику стран. Для решения социально-экономико-экологических проблем целесообразно создание нового технологического базиса, создающей основы «зеленой» экономики, экономической безопасности страны, так как инновации это не просто эффективность, но и обеспечение безопасности. Важность заключается в том, что мы живем в условиях всеохватывающего кризиса, крушения идеалов и нравственных ценностей, но это и время надежд, время духовного обновления, обретения цели и нового качества жизни.

4

Методологические вопросы новой экономики – экономики новой мысли с учетом экологии

При этом следует отметить, что экономический рост и развитие должны отражать экологические решения, даже при некотором снижении темпов роста. Вопросы «зеленой» экономики и решение существующих проблем должно отражаться в организации роста и развития. Экономическая политика должна исходить из сложившихся условий, соответствовать требованиям конкурентоспособности и устойчивости развития экономической системы. Как правильно отмечает Диана Койл в своей книге «ВВП. Краткая история, рассказанная с пиететом» [6, c.176]. «ВВП был хорошим показателем для экономики XX в., но становится все менее подходящим для экономики XXI в., в которой определяющую роль играют инновации, услуги и нематериальные блага».

5 Переосмысление происходящего может многое изменить не только в жизни людей, но, самое главное, в сознании людей. Как правильно отмечал Гумилев Л.Н.: «Самое главное – необходимо отслоить достоверную информацию от субъективных восприятий, свойственных многим авторам письменных источников от Геродота до наших дней» [1, c.46]. Так, экономическая мысль признала экономический рост основной целью в развитии страны. ВВП стал основным показателем и его рост основным приоритетом, хотя важнейшим должны быть социально-экономико-экологические проблемы. Поэтому ВВП должен дополняться некоторыми социально-экологическими показателями, то есть необходим не просто постоянный непрерывный рост, а сбалансированное развитие, переход к «зеленому» ВВП.
6

По мнению Дианы Койл (профессор государственной политики Беннета в Кембриджском университете): «Фундаментальные изменения в экономике требуют отхода от упрощенной экономической теории» [7]. Как правильно отмечает Сухарев О. «новая поведенческая макроэкономическая теория может возникнуть не за счет включения в старые и уже неадекватные аналитические конструкции неких психологических эффектов и обновленных параметров (типа мультипликатора доверия), а за счет фундаментальной проработки микроэкономических оснований макроэкономики с получением четкой картины изменения моделей поведения групп агентов, институтов, инструментов экономической политики, направленных на достижений устойчивых неравновесных состояний и ожидаемых изменений поведения микроэкономических агентов (иррациональное начало). Однако подлинная перспектива для макроэкономической теории видится в «структурной» макроэкономике» [9].

7

Джон Мейнард Кейнс в 1938 году писал: «Экономика — это наука мышления в терминах моделей, соединенная с искусством выбирать модели, подходящие для современного нам мира». К. Раворт отмечает, что «если бы он жил в этом столетии и стал свидетелем масштабов социальных и экологических кризисов, с которыми мы сегодня сталкиваемся, он, несомненно, призывал бы своих коллег-экономистов создавать новые модели, отражающие знания, реальность и ценности нашего времени» [10]. По его мнению, «в прошлом столетии, когда послевоенная экономическая мысль приняла рост в качестве своей фактической цели, ВВП стал компасом экономиста: он представлял прогресс как экспоненциальную кривую, измеряемую единственной метрикой денежной стоимости в погоне за ее бесконечным увеличением, какой бы богатой уже ни была та или иная страна. Последствия того, что богатые страны по-прежнему отдают приоритет росту ВВП, а не борьбе с неравенством и защите живой природы, теперь уже слишком очевидны. В этом столетии нам нужна гораздо более амбициозная и комплексная цель: благополучие человека на цветущей живой планете» [10].

