Новая стратегическая конфигурация экономических и политических факторов, определяющих динамику международных отношений США и Российской Федерации
Новая стратегическая конфигурация экономических и политических факторов, определяющих динамику международных отношений США и Российской Федерации
Аннотация
Код статьи
S207751800032798-6-1
Тип публикации
Тезисы
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Логинов Евгений Леонидович 
Должность: советник директора
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Механизм эмиссионного долларового получения прибылей быстро теряет эффективность. Доходная база сжимается, перераспределение вызывает недовольство исключаемых, отодвигаемых от кормушки становится все больше. Это приводит к невозможности договориться между элитными группами США. В статье анализируется комплекс проблемных ситуаций, наблюдающийся в политико-экономической системе США в условиях выборов нового президента США. Разработана модель геостратегической многоходовки выборов президента США в 2024 г. и их последствий. Кратко сформулированы основные блоки нацеленности американской политики, которую в силу объективной необходимости удержания политической системы США в управляемом контуре вынужден будет реализовать Д.Трамп в случае занятия поста президента США. Приведены характеристики новой стратегической конфигурации экономических и политических факторов, определяющих динамику международных отношений США и Российской Федерации. Предлагаются направления исследования проблем готовности экономического комплекса Союзного государства России и Белоруссии к условиям чрезвычайных ситуаций и особого периода.

Ключевые слова
США, Россия, Трамп, выборы, политика, экономика, управление, критическая ситуация
Источник финансирования
Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках проекта № 075-15-2024-525 от 23.04.2024.
Классификатор
Получено
29.09.2024
Дата публикации
12.11.2024
Всего подписок
0
Всего просмотров
14
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение: вероятностное состояние США как суперпозиция Шрёдингера

Система нахождения политического консенсуса в истеблишменте США ранее реализовывавшаяся на основе скрытых неформальных политических агломераций (типа «неизвестные Отцы [14]») к 2024 г. оказалась полностью утрачена. Механизм эмиссионного долларового получения мегаприбылей, ранее распростанявшийся на все кластеры американской и близкой к ней иной атлантической суперэлиты, быстро теряет эффективность. Доходная база сжимается, перераспределение вызывает недовольство исключаемых, отодвигаемых от кормушки становится все больше. Это приводит к невозможности договориться между элитными группами США [4].

2

Тенденция системного кризиса налицо [1]. Будущее становится цепочкой труднопрогнозируемых и сложноконфигурируемых вероятностей шредингеровского характера в рамках суперпозиции: американский политический кот [сложившаяся за два века внутриэлитная договороспособность] в стальном сейфе жив или мертв? [7]

3

Гибридная операция против России

Обобщенный алгоритм гибридной операции, реализуемой США и их европейскими (НАТОвскими) союзниками приведен на рис.1.
4

5 Рис. 1. Алгоритм гибридной операции против России
6 Можно кратко сформулировать следующие основные блоки нацеленности американской политики, которую в силу объективной необходимости удержания политической системы США в управляемом контуре вынужден будет реализовать Д.Трамп в случае занятия поста президента США:
7

Вектор: «Война – мир» с Россией

В 2014–2024 гг. в рамках проведения гибридной операции уничтожить путинскую Россию как ранее СССР для решения экономических и политических проблем и подтверждения статуса США как единственного мирового демиурга, чье мнение является истиной в последней инстанции, не получилось. Мировое сообщество это отметило. Жёсткая патриотическая позиция Президента России – в условиях непрекращающегося давления, военного шантажа и попыток устроить с помощью олигархов и продажных чиновников политический переворот – находит поддержку подавляющего большинства российского населения. Хоть как-то самостоятельные страны по итогам политического и экономического противостояния США и ЕС с Россией и Китаем приняли фактически антиамериканское решение дружить с Россией, в том числе, в рамках международных экономических союзов с ее участием (БРИКС, ШОС и т.п.).
8 Трампу необходимо переконфигурировать санкции против России, показавшие неэффективность и наносящие экономический ущерб самим США. Санкции должны не наносить удар по какой-то стране, а выстраивать новый контур экономических связей и центров активности. Пока эффект обратный.
9 У американских стратегических операторов наблюдается явное нежелание довести экономический конфликт с Россией до реального, а не декларируемого, прекращения поставок в США урана для АЭС и ряда других стратегически важных для американской индустрии российских ресурсов.
10 Таким образом, для США необходимо, что-то, типа сепаратного мира с Россией при стимулировании многоуровневого конфликта Европы и России. Ослабляющим обе стороны (Европу и Россию) и улучшающее позиции США. То есть, где США могут себе позволить – конфликтовать с Россией в информационном пространстве на трибунах международных площадок, одновременно обеспечивая близкие к дружественным отношения с Россией в стратегически важных для США сферах, например в атомной энергетике и в космосе.
11

Вектор: Новый формат экономики США с сохранением доминирования доллара

Для Трампа необходимо отбить перманентную атаку на доллар, отодвинув возможность его замещения иными валютами, в т. ч. криптовалютами [7]. При этом, непонятно как снизить все возрастающую нагрузку на экономику США при финансировании военных программ, если они не решают проблемы, которые раньше решали? Как решать макроэкономические проблемы США, если ранее отработанный механизм перекладывания американских долгов на другие страны перестает работать? [13] Что делать с экономикой США, если экономическая активность в стране стала полностью носить искусственный манипулятивный характер, что вечно продолжаться не может, так как явно наблюдается пока отодвигаемая граница эмиссии доллара, которая при определенных обстоятельствах может привести к обрушению доллара США? [8]

12 Система финансовых долларовых пузырей даёт сбои, которые без «кидания» стран накопивших доллары все труднее преодолевать. Американские ТНК не хотят возвращать производства в США, так как невыгодно и нет уверенности в долгосрочном благополучии американской модели экономического развития.
13 Для экономического «опускания» Китая США необходимо возвратить себе технологическое лидерство по группе ключевых технологий, а также контроль над центрами прибыли и финансовыми потоками в среднесрочной перспективе с прогнозом более дальнего будущего. Демократы не смогли предложить ничего эффективного в этом плане. Трамп ранее пытался, хотя и с не очень явным результатом. Надежды обеспечить дальнейшее наращивание прибыли США путем неэквивалентного обмена дорогих информационных и коммуникационных технологий и услуг, в т.ч. искусственного интеллекта, на дешёвые сырьевые ресурсы и товары с низкой степенью переработки, успехом не увенчались.
14 Универсальный инструмент эмиссии доллара как мировой валюты приближается к концу. Структура американского общества все больше плодит бездельников и маргиналов, требующих себе повышенного финансового содержания и иных социальных привилегий при минимальном вкладе в жизнеобеспечение государства. Нарастание таких тенденций программирует очень неблагополучное экономическое будущее США. Хотя его прогнозировали для США ещё во времена СССР и спас США только распад СССР и мировой социалистической системы.
15

Вектор: Новый контур мировой политики и экономики, сохраняющий элементы лидерства США

Для США купить себе сателлитов становиться все труднее, так как финансовых ресурсов начало не хватать даже для решения наиболее критичных внутренних американских проблем. Где будут мировые инновационные центры, а также центры индустриального производства, кроме Индии? Что делать с эмитированным долларом, если страны стали от него отказываться? Выходом могут быть глобальные проекты, которые, однако, без Китая и России не будут эффективны.
16 Наблюдается срыв практически всех военных и военно-технологических стратегий США, американские военные проиграли гонку вооружений, так как сверх дорогие военные изделия для Минобороны США не могут обеспечить быструю и убедительную победу, исключающую нанесение США со стороны противника неприемлемого ущерба, даже от группы стран вчерашнего третьего мира.
17 Макросистемные инновации, присваиваемые и генерируемые США, перестали быть триггером перемен, определяющим успех и статус страны в мировом сообществе. Инновационно – технологическая пауза: у США как у ранее единственного владельца больше нет технологий, без которых другие страны не смогли бы обойтись или получить их у других – не американских – продавцов. США логистически больше не могут позволить себе более одной среднесрочной масштабной военной операции против стран третьего мира (см. уход из Афганистана).
18 При этом, США остро необходимо расширить объемы экспорта американского вооружения. Для этого необходима управляемая военная напряжённость в группе тлеющих точек на грани военных конфликтов, могущих перерасти из двусторонних в макрорегиональные войны. Продекларирована модернизация ядерной триады США. Намечены космические программы, включая спутники, освоение Луны и военный космос.
19

Вектор: Формат политикума США, сохраняющий целостность государства при трудноразрешимых противоречиях в истэблишменте

Наблюдается последовательная утрата эффективности механизма публичной демократии и выборов в США, переход к полностью манипулятивному фактически латентно силовому механизму управления американским обществом. Большинство претендентов на высшие государственные посты в США абсолютно безликие, по своему интеллекту и компетенциям соответствуют третьеразрядным мелким политическим функционерам времен Холодной войны. Лидирующие качества не наблюдаются. Как сформировать новый контур системы сдержек и противовесов в политсистеме США, который бы снизил катастрофичности конфликта между финансово-промышленными группировками, лежащими в основе республиканской и демократической партий?
20 Трамп должен хоть частично разгрести вал политико-управленческих ошибок, которые наворотили его предшественники. Трамп хотя бы понимает, что перед США встали вызовы и угрозы намного более актуальные, чем проблемы обеспечения прав и полномочий сексуальных меньшинств и половой идентификации молодежи.
21 Что делать американскому государству в условиях доминирования ультралиберальных догм чуждых консервативному слою, на котором держится государство, не ясно. Необходимы непопулярные меры. И сильная воля для их проводника – президента США.
22 Вопрос теперь не в только в политике Трампа, которая определена обстоятельствами, а в том сможет ли его преемник завершить преобразования Трампа и политически монетизировать новый формальный или неформальный аналогичный ялтинскому консенсус о судьбах мира. Консенсус благоприятный к коллективному самовыживанию в условиях утраты мировыми регулирующими механизмами как реальной, так и внешней эффективности.
23 Модель геостратегической многоходовки выборов президента США в 2024 г. и их последствий приведена на рис. 2.
24

25 Рис. 2. Модель геостратегической многоходовки выборов президента США в 2024 г. и их последствий
26

Отсылка к истории советско-американских отношений

В периоды, когда президентом США был Ф. Рузвельт, две, казалось бы, непримиримые по характеру идеологий и политико-экономического устройства мировые державы, прекрасно ладили. Сутью взаимовыгодного сосуществования СССР и США тогда было то, что сталинское переустройство доступной ему части мира прекрасно дополняло экономическую модель, сформировавшуюся в США перед Первой мировой войной и успешно поддерживавшую устойчивость США почти до начала третьего тысячелетия. Лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации опираясь на производство средств производства отставал по предметам потребления и вынужден был закупать их на Западе расплачиваясь ресурсами и ресурсоемкой продукцией по ценам мировых рынков, которыми манипулировали, прежде всего, США. Поэтому индустриальное развитие просоциалистической группы стран под влиянием и при прямой помощи СССР только расширяло рынки сбыта американской продукции и американских займов. Увеличивало объемы неэквивалентного обмена дорогих западных инновационных товаров на дешевые ресурсы из стран мировой системы социализма и части стран третьего мира. Это абсолютно устраивало Ф. Рузвельта и поддерживающую его промышленно-финансовую группировку. Зачем США было мешать И. Сталину это делать и политически и военно конфликтовать с СССР? Именно постепенное разрушение этой глобальной схемы привело США к нынешнему состоянию, из которого как-то надо выбираться.
27

В чем-то близкая ситуация была и после распада СССР вплоть до того периода когда Запад сам себе выдумал (реанимировал старую конфронтационную международную политическую модель Холодной войны) врага в лице путинской России. При этом Россия в первом и втором десятилетиях нового века даже в условиях разворачивающейся гибридной войны со стороны Запада упорно называла США и ряд европейских стран партнерами и пыталась полноценно учитывать их интересы во всех сферах своей политической и экономической жизнедеятельности. Это на Западе было расценено как слабость… Поэтому, актуализировалась проблема масштабного военного конфликта России со странами, входящими в НАТО [2, 5].

28

Предлагаемые направления исследования проблем готовности экономического комплекса Союзного государства России и Белоруссии к условиям чрезвычайных ситуаций и особого периода

  • разработка укрупненных сценариев возможного развития ситуации, в т. ч. с временным выходом из строя или полным уничтожением гражданских организационных структур федерального, регионального уровней и уровней крупных муниципальных образований в ряде регионов, блокированием средств связи и коммуникаций, уничтожением хранилищ информации и баз данных, бездействия органов управления на местах [10];
  • анализ проблем с ресурсообеспечением, прежде всего, поставками критически важных ресурсов: топливно-энергетические ресурсы, продовольствие, лекарства и пр., транспортно-логистические проблемы подвоза ресурсов, гражданских и специальных групп помощи и наведения порядка, эвакуации населения [12];
  • разработка комплекса мер, в т. ч. рекомендаций группе союзных и национальных ведомств и администрациям регионов, по формированию защищенного параллельного контура управления гражданскими объектами и инфраструктурой, источников и каналов финансирования, мер жизнеобеспечения населения. Такой контур управления должен быть способен при необходимости быстро заместить или поддержать работу некорректно работающих или выбывших из строя оргструктур управления;
  • анализ эффективности комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, организационные и информационные механизмы сопровождения, контроля и мониторинга выполнения этапов таких программ и проектов, достижения поставленных целей, деятельности заказчиков и участников, эффективности использования денежных средств, выделенных из бюджета, оценки результатов таких программ и проектов с точки зрения народнохозяйственного эффекта, а также отраслевых эффектов и специальных (оборонных) аспектов, синергетическое влияние на развитие отдельных отраслей, компаний и территорий;
  • исследование проблем энергетической безопасности, включая вопросы надежности топливо- и энергоснабжения потребителей энергоресурсов в различных условиях функционирования отраслевых систем топливно-энергетического комплекса России. Актуализация инструментов государственного управления энергетическими компаниями любых форм собственности в обычных условиях, в условиях чрезвычайных ситуаций и в особый период;
  • -построение систем поддержки принятия решений в экономике путем объединения на основе интеграционной платформы подсистем (с использованием USB – Universal Service Bus (Универсальная сервисная шина)): СУБД, инструментов расчетных (имитационных и прогнозных моделей), картографической информации (ГИС-системы), инструментов ввода различной по структуре данных информации из источников данных с преобразованием их в обобщенный (универсальный) формат, подсистем визуализации (предоставления информации пользователям) и выгрузки информации;
  • анализ и систематизация опыта СССР (нормативные акты и фактические организационные мероприятия) по массовой эвакуации и возвращению энергетических объектов (энергетического оборудования) в период Великой отечественной войны. Анализ и систематизация опыта СССР по перемещению промышленных объектов из зоны Чернобыльской аварии. Рекомендации по адаптации этого опыта к современным условиям глобальных природных и техногенных катастроф (наводнение, землетрясение, авария на АЭС и пр.) в отношении энергетических объектов;
  • определение особенностей и проблем функционирования топливно-экономических комплексов России и Белоруссии в особый период (военные действия, зональная активизация террористической активности, массовые беспорядки и пр.) с учетом накопленного опыта решения этих проблем в условиях рыночной экономики в постсоветский период (проблемы: технические, логистические, финансово-экономические, кадровые). Необходимые организационные и информационные механизмы взаимодействия союзных, национальных, региональных и муниципальных властей и корпоративного управления для обеспечения устойчивой работы объектов ТЭК и ЖКХ;
  • анализ влияния существующей системы государственного регулирования и контроля (государственное регулирование цен и тарифов, государственное антимонопольное регулирование и контроль, управление государственной собственностью, а также собственностью субъектов и муниципальных образований), государственный энергетический надзор, государственный экологический надзор и др. на систему управления отраслями ТЭК в особый период (военные действия, зональная активизация террористической активности, массовые беспорядки и пр.). Особенности перехода государственных органов в особый период от нормативно-правового регулирования к прямому управлению экономическим комплексом;
  • анализ проблем и перспектив использования космических аппаратов для оцифровки схем наземной инфраструктуры. Использование элементов искусственного интеллекта для идентификации объектов при составлении геоинформационных карт и схем ресурсоснабжения по данным космического мониторинга. Возможности использования космических аппаратов для диагностики технического состояния объектов инфраструктуры;
  • анализ возможных рисков и угроз каскадных отключений на различных уровнях управления энергосетями и в территориальных сегментах топливно-энергетического комплекса в условиях военных и диверсионно-террористических атак. Необходимые технические решения для снижения таких рисков. Рекомендации по развитию направлений производства в России и Белоруссии необходимого оборудования;
  • анализ рисков возникновения и последствия техногенных аварий в системах энергогенерации, транспортировки электроэнергии и топливно-энергетических ресурсов для генерации электроэнергии и тепла в арктической зоне России в связи с климатическими изменениям. Необходимые меры в этих условиях для снижения угрозы аварий.
29

Заключение

В этих условиях России необходимо реализовывать твердую политику как на международной арене, так и внутри страны, так как новые-старые политики управляющие США уважают только силу.

Библиография

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2022 года. Москва: Институт экономических стратегий, 2022. С. 9-12.

2. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023, Т. 25, № 3 (189). С. 6-15.

3. Агеев А.И., Григорьев В.В., Логинов Е.Л. Квантовые симуляторы как инструмент наблюдаемости цифровой суперсистемы с существенной компонентой непредсказуемого поведения ее элементов // Микроэкономика. 2024, № 5. С. 5-13.

4. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Комбинаторика второго Трампа: покушение. Часть I. Геостратегия // Экономические стратегии. 2024, Т. 26, № 4 (196). С. 18-25.

5. Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р., Ву Ц., Ву З. Гибридные войны в макроэкономической суперсистеме XXI века // Экономические стратегии. 2023, Т. 25, № 2 (188). С. 6-23.

6. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Поддержание работы интегрированного комплекса гражданских и специальных структур на основе цифровой синхронизации функций мониторинга, связи, аналитики и управления // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы XXXI международной конференции, Москва, 13 декабря 2023 года. Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2023. С. 499-504. 

7. Григорьев В.В., Логинов Е.Л. Криптовалютная модель цифровой финансовой системы: дозированная эмиссия, мультипликация денежной массы и наращивание инвестиций в России и ЕАЭС. – Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2020. 170 с.

8. Логинов Е. Л. Куда движется мировая экономика: нарастание кризисных явлений // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2022 года. – Москва: Институт экономических стратегий, 2022. С. 28-29.

9. Логинов Е.Л. Перехват управления сложными организационными системами в условиях размывания границ между физическими, когнитивными и цифровыми пространствами деятельности и средами управления // Экономика: теория и практика. 2024. № 1 (73). С. 3-10.

10. Логинов Е.Л. Развитие экономики в России под воздействием санкций: монография. – М.: РУСАЙНС, 2024. 198 с.

11. Логинов Е.Л. Управление работой индустриального комплекса России для поддержки процессов реализации сложных специальных проектов в условиях с существенной компонентной неопределенности // Современная экономика и финансы. Проблемы и перспективы развития. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА», 2023. С. 139-146.

12. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Логинов Е.Л. Применение экономико-математических методов и моделей оптимального планирования в цифровой экономике будущего (ЦЭМИ АН СССР и ЦЭМИ РАН: прогностическая интерпретация и развитие научного наследия нобелевских лауреатов Л. В. Канторовича и В. В. Леонтьева). – М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2022. 248 с.

13. Мировые финансы в условиях системных, технологических и экологических трансформаций / И. А. Балюк, Г. А. Бунич, А. Г. Глебова [и др.]. – Москва: "Издательство "КноРус", 2024. 232 с.

14. См. Стругацкие. Обитаемый остров.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести