Improving Institutions for the Development of Innovative Activities
Table of contents
Share
QR
Metrics
Improving Institutions for the Development of Innovative Activities
Annotation
PII
S207751800011181-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Vyacheslav Mikhailov 
Occupation: Junior researcher
Affiliation: Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Ufa
Abstract

The article presents an analysis of formal and informal institutions that affect innovation. The causes of the problems arising in the creation of new technologies and their introduction into mass production in Russian conditions are investigated. The role of various formal institutions in modern society, their influence on the development of economic processes, as well as the influence of informal institutions of the individual's economic behavior (unwritten rules and motives) on the innovation process are studied. Measures are proposed to improve formal and informal institutions that contribute to the training of individuals capable of successfully generating and implementing innovations.

Keywords
formal institutions of innovation, innovation, individual behavior, informal institutions, recommendations
Received
29.07.2020
Date of publication
05.09.2020
Number of purchasers
25
Views
1652
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2020
1

Темой статьи является исследование возможностей совершенствования формальных и неформальных институтов, влияющих на действия индивидов, внедряющих инновации, и, соответственно, на развитие инновационной деятельности. Воздействию формальных и неформальных институтов на развитие инновационной деятельности, на поведение индивидов, внедряющих инновации, посвящены исследования таких ученых как Д.С. Норт [21], С.М. Васин [7], Л.А. Гамидуллаева [8], О.Г. Голиченко [10].

2

Действия индивидов по поводу создания, распределения, перераспределения материальных благ – предмет экономической науки, причем исследуются не только действия экономических агентов в настоящее время, но и формальные институты и неформальные нормы, которые сформированы действиями индивидов в прошлом [34]. В соответствии с неоклассической экономической теорией, любому индивиду свойственно стремление к максимальному увеличению получаемой выгоды, и это, помимо всего прочего, выражается в создании новых технологий, дающих возможность более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Изобретательская деятельность играет большую роль в жизни социума. Формальные и неформальные запреты направляют действия индивида в определенное русло [26, 27].

3

Формальные институты выстраивают поведение экономических агентов и влияют на множество принимаемых ими решений. В свою очередь, неформальные институты также играют большую роль в управлении жизнедеятельностью индивидов – традиции, привычки, религиозные запреты и иные неписаные правила влияют на поведение индивида, причем это происходит как в развитых, так и в развивающихся странах [5]. Это свидетельствует о том, что далеко не все экономические явления представляется возможным объяснить только как результат воздействия формальных институтов, таких как законы, постановления правительства, правила определенных учреждений, которые разрешают или запрещают определенные действия. Многие коллективные и индивидуальные действия экономических агентов продиктованы привычками, особенностями национального характера, культурой [6].

4

Из всей совокупности общественных институтов можно отдельно выделить влияющие на экономические действия индивидов, это неформальные институты экономического поведения личности. В свою очередь, среди них есть неформальные нормы, отвечающие за активное инновационное поведение индивида, а следовательно, и за создание и внедрение в массовое производство новых технологий [12, 28, 33]. Можно предположить, что в странах-лидерах экономического развития данные институты более эффективны, чем в развивающихся странах.

5

Одна из важнейших проблем при внедрении новых технологий в массовое производство в российских условиях - это невысокая эффективность неформальных институтов экономического поведения индивидов, играющих основную роль в российской инновационной системе – руководителей различных уровней, координирующих действия подчинённых [14, 15, 16, 17, 30].

6

Неверное понимание такого явления, как инновационный процесс, приводит к неполному и неэффективному использованию человеческого капитала, к нецелевому расходованию бюджетных средств, к появлению и закреплению неэффективных формальных и неформальных институтов. Подобные институты и нормы становятся, в свою очередь, факторами, препятствующими созданию и внедрению новых технологий [2, 11]. При этом наблюдается отсутствие должной скоординированности действий при создании и реформировании формальных институтов, не уделяется должного внимания неформальным нормам и особенностям мышления и мировосприятия индивидов. В России на данный момент не создано эффективной программы институциональных преобразований, которая дала бы возможность создать институциональную систему, благоприятную для создания новых конкурентоспособных технологий и их внедрения в массовое производство [9].

7

Для исследования опыта, накопленного наиболее развитыми национальными экономиками мира проанализируем формальные институты инновационного поведения индивидов, существующие в наиболее экономически развитых странах. Эти институты образуют национальную инновационную систему. В настоящее время можно выделить три типа национальных инновационных систем (в соответствии с особенностями организационной структуры): американская, восточноазиатская, европейская [22].

8 Национальная инновационная система любой страны образована институтами, которые стали результатом взаимодействия между индивидами, в конкретных исторических условиях, большую роль при их формировании играла культура страны, любая национальная инновационная система формировалась и эволюционировала постепенно, на этот процесс влияли различные исторические эпохи, пройденные страной. В национальной инновационной системе отразились особенности инновационного процесса в соответствующей стране.
9

Проанализируем каждый из этих трех типов и определим характерные особенности. Американский тип примечателен тем, что в нем взаимодействие между институтами выстроено таким образом, что позволяет одному институту выполнять функции другого, и наоборот, кроме того, институты взаимодействуют друг с другом как части единой сети, научная активность, предпринимательская деятельность, государственная поддержка играют большую роль в создании новых технологий на каждом этапе [32].

10

В американской национальной инновационной системе университеты и предприятия активно взаимодействуют между собой, создавая новые технологии, и этот процесс, как правило, происходит без активного государственного вмешательства. Большинство американских университетов являются частными организациями, а этим объясняется высокий уровень конкуренции между индивидами, способными к созданию и внедрению инноваций [35]. Именно она приводит к должному уровню работы данных вузов. В них осуществляются как гражданские, так и военные разработки, создаются передовые технологии. Например, Стэнфордский университет является характерной частью американской инновационной системы. Необходимо тщательно исследовать этот университет, чтобы лучше понять, как функционирует инновационная система этой страны.

11 Руководство данным университетом осуществляет специальный орган - Совет доверительных управляющих, состоящий из 35 человек, 9 из которых назначается советом выпускников. Он отвечает за развитие университета, за эффективное использование материальных ресурсов, за привлечение инвестиций, за отношения с ведущими промышленными предприятиями, за разработку плана доходов и расходов на ближайший год, за разработку новых технологий, за поиск перспективных идей, за привлечение перспективных специалистов. В его состав входят руководители факультетов, отдельных исследовательских лабораторий, взаимодействующими между собой.
12

Другой знаменитый американский университет, Гарвард, имеет похожую систему управления, его Совет наблюдателей включает глав корпораций и руководителей кафедр, что обеспечивает эффективную связь науки с производством. Структура управления этого университета позволяет наладить взаимодействие между кафедрами университета в процессе проведения междисциплинарных исследований и в то же время сотрудничать с корпорациями, которые могут внедрить в массовое производство конкурентоспособные новые технологии, созданные в университете [31].

13

По структуре американские вузы мало отличаются друг от друга, можно сказать, что по двум вышеупомянутым университетам можно судить о внутреннем устройстве большинства университетов всей страны. Высшие учебные заведения Соединённых Штатов Америки обычно имеют устойчивые взаимоотношения с промышленными предприятиями и государством, во многом благодаря Совету попечителей, который есть в составе многих университетов. Именно этот орган определяет характер вузов как активных формальных институтов, создающих и пропагандирующих новые технологии. Ректор университета этими вопросами не занимается, в его полномочия входит организация педагогической деятельности, он отвечает за эффективность процесса обучения [29].

14

В национальных инновационных системах восточноазиатского типа организационной структуры, например, в японской, вузы как центр фундаментальных разработок играют второстепенную роль, главным звеном являются лаборатории корпораций. Консалтинг вузов Японии, их вклад в развитие инновационных технологий дает возможность малым местным организациям решать оперативные вопросы, а в перспективе посредством развития центров коллективного пользования проводить собственные исследования [36]. Японский политеистический взгляд на мир, способность к реформированию законов и правил, прагматизм могут быть выражены как гибкость планов и стратегий в приспособлении к проблемам действительности [13].

15

Инновационная система Японии ориентирована не на фундаментальные знания, а в основном на дальнейшее усовершенствование существующих прикладных технологий, создание эффективных организационных структур, разработку устройств с улучшенными характеристиками [25]. Она формировалась вследствие постепенного перехода японцев от копирования зарубежных технологий к разработке собственных. Прикладными разработками занимаются корпорации, фундаментальные исследования осуществляют университеты. Существенной проблемой страны остается не востребованность многих технологий, созданных на ее территории, что говорит о необходимости разработки национальных стратегий отказа от импорта технологий и развития собственного изобретательства [4]. Благодаря новым технологиям растет производительность труда. Японии удалось, несмотря на относительную неразвитость собственной фундаментальной науки, обеспечить снижение уровня безработицы и вместе с тем повышение уровня жизни, развитие инновационной экономики [3].

16

Отличительной чертой японской национальной инновационной системы является консерватизм, и в то же время – открытость инновациям. Это приводит к тому, что японские предприятия, следуя своей привычке в течение длительного времени хранить традиции, сохраняют традицию заимствования иностранных технологий. Свои же разработки зачастую остаются не внедренными в массовое производство. С другой стороны, открытость инновациям помогает быстро перенимать лучшие технологии со всего мира и доводить их до массового производства [19, 20].

17

Но на данный момент многие консервативные установки рассматриваются как препятствие для дальнейшего развития институциональной инфраструктуры, для повышения эффективности взаимоотношений индивидов по поводу создания новых технологий и их внедрения в массовое производство [1]. Благодаря этому происходит рост популярности продукции на рынках других стран. Постепенно возрастает количество собственных наработок, научных заделов на будущее, результатов фундаментальных исследований [18].

18

Третий тип национальной исследовательской системы – западноевропейский, он предполагает наличие большого количества различных формальных институтов, отвечающих за различные стадии разработки и внедрения новых технологий. В национальных исследовательских системах этого типа представлены институты, отвечающие за каждый из этапов разработки новых технологий и их внедрение в массовое производство. Сюда входят вузы, индустриальные парки, предприятия с их производственными мощностями и маркетинговыми службами [23].

19

Вторая мировая война разрушила западноевропейскую экономику, по этой причине в странах этого региона долгое время не проводилось дорогостоящих научных исследований, кроме того, в Западной Европе не осталось стран, которые претендовали бы на роль внешнеполитического лидера и были бы заинтересованы в новых технологиях, необходимых для военной промышленности. В основном создавались коммерчески успешные новые технологии в области фармакологии, косметологии, химической промышленности, которые можно было внедрить в массовое производство за небольшой промежуток времени [24].

20 Анализ национальных инновационных систем дал возможность прийти к выводу, что для формирования в России институциональной среды, способствующей подготовке индивидов, способных генерировать и внедрять инновации, требуется решить следующие задачи:
21
  1. Необходимо сформировать в России культуру разработки и внедрения в массовое производство новых технологий. Инструментом ее формирования станет национальная инновационная система, в которую будут включены элементы, формирующие изобретательские способности индивидов, а также элементы, направляющие индивидов на разработку наиболее востребованных технологий.
  2. Требуется создать специальные учебные программы для российских вузов, которые позволили бы развивать у будущих специалистов способность к созданию новых технологий, передавали бы им опыт успешных изобретателей, формировали бы культуру изобретательства, способность к поиску новых идей и возможностей. Кроме этого, учебные программы должны развивать у индивидов способность к оценке обстановки на рынке интеллектуальной собственности, умение патентовать свои идеи, способность понять, какие технологии на данный момент востребованы рынком, какие могут быть внедрены в массовое производство.
  3. Следует также изменить сам процесс преподавания дисциплин, связанных с разработкой и внедрением новых технологий таким образом, чтобы преподаватели в университетах активно вовлекали студентов в изобретательскую деятельность, формировали у них представление о том, что создание новых технологий и их внедрение в массовое производство может принести значительную материальную выгоду изобретателю, при условии успешного внедрения созданных им технологий и защиты прав на них.
  4. Необходимо также обеспечить формирование у будущих специалистов таких компетенций как: способность к продвижению продукции на рынке, управление венчурным предприятием, руководство коллективом разработчиков новой технологии. Требуется сформировать у индивидов способность договариваться с руководством предприятий о внедрении технологий в массовое производство.  
  5. Следует сформировать эффективный механизм управления процессом производства объектов интеллектуальной собственности; готовить будущих специалистов общетехнической направленности как менеджеров, а также маркетологов, и профессиональных руководителей, способствующих эффективной деятельности индивидов, внедряющих инновации.
22 Предложенные меры проиллюстрированы на рис. 1.
23

Рисунок 1. Предложенные меры институционального реформирования

24

6. Необходимо создавать при российских университетах и в индустриальных парках специальные комиссии, определяющие, насколько та или иная технология коммерчески выгодна, и сколько времени и ресурсов потребуется для реализации проекта.

7. Следует формировать у индивидов комплекс компетенций, позволяющих создавать и внедрять новые технологии. Это компетенции, необходимые как изобретателю (способность найти инженерное решение, усовершенствовать конструкцию, протестировать устройство и найти возможности повышения его надежности), так и руководителю (умение управлять коллективом разработчиков, управлять финансовыми ресурсами и рабочим временем), так и маркетологу (способность договариваться о внедрении изобретения в массовое производство, умение указать на преимущества созданной технологии, расположить предпринимателей к своей технологии).

8. Требуется наладить производство в России собственных технологий, вместо покупки иностранных, это позволит стране сойти с пути догоняющего развития, обеспечит создание собственных научных заделов и формирование человеческого капитала. Кроме того, это позволит направлять финансовые ресурсы на развитие своих технологий и своих формальных и неформальных институтов, в первую очередь, национальной инновационной системы, а не на финансирование зарубежных предприятий и вузов.

References

1. Avdokushin E.F. Natsional'naya innovatsionnaya sistema Yaponii // Voprosy novoj ehkonomiki. 2010, №4 (16).

2. Aleksandrova E.N. Formirovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya rossijskoj innovatsionnoj sistemy: perspektivy ispol'zovaniya mirovogo opyta //Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009, T.5, №17(50).

3. Aliev, M. A. Stanovlenie i razvitie innovatsionnoj ehkonomiki: opyt SShA i Yaponii // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2015, № 6 (56).

4. Bancheva, A. I. Ehkologicheskie innovatsii Yaponii: osnovnye napravleniya razvitiya i osobennosti upravleniya // Vestnik MGIMO. 2013, № 5 (32).

5. Barsukova S. Neformal'naya ehkonomika: ponyatie, struktura, traditsii izucheniya // Ehkonomika i obschestvo. 2003, №11.

6. Barsukova S., Karacharovskij V. Neformal'nye struktury v organizatsiyakh kak fenomen i resurs upravleniya // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii. 2004, №4.

7. Vasin S.M. Transformatsiya sotsial'no-ehkonomicheskoj sistemy regiona. Penza: PGPU, 2005.

8. Gamidullaeva, L.A. Instituty v razvitii innovatsionnykh sistem // Journal of Economic Regulation. 2016, 7(1).

9. Gilyazova A.A. Sravnitel'nyj analiz rossijskogo i zarubezhnogo opyta formirovaniya sistem investirovaniya innovatsionnoj deyatel'nosti proizvodstvenno-ehkonomicheskikh sistem. // Transportnoe delo Rossii. 2009, №5.

10. Golichenko O.G. Vozmozhnosti i al'ternativy innovatsionnogo razvitiya Rossii // Innovatsii. 2013, № 5.

11. Gretchenko A.A. Metodologiya i mekhanizmy formirovaniya natsional'noj innovatsionnoj sistemy: zarubezhnyj opyt i rossijskie perspektivy // V sbornike: Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: traditsii i innovatsii. Materialy 9-oj Mezhdunarodnojkonferentsii.Moskva, 2011.

12. Dondokova E. B., Munkueva I. S. Neformal'nye instituty ehkonomicheskogo povedeniya // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, 05(120)

13. Zil'berman, Eh. Mif o vesternizatsii Yaponii // URL: http://www.igrunov.rU/vin/vchk-vincivil/tradition/1138716984.html#_ftnref2.

14. Zul'karnaj I.U. Gosudarstvo i ogranichennaya ratsional'nost' naseleniya: formalizovannye modeli. M.: Nauka. 2014.

15. Zul'karnaj I.U. Ogranichennaya ratsional'nost' individov: graficheskie modeli nesovershennoj pamyati // Zhurnal ehkonomicheskoj teorii. 2009, №2.

16. Zul'karnaj I.U. Predel'naya poleznost' i poleznost' edinitsy blaga v usloviyakh ogranichennoj ratsional'nosti individov // Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012, №1.

17. Zul'karnaj I.U., Shestakovich A.G. Innovatsionnyj tsentr «Skolkovo» kak proekt po transplantatsii uspeshnykh institutov «Silikonovoj doliny» // Innovatsionnaya deyatel'nost'. 2014, №3.

18. Kiselev V.N., Rubval'ter D.A., Rudenskij O.V. Innovatsionnaya politika i natsional'nye innovatsionnye sistemy Kanady, Velikobritanii, Italii, Germanii i Yaponii // Informatsionno-analiticheskij byulleten' TsISN. 2009, №6.

19. Malyutin, D.L. Analiz i otsenka formirovaniya innovatsionnoj sredy v Yaponii // Kreativnaya ehkonomika. 2013, №5 (77).

20. Mischenko, Ya. Tekhnologicheskoe liderstvo kak klyuchevoj faktor konkurentosposobnosti Yaponii na ehnergeticheskikh rynkakh ATR // Mezhdunarodnaya ehkonomika. 2012, № 10.

21. Nort D. K. Institutsional'nye izmeneniya: ramki analiza // Voprosy ehkonomiki. 1997, № 3.

22. Obrazovanie v vysshej shkole: sovremennye tendentsii, problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-metodicheskoj internet - konferentsii, 8 dekabrya 2014 g. // Ufa : UGUEhS, 2014 URL: https://rucont.ru/efd/350719 1

23. Petrovskij A.B., Pronichkin S.V., Sternin M.Yu., Shepelyov G.I. Natsional'nye innovatsionnye sistemy stran Zapadnoj Evropy: kharakteristiki, osobennosti, puti razvitiya // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Informatika. 2018, T. 45, № 3.

24. Petrovskij A.B., Pronichkin S.V., Sternin M.Yu., Shepelyov G.I. Natsional'nye innovatsionnye sistemy: struktury, tseli, funktsii, puti razvitiya // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ehkonomika, Informatika, 2018, 45 (1)

25. Petrosyants D. V. Opyt gosudarstvennoj innovatsionnoj politiki Yaponii: paradigma progressa dlya XXI veka // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2016, №2.

26. Polterovich V.M. O formirovanii sistemy natsional'nogo planirovaniya v Rossii. // ZhNEhA. 2015, № 2 (26).

27. Polterovich V.M. Razrabotka strategij sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya: nauka vs ideologiya // Voprosy teoreticheskoj ehkonomiki. 2017, №1.

28. Ramazanov R.R. Formalizatsiya nalogovogo i institutsional'nogo regulirovaniya ehkonomiki gosudarstvom // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2017, T.22, №4.

29. Rykhtik M.I., Korsunskaya E.V. Natsional'naya innovatsionnaya sistema SShA: istoriya formirovaniya, politicheskaya praktika, strategii razvitiya //Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012, № 6-1.

30. Starodubova A.G. Rol' instituta obrazovaniya v razvitii innovatsionnoj ehkonomiki v Rossii//Diskussiya. 2013, №4 (34).

31. Frolov A. V. Opyt sozdaniya zakonodatel'noj bazy natsional'noj innovatsionnoj sistemy SShA // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. 2011, №2.

32. Frolov A.V. Natsional'naya innovatsionnaya sistema SShA: institutsional'nye aspekty // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. 2011, № 4.

33. Frumkin K. Schast'e kak politicheskaya problema. // URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2012/01/schaste-kak-politicheskaya-problema /

34. Fukuyama F. Doverie: sotsial'nye dobrodeteli i put' k protsvetaniyu: per. s angl.-M.: OOO "Izdatel'stvo AST": ZAONPP" Ermak", 2004.

35. Shestakovich A.G. Opyt SShA v razvitii mezhdistsiplinarnykh issledovanij. V sbornike: Sovremennaya ehkonomika: teoreticheskie i prakticheskie podkhody. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferentsii studentov, aspirantov, molodykh uchenykh, priurochennoj k 100-letiyu Respubliki Bashkortostan i 110-letiyu Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj redaktor G.M. Rossinskaya. OtvetstvennyjredaktorN.S.Ishmukhametov. 2019.

36. Fukugawa, N. Knowledge spillover from university research before the national innovation system reform in Japan: localisation, mechanisms, and intermediaries//Asian Journal of Technology Innovation. 2016, № 3.

Comments

No posts found

Write a review
Translate