8

По мнению Джаяти Гхош «потребность в радикальных изменениях в экономической дисциплине никогда не носила столь насущный характер. Человечество сталкивается с экзистенциальными кризисами, когда вопросы состояния планеты и окружающей среды становятся серьезными поводами для беспокойства… Все это требует экономических стратегий, способствующих преобразованиям» [4]. Подтверждением могут служить Дианы Койл: «Экономика 2020-х годов сильно отличается от экономики середины XX века, когда была впервые разработана большая часть стандартного инструментария, который экономисты используют до сих пор. Формализация экономической теории в 1950-х и 1960-х годах происходила с ориентацией на обрабатывающую промышленность, которая была движущей силой роста и занятости и производила стандартные товары, в то время как в торговле доминирующую роль играла готовая продукция, а не компоненты… Не должно быть никаких внешних эффектов, таких как загрязнение окружающей среды или выбросы CO2 … экономика изменилась настолько фундаментально, что экономическая дисциплина должна последовать за ней» [7].

9

Одним из очевидных изменений является неотложность противодействия экологическому кризису [7]. Как изменение климата, так и утрата биоразнообразия ставят под угрозу будущее экономическое процветание и создают возможные угрозы для самого существования. В середине XX века сдерживающим фактором экономического роста была нехватка физического и человеческого капитала, которая потребовала крупных инвестиций в послевоенные годы. В середине XXI века таким сдерживающим фактором станет природа. Экономисты должны приложить значительные усилия, чтобы разработать статистику природного капитала, создать новые способы измерения социальной стоимости услуг природы и, что особенно важно, содержательно интегрировать анализ человеческой экономики и природы, а не отводить этот вопрос к изолированным «внешним эффектам»

10

Предпосылки перехода Азербайджана к «зеленой экономики»

Хорошим примером является экономика Азербайджана. Как отмечал Президент страны Алиев И.Г. «экономика Азербайджана фактически является самодостаточной. Она демонстрирует устойчивый рост даже в период кризиса. У нас очень низкий уровень внешнего долга, который сейчас даже ниже 8 процентов нашего ВВП, что действительно демонстрирует, что мы находимся в числе ведущих стран в этом отношении. Нам достаточно устойчивой экономики, опирающейся на природные ресурсы, и диверсифицированной экономики с хорошими экономическими связями…Все основано на продуманной политике, на стратегии, на правильной тактике, на многих других элементах нашей политики и дипломатии» [8].

11 Таблица 1. Показатели зеленой экономики [7]
2020 2021 2022 2023
ВВП, млн. $ 42693.0 54825.4 78807.5 72356.2
Объем экспорта сырья, млн. $ 13732.6 22208.0 38146.7 33898.6
ВВП, %, Затраты на защиту экологии 0.33 0.27 0.23 0.29
Затраты на защиту экологии, млн.ман./млн. $ 240.6/141.5 246.0/144.7 281.6/165.7 358.57/210.9
рост ВВП - 4.3 5.6 4.7 1.1
«зеленый» ВВП, млн. $ 28818.9 32472.7 40495.1 38246.7
12

Индекс «зеленого» ВВП показывает экономический рост с учетом экологического давления. Как свидетельствуют данные таблицы, наблюдается рост затрат на защиту экологии в ВВП и растет экологическое давление на экономический рост. Проводится большая работа по улучшению экологического положения в стране. «Мы серьезно занимались проблемами окружающей среды и пытались уменьшить негативное воздействие изменений климата, будучи страной, богатой нефтью и газом, мы можем лучше взаимодействовать со странами-производителями нефти и газа и создать платформу ответственности для стран, богатых нефтью и газом. Потому что эти страны, в том числе и Азербайджан, должны предпринять серьезные шаги. Мы уже продемонстрировали это на платформе, которая называется ОПЕК+, где скоординированное сокращение добычи привело к стабилизации цен на нефть. Нам необходимо предпринять скоординированные усилия по финансовому вкладу тех стран, которые добывают нефть и газ, и это будет абсолютно объективно. И мы готовы это сделать … все нефтяные операции, проводимые в Азербайджане с 1994 года, соответствуют международным стандартам защиты окружающей среды … Были случаи, когда им приходилось отклоняться от маршрута из-за важных археологических находок…Посмотрите, как мы используем эти ресурсы. Прежде всего, посмотрите, как мы используем их для развития страны, сокращения бедности и справедливого распределения богатства, а также для инфраструктуры и «зеленой» энергетики. Сегодня при стабильной и даже растущей добыче нефти и газа мы развиваем проекты «зеленой» энергетики» [8].

13

Не-нефтяные доходы госбюджета в 2024г. прогнозируются на уровне 18млрд 584млн манат или 51.1% всех поступлений в госбюджет, нефтегазовые доходы – 48.9% или 17млрд 769млн манат. ВВП – 121.3млрд. манат, не-нефтегазовый ВВП – 84.7 млрд. манат [2]. Президент страны Алиев И.Г. заявил, что «страна должна забыть про нефть и работать так, словно этой «подушки безопасности» не существует». Рассмотрим рейтинг стран по уровню экологии и качеству воздуха.

14

Таблица 2. Рейтинг стран по уровню экологии/ рейтинг стран по качеству воздуха (AQI)

  По уровню экологии по качеству воздуха (AQI) Загрязнение страны*
  2022 2020 2016 2018 2020 2023
Азербайджан 38.60/104 46.5/72 83.78/31 22.10/149 24.9/150 18.8/52
Белоруссия 48.50/55 53.0/49 82.30/35 46.10/54 49.9/57 -
Грузия 39.10/103 41.3/102 64.96/111 27.90/124 31.1/119 16.4/62
Казахстан 40.90/93 44.7/85 73.29/69 28.60/118 32.0/115 22.2/40
Кыргызстан 35.70/126 39.8/105 73.13/71 23.50/140 27.0/138 33.1/18
Латвия 61.10/15 61.6/36 85.71/22 51.10/44 54.8/46 8.0/109
Литва 55.90/31 62.9/35 85.49/23 58.40/33 62.7/33 10.4/92
Молдова 42.70/84 44.4/87 76.69/55 40.50/73 44.3/71 15.7/65
Россия 37.50/112 50.5/58 83.52/32 48.80/49 54.1/47 10.0/94
Таджикистан 37.10/117 38.2/114 73.05/72 12.20/176 15.2/176 49.0/4
Туркменистан 37.00/118 43.9/92 70.24/84 38.70/78 42.0/79 -
Узбекистан 38.20/107 44.3/88 63.67/118 16.70/167 15.0/177 28.6/23
Украина 49.60/52 49.5/60 79.69/44 35.90/88 39.8/86 8.6/107
Эстония 61.40/14 65.30/30 88.59/8 74.60/20 80.3/21 4.7/126

* [14], **[12] *[15] Примечание: *загрязнение страны (от 0-5 соответствует требованиям ВОЗ)

15

Как свидетельствуют данные таблицы 2, положение по уровню экологии улучшилось в Грузии, в Латвии и в Узбекистане. По другим странам положение ухудшилось, но наблюдается улучшение по показателю качества воздуха. Некоторому ухудшению положения в странах способствовала пандемия, так как больше всего направлений инвестиций шло на поддержание здравоохранения и закупку вакцин. «Азербайджан является страной-донором и передал ВОЗ 10млн. дол. Азербайджан оказал финансовую и гуманитарную поддержку, связанную с корона-вирусом, более чем 80 странам. Кроме того, «мы пожертвовали вакцины 5 странам, и эта работа будет продолжена».

16

На борьбу с пандемией было направлено 2.5млрд. манат (3.1% ВВП) [18, c.18] в условиях наличия военного конфликта. Президент Азербайджана Алиев И.Г. за 44 дня провел революционные изменения на экономическом и социальном фоне, на политической арене, которые привели к теоретико-практическим изменениям в ранее сложившихся подходах. Усиление экологических проблем выявило потребность в изменении структуры ВВП и усиливается значимость «зеленого» ВВП. По словам Президента страны Алиева И.Г. в отстроенных заново городах и селах Азербайджана будут применены самые современные тенденции градостроительства, а весь регион превратится в зону «зеленой энергии», где будет широко применяться энергия водных ресурсов, солнечной и ветровой энергии. Одновременно будут реализованы крупные транспортные и инфраструктурные проекты готовит комплексные шаги по восстановлению Карабаха.

17

Как правильно отмечает Джаяти Гхош: «Глубокая и сохраняющаяся озабоченность по поводу использования ВВП как показателя прогресса игнорируется; несмотря на множество концептуальных и методологических недостатков, он остается базовым индикатором просто по факту его существования… Существует связанная с этим тенденция преуменьшать важное значение допущений при выведении аналитических результатов и представлении этих результатов при обсуждениях вопросов экономической политики. Большинство теоретиков магистрального направления экономической науки будут утверждать, что они далеко ушли от ранних неоклассических предположений, таких как совершенная конкуренция, постоянный эффект масштаба и полная занятость, которые не имеют никакого отношения к реальному функционированию экономики где бы то ни было. Однако эти предположения по-прежнему сохраняются в моделях… Фундаментальные ограничения или результаты представляются как «внешние эффекты», а не как условия, которые необходимо устранить. В результате экономические факторы, которые неизбежно являются сложными, не изучаются в свете этой сложности. Вместо этого они втиснуты в решаемые с математической точки зрения модели. В последнее время среди экономистов стало модным погружаться в психологию ввиду развития поведенческой экономики и «подталкивания» к определенному поведению. Однако и это часто представляется вне истории, без учета различий в социальном и политическом контексте» [4]. Поэтому, можно сказать, что целесообразно говорить не о равенстве, а о равноправии, которое способствует решению многих социально-экономических проблем в сфере развития «зеленой» экономики и использования «зеленого» ВВП.

18

Таблица 3. Рейтинги стран бывшего СССР по зеленой экономики

Страны/годы Рейтинг стран по индексу экологической эффективности индекс качества воды индекс уровня по переработке отходов оценка утечки мозгов (%)
  2023 (EPI) 2022 (EPI) 2016 (EPI) 2022 2020 2022 2022
Азербайджан 40.4/121 38.60/104 83.78/31 46.50/84 46.4/84 14.40/108 4.4
Белоруссия 58.1/32 48.50/55 82.30/35 60.70/40 60.6/40 19.00/75 4.2
Грузия 46.9/80 39.10/103 64.96/111 52.30/61 52.2/61 19.60/73 5.8
Казахстан 47.5/74 40.90/93 73.29/69 56.00/54 55.8/54 3.80/175 4.3
Кыргызстан 42.2/109 35.70/126 73.13/71 47.30/78 47.2/78 14.60/106 6.7
Латвия 59.9/31 61.10/15 85.71/22 57.70/48 57.5/48 31.30/32 5.5
Литва 63.9/22 55.90/31 85.49/23 57.40/49 57.2/49 34.90/25 5.3
Молдова 45.6/89 42.70/84 76.69/55 50.80/65 50.6/65 36.90/20 7.8
Россия 46.5/84 37.50/112 83.52/32 55.80/55 55.7/55 5.30/168 3.4
Таджикистан 31.9/169 37.10/117 73.05/72 31.70/120 31.6/119 13.90/111 5.5
Туркменистан 40.7/119 37.0/118 70.24/84 47.70/77 47.6/76 15.30/94 4.4
Узбекистан 42.9/104 38.20/107 63/67/118 54.00/60 53.8/60 31.60/30 5.1
Украина 54.6/41 49.60/52 79.69/44 55.10/58 55.0/58 4.50/174 5.9
Эстония 75.3/1 61/40/14 88.59/8 59.20/44 59.0/44 39.10/17 4.4

* [12], [15]

19 Как свидетельствуют данные таблицы 3, проведенные в стране мероприятия к 2024 году дадут положительные эффекты, потому что за последние три года уделяется большое внимание экологическим проблемам. Правда, до этого тоже не были без внимания экологические проблемы, но возвращение захваченных армянами земель, которые были выпотрошены ими, требуют очень больших затрат, что и отражается на рейтинге индексов.
20

Реальные предпосылки внедрения «зеленой экономики» в Азербайджане

Можно сказать, важны реальные изменения, реальные решение, способствующие повышению устойчивости страны в своем экономическом развитии, так как пока нет реальной версии развития на ХХ1 век вследствие трудностей расчетов на перспективу. Важна экологическая устойчивость, так как «экологическая устойчивость» - это способность экологической системы сохранять свои свойства и параметры режимов в условиях действующих внутренних и внешних возмущений [5, c.79]. Рассмотрим индекс качества жизни, который показывает насколько социальная система того или иного государства удовлетворяет потребности населения. Таблица 4. Индекс качества жизни

  2023 2022 2021 2020
  место индекс место индекс место индекс место индекс
Азербайджан 63 109.6 62 109.6 66 102.88 62 109.6
Белоруссия 54 120.1 57 114.7 60 107.35 38 137.86
Грузия 55 117.3 53 118.6 50 118.87 52 118.42
Казахстан 72 98.4 74 97.6 72 96.42 72 85.88
Латвия 30 153.2 31 153.2 30 147.59 29 153.59
Литва 20 164.0 26 161.5 19 160.02 24 158.98
Россия 67 105.0 66 103.0 67 101.67 52 104.05
Украина 65 107.5 59 112.5 59 107.35 65 103.32
Эстония 10 180.4 18 171.9 11 173.56 12 178.27

*[7], [13], [3]

21 Как свидетельствуют данные таблицы 4, в 2023г. по индексу качества жизни Азербайджан занимает средние позиции (63). Лучшие позиции у Эстонии (10), Литвы (20) и Латвии (30). На этот общий индекс оказывали влияние: индекс здравоохранения, индекс покупательской способности, индекс загрязнения окружающей среды, рейтинг безопасности, индекс доступности недвижимости, индекс стоимости жизни, уровень транспортной доступности. По этим индексам лучшие позиции у Эстонии, у Литвы и у Латвии. В 2023г. по индексу здравоохранения в Азербайджане индекс равен 47.1. В Эстонии 76.2, в Литве 74.2 и в Латвии 63.0 - лучшие позиции.
22 Индекс покупательной способности в Азербайджане 29.4, в Эстонии 69.6, в Литве 60.1 и в Латвии 53.2 – лучшие позиции. Индекс загрязнения окружающей среды в Азербайджане 73.1, в Эстонии 16.8, в Литве 26.9, в Латвии 30.7 – лучшие позиции. По рейтингу безопасности Азербайджан занимает лучшие позиции (68.5) и занимает вторую строку, после Эстонии (76.2). Лучшие позиции у Азербайджана по индексу доступности жилья (14.4) и уровню транспортной доступности (38.9). Рассмотрим некоторые позиции по загрязнению окружающей среды.
23

Таблица 5. Загрязнение окружающей среды

  2022/1 2022/2 2022/3 2023/4 GSP 2023/5 GSP 2022/5 2023/6 2020/6
Азербайджан 68.88 37.13 3.62 91.4/62 35.3/84 39.1/57 72.20/63 97.6/54
Белоруссия 99.87 57.41 6.12 64.4/57 35.0/87 - 78.60/30 96.3/18
Грузия 18.05 12.01 3.1 88.5/53 39.7/54 40.0/49 74.91/43 90.8/58
Казахстан 331.53 245.89 12.85 39.8/74 35.9/80 36.5/79 71.11/66 94.0/65
Кыргызстан 21.94 10.3 1.6 35.70/125 29.0/148 - 74.19/48 96.1/52
Латвия 11.11 6.71 3.61 74.7/31 37.2/71 38.4/65 80.99/13 70.4/24
Литва 20.85 13.26 4.69 69.9/26 37.9/61 38.9/60 78.12/31 65.6/36
Молдова 12.32 8.65 2.17 42.70/84 32.4/118 - 78.81/27 99.8/42
Россия 2579.8 1009.04 13.31 46.0/66 57.7/16 60.6/13 73.10/56 78.3/57
Таджикистан 22.83 10.55 1.07 37.10/116 29.4/145 - 68.09/89 97.5/78
Туркменистан 128.92 69.88 11.27 37.00/117 30.2/138 35.8/88 67.13/94 90.4/114
Узбекистан 227.21 132.43 3.89 38.40/106 34.1/101 35.0/101 69.24/81 98.1/66
Украина 208.61 132.54 3.07 70.7/59 43.0/44 44.3/37 74.81/44 93.3/47
Эстония 13.81 10.85 8.39 64.3/18 38.9/57 40.0/51 80.46/15 69.4/10

*numbeo legatum institute * [13], [20]

24

Примечание:

  1.  – общие выбросы парниковых газов млн. тонн
  2.  – выбросы СО2 млн. тонн
  3.  – СО2 на душу населения, тонн
  4.  – климатический индекс
  5.  – Global Soft Power (индекс мягкой силы) [20]
  6.  – общий прогресс в достижении, производительность по ЦУР отчет об устойчивом развитии, Sustainable Development Report 2020 [21]
25 Как видно из данных таблицы 5, индекс мягкой силы (GSPI) у Азербайджана лучшие позиции (2023г. – 84, в 2022г. – 57). Этот индекс определяется, как способность государства влиять на предпочтения и поведение различных игроков на международной арене благодаря привлекательности своей культуры и экономики, а не принуждению. На эти цели правительство Азербайджана направляет много средств, с целью достижения устойчивости в социально-экономическом развитии страны. По устойчивости развития, по отчету ЦУР, общий прогресс в достижении производительности Азербайджан занимает средние позиции (2023г. – 63, 2022г. – 54). Лучшие позиции у Эстонии, Латвии, Литвы и Молдовы. В некоторых странах принимаются законы в области защиты окружающей среды, вследствие существования проблемы выброса вредных газов. Например, запрет на пластик одноразового использования, свободные от автомобилей зоны или дни, запрет на пестициды. Борьба с вырубкой лесов, так как сокращение лесов приводит к серьезным экологическим последствиям, включая изменение экосистем, а также рост объемов вредных выбросов в атмосферу.
26 Все это также способствует изменению климата. Чтобы стимулировать граждан использовать старые вещи, Швеция ввела налоговые льготы на ремонт, которые снижают стоимость ремонтных услуг. В Палау ввели зону размером с Испанию, где запрещена рыбалка. Во Франции около 7 млн. тонн пищевых отходов выбрасывается ежегодно, по данным немецкой «Deutsche Welle». Чтобы сократить объем выбрасываемых продуктов питания, в 2016 г. Франция приняла закон, согласно которому супермаркеты должны жертвовать не проданную еду тем, что в ней нуждается. Если они не делают этого, то им будет выписан штраф в размере 3750 евро. В США введен закон, регулирующий выброс вредных химикатов, которые становятся причиной проблем со здоровьем населения. Введен закон, который устанавливает правила очистки опасных свалок, а также требует уведомление властей об объектах, содержащих вредные материалы, особенно речь идет о материалах, способных выделять вредные химикатах [17].
27

В Азербайджане приняты: Закон АР «Об охране окружающей среды» (1999г.), Закон АР «Об экологической безопасности» (1999г.), Закон АР «Об экологической информированности населения» (1999г.), Закон АР «Об охране атмосферного воздуха» (2001г.). «Конвенция о трансграничном загрязнение воздуха на большие расстояния» была ратифицирована Республикой Азербайджан в 2002 году. Составлена «Дорожная карта для ратификации и внедрения протоколов КТЗВБР и выполнения соответствующих обязательств» и «Техническое обоснование для сценариев Национального Плана Действий по внедрению выбранных протоколов Конвенции». «Вопрос защиты окружающей среды и расширения возможностей использования альтернативных источников энергии, наряду со столь важными стратегиями, как сохранение макроэкономической стабильности, углубление диверсификации экономики, ускорение индустриализации, создание промышленных городков, расширение применения интенсивных методов в аграрном секторе, эффективное использование транзитного потенциала страны, расширение возможностей использования информационных и коммуникационных технологий, развитие инновационной деятельности и др., включен в список приоритетных направлений развития Азербайджана в предстоящие годы».

28

В 1995 году Азербайджан присоединился к рамочной Конвенции ООН об изменении климата, 18 июля 2000 года – к Киотскому протоколу, в 2002 году – к международной конвенции по трансграничному загрязнению воздуха на больших расстояниях. На декабрь 2023 года доля Азербайджана в глобальной эмиссии парниковых газов составляет 0,15 процента. К 2030 году Азербайджан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов внутри страны на 35%. 4 марта 2024 года Азербайджан присоединился к инициативе «Глобальное обязательство по метану», ставящей целью снизить глобальные эмиссии метана до 2030 года на 30 % по сравнению с 2020 годом. 5 апреля 2024 года компанией «Азеркосмос» представлена платформа для измерения изменения климата из космоса. Это первая подобная платформа в Азербайджане. До 2050 года планируется превратить Карабахский и Восточно-Зангезурский экономические районы в зону декарбонизации.

29

Таблица 6. ВВП и индекс человеческого развития ИЧР (HDI) в млрд дол. США

  ВБ МВФ Индекс человеческого развития ИЧР
  2020 2021 2022 2023 2023 2022* 2021 2020
Азербайджан 42.69 54.83 78.7/72 76.6/79 0.760/89 0.719 0.745/91 0.756/88
Белоруссия 61.37 69.67 72.8/77 71.8/83 0.801/69 - 0.808/60 0.823/53
Грузия 15.84 18.63 24.8/110 30.5/107 0.814/60 0.767 0.802/63 0.812/61
Казахстан 171.1 197.1 225.5/53 260.5/49 0.802/67 0.688 0.811/56 0.825/51
Кыргызстан 7.78 8.74 11.5/145 12.8/142 0.701/117 0.683 0.692/118 0.697/120
Латвия 34.60 39.73 40.9/97 43.6/96 0.879/37 0.782 0.863/39 0.866/37
Литва 56.91 66.41 71.0/80 77.9/76 0.879/37 0.748 0.875/35 0.882/34
Молдова 11.53 13.69 14.5/134 17.052/129 0.763/86 0.731 0.767/80 0.750/90
Россия 1493.1 1836.9 2240.4/8 1997.0/ 11 0.821/56 0.725 0.822/52 0.824/52
Таджикистан 8.13 8.94 10.5/146 11.9/144 0.679/126 0.664 0.685/122 0.668/125
Туркменистан 45.2 45.232 56.5/87 77.1/78 0.744/94 0.662 0.745/91 0.715/111
Узбекистан 60.22 69.90 80.4/71 90.9/69 0.727/106 0.696 0.727/101 0.720/106
Украина 156.6 199.8 160.5/58 177.2/56 0.734/100 0.685 0.773/77 0.779/74
Эстония 31.37 37.19 38.1/99 40.8/99 0.899/31 0.766 0.890/31 0.892/29

Примечание: *список стран по ВВП.docx *[18], *[3]. ИЧР* – скорректированный, с учетом планетарной нагрузки

30 Как видно, проводимые мероприятия Правительство Азербайджана дают положительные результаты. Улучшились значения ВВП, индекса человеческого развития. (Индекс человеческого развития указано в виде (ИЧР)).
31

Выводы

Исходя из вышеотмеченного, целью любой национальной стратегии социально-экономического развития должен быть не просто рост и развитие, но решение глобальных проблем. Это – климатические изменения, рост неравенства, экологические проблемы, проблемы продовольственной безопасности и др. Поэтому так важно стратегическое планирование и активная промышленная политика, обеспечивающая создание нового технологического базиса с целью создания основы технологической и экономической безопасности страны, создания основ устойчивости экономики и основ для решения социальных проблем (общедоступное здравоохранение, образование, культура в единстве для перехода к новому состоянию общества), развитие низкоуглеродной энергетики, решение проблем климатических изменений, развития «зеленой» экономики.
32 В итоге можно отметить, что все мероприятия, проводимые Правительством Азербайджана, направлены на решение проблем организации экономического роста и развития. Поступательное, устойчивое развитие страны свидетельствует о правильно выбранной модели социально-экономико-экологического развития страны, которая постоянно трансформируется в соответствии с изменениями в мировой экономике. Ныне экономической наукой создано много теорий и моделей роста, но не все создают соответствующие условия для данного периода развития страны.
33 Теоретические положения должны обосновывать целесообразность управления ростом и развитием, как реально организовать и направить его результаты, чтобы оно способствовало росту и развитию. Это, в свою очередь, требует решения структурных, институциональных, научно-технико-технологических проблем, так как экономический рост и развитие должны способствовать реальному расширению возможностей и росту уровня благополучия широких слоев населения. Повышая научную обоснованность проводимых мер, правительство страны планирует обеспечить инклюзивный и сбалансированный рост и развитие экономики. Переход на инновационный и цифровой путь развития определяется как целевая установка, способствующая повышению конкурентоспособности страны. Это важно, так как секрет любого «экономического чуда» заключается в правильном выборе и реализации приоритетов развития, которые способствуют очередной волне экономического роста и развития для выбранной национальной экономической модели. Характерными чертами этой модели развития являются: сильная и эффективная государственная власть; развитие всех форм собственности (стремление к достижению оптимального соотношения государственного и частного секторов с учетом национальных интересов); усиление значимости приватизации как средство привлечения заинтересованных инвесторов; разнонаправленная внешнеэкономическая политика; основу экономической модели составляет социальная политика. Происходящие изменения в экономике способствуют переходу к новым формам регулирования и следующему технологическому укладу.

Библиография

1. Галин В. Запретная политэкономия. М.,2006, с.608.

2. Гусейнов И. Почему падают доходы SOCAR? // URL: https://haqqin.az/dictatorship/320762

3. Данилов Д. Топ-69 стран мира по уровню жизни населения – 2024 // URL: https://top-rf.ru/places/121-rejting-stran-po-urovnyu-zhizni.html

4. Джаяти Гхош Почему и как должна измениться экономическая наука // URL: https://www.imf.org/ru/Publications/fandd/issues/2024/03/Symposium-Why-and-how-economics-must-change-Jayati-Ghosh

5. Иманов К. Модели оценки качества национальной стратегии устойчивого развития. 2017. LAP LAMBERT Academik Publishing.с.116. (с.79)

6. Койл Д. ВВП. Краткая история, рассказанная с пиететом. Издательский дом ВШЭ, 2016. 176 с.

7. Койл Д. Почему и как должна измениться экономическая наука. https://www.imf.org/ru/Publications/fandd/issues/2024.03. МВФ. Финансы и развитие

8. Межд. Форум на тему «СОР29 и зеленое видение для Азербайджана. 23.04.2024. в Университете АДА // URL: https://president.az/ru/articles/view/65580

9. Ордубади М.С. «Меч и перо». ч.1, с.228

10. Раворт К. «Экономика пончика»: семь способов мыслить как экономист ХХ1 века». 2017

11. Рейтинг стран по качеству воздуха // URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/air-quality

12. Рейтинг стран по качеству питьевой воды // URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/unsafe-drinking-water

13. Рейтинг стран по уровню жизни 2024 // URL: https://basetop.ru/rejting-stran-po-urovnyu-zhizni/

14. Рейтинг стран по уровню экологии // URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/ecology

15. Самые загрязненные страны и регионы мира // URL: iqair.com/ru/world-most-polluted-countries

16. Статсборник Азербайджана 2024. Баку, Госкомстат Азербайджана, 2024 // URL: https://www.stat.gov.az/source/system_nat_accounts/Финансы.

17. Юзбашиева Г.З. и др. Словарь-шпаргалка. Б., 2018, 644с., (с.3)

18. Юзбашиева Г.З. Роль качественных показателей в обеспечении конкурентоспособности экономики с.18

19. Global Soft Power Index 2024 // URL: https://static.brandirectory.com/reports/brand-finance-soft-power-index-2024-digital.pdf

20. Rankings. The overall performance of all 193 UN Member States // URL: https://dashboards.sdgindex.org/rankings

21. Sustainable Development Report 2020 // URL: https://sdgtransformationcenter.org/reports/sustainable-development-report-2020

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести