Conceptual difficulties of applying the theory of mirror neurons in the neural network tools of artificial societies
Table of contents
Share
QR
Metrics
Conceptual difficulties of applying the theory of mirror neurons in the neural network tools of artificial societies
Annotation
PII
S207751800016681-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Tatiana O. Porovolovich 
Occupation: Junior Researcher; Post-Graduate
Affiliation: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Daria Danilkina
Occupation: Post-Graduate
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article presents a methodological analysis of the neurophysiological concepts of mirror neurons, which offer both explanatory models of the functioning of consciousness and social interaction, and the development of their computer model. The physicalist project for the study of consciousness and social interaction, based on the study of mirror neurons, tries to offer a highly specialized, neurobiological explanation of consciousness and social interaction. The two most priority tasks of this project are: through the most accurate study and description of the functioning of the natural neurobiological system, to offer an explanation of natural high-level (relative to the neurobiological level) mental and social phenomena and phenomena; and based on the neurobiological methodological apparatus, the creation of such an artificial system that, like the natural, neurobiological one, would have a mentality and could enter into social interaction. These tasks are directly related to the reductionist natural science attitude, which assumes the existence of a strict causal connection between the neural organization and the functioning of consciousness and social interaction. The article considers the possibility of combining neurophysiological data on the work of mirror neurons and interpretations in the understanding of consciousness, as well as the possibility of creating their computer model. As a result, arguments are proposed both against the restriction of the methodology of scientific research of social and mental phenomena exclusively by natural scientific practices, and the need to distinguish between low-level neurobiological processes and high-level mental and social phenomena. Using these arguments, the authors hypothesize that the study of the brain is insufficient to create artificial systems endowed with consciousness and capable of entering into social interaction.

Keywords
natural systems, artificial systems, consciousness, social relation, mirror neurons, epistemology, modeling of consciousness
Received
02.08.2021
Date of publication
16.09.2021
Number of purchasers
14
Views
1567
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

В прошлом году научная общественность отмечала 15-летие проекта искусственных обществ (ИО) [4]. Напомним, что первые реализации ИО бащировались на нейросетевых моделях [4]. В последующем проект ИО стал ориентироваться на мультиагентную методологию. Однако наблюдаемый в последние 7 лет всплеск интереса к нейросетевым моделям, в особенности к моделям глубокого обучения, индуцирует вопросы о возможности использования в инструментарии ИО специальных теорий, ориентированных на имитацию моделей социокультурного назначения. К таким теориям относится концепция зеркальных нейронов.

2

Зеркальные нейроны, открытые группой Д. Риццолатти в 1990-х годах, активируются при наблюдении за действиями других. Более того, сторонники теории считают, что «зеркальные нейроны у человека способны кодировать не только цель действия, но и временные характеристики отдельных входящих в него движений» [14, с. 111] Используя методы картирования мозга, удалось выяснить, что существуют зоны, которые активируются во время наблюдения за действиями других: это передняя часть нижнетеменной коры и нижняя часть прецентральной извилины и задняя часть нижней лобной извилин, также, в ходе экспериментов было установлено, что данные области мозга, названные впоследствии зеркальной системой отвечают на изображения действий. С опорой на данные о функционировании зеркальных нейронов [30, p. 131-141] стали выдвигаться гипотезы относительно наличия не только и не столько корреляционных связей между биологическим субстратом и внутренними ментальными процессами и социальным поведением, сколько каузального влияния данного типа нейронов на сознание и социальное взаимодействие1.

1. На русский язык были переведены две работы, которые предлагают схему связи между зеркальными нейронами, устройством и работой сознания и социальным взаимодействием: Бауэр И. “Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов” [3] и Якобони М. “Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга” [19].
3

На основе полученных данных о механизмах работы зеркальных нейронов разработчики компьютерных моделей могут видеть возможность, в реализации разного рода интеллектуальных и поведенческих способностей (приписываемых зеркальной системе) в роботизированном агенте. Однако такая возможность сталкивается со значительными трудностями и противоречиями, связанными с методологическим инструментарием, имеющимся у современной науки. Проблема определения типа связи между нейробиологическими, ментальными и социальными объектами вызывает бурный интерес исследователей при объяснении функционирования сознания, как отдельных индивидов (и некоторых животных), так и социального взаимодействия2. До сих пор нет единой теории, которая непротиворечивым образом связывала бы представления о сознании, зеркальных нейронах и социальном взаимодействии. Некоторые теории используют зеркальные нейроны для обоснования нейронной, а вслед за ней и ментальной эволюции, то есть появление разумных существ в след за усложнением нейронной структуры. Некоторые пытаются усмотреть каузальную связь между патологией в устройстве зеркальных нейронов и аутизмом3. Но пока все эти подходы относят в разряд гипотез, каждая из которых пытается редуцировать объяснение сознания к нейрофизиологическим проявлениям мозга. В данной статье мы сосредоточимся на рассмотрении того, как предлагается распространение естественно-научной методологии (на примере исследования зеркальных нейронов) в сферы изучения сознания и социального взаимодействия, и создания (в рамках все той же методологии) искусственных ментальных и социальных систем.

2. Например, российский психолог Косоногов В. В. показал, что с помощью исключительно зеркальных нейронов невозможно объяснить действия людей [29, p. 499-502].

3. Особенности восприятия мира у аутистов рассматривали Д. Свааб [16], В. Рамачандран [12]. Про связь между зеркальными нейронами и аутизмом и про методы исследования аутизма можно обратиться к статьям В. Рамачандрана и Л. Обермана “Разбитые зеркала: теория аутизма” [13].
4

Стоит упомянуть, что одной из главных преград на пути распространения естественно-научной методологии за пределы нейробиологии, связано со спецификой получения данных о зеркальных нейронах. Во-первых, американские исследователи показали, что невозможно измерить активность только зеркальных нейронов, поскольку активность зеркальных нейронов сопровождается активностью иных, предположительно не содержащих зеркальные нейроны, областей [22, p. 13-18]. Во-вторых, применение точных инвазивных методов носит строго ограниченный характер. Инвазивные методы применяются в основном на животных (макаках) и только на некоторых больных эпилепсией, после чего, полученные данные экстраполируют для объяснения поведения людей без патологий. Далее на конкретном примере мы попытаемся показать, как необходимо относиться к такого рода экстраполяции, и можно ли инвазивные методы заменить неинвазивными4 при интерпретации полученных данных. Таким образом, выводы, полученные на основе исследований механизмов работы зеркальных нейронов для решения проблемы социального взаимодействия, не лишены противоречий и будут рассмотрены в данной статье.

4. В докладе Кайда А. И. и Эйсмонт Е. В. “Экспериментальные методы изучения системы зеркальных нейронов мозга человека” [6] представлен анализ современных нейробиологических методов. Детальный обзор состояния современных исследований зеркальных нейронов представлен в работе Ferrari P., Rizzolatti G. “New Frontiers in Mirror Neurons Research” [24, p. 315-328].
5

Также, будет показано, что социальная философия неоправданно отводит минимальную роль данным, полученным в ходе изучения системы зеркальных нейронов. Такие результаты обеспечивают более глубокое понимание биологических основ социального взаимодействия. Напротив, значимость философского осмысления полученного материала также представляется крайне необходимой, требуется концептуальное прояснение многих понятий для более точного понимания функционального значения зеркальных нейронов в социальном познании. В естественных науках социальное взаимодействие, с одной стороны, понимается на структурном уровне - как процесс взаимодействия индивидов, который обеспечивает работой определенные системы мозга, так и на функциональном - социальное взаимодействие как адаптационный результат и одновременно механизм. Примечательным является тот факт, что в философии понятие «социальное взаимодействие» рассматривается как явление, присущее исключительно человеку, в то время как в биологии, социальные взаимодействия обусловлены рядом социальных способностей, которые присущи также и социальным животным. (например, способность к эмпатии, к узнаванию другого) [14; 19]. Однако отсутствие единого понимания категории «социального взаимодействия», использование в качестве базовой основы социального взаимодействия разных компонентов, порождает определенные методологические проблемы и могут препятствовать созданию компьютерной модели.

6 Как уже было отмечено выше, система зеркальных нейронов, возможно, обеспечивает не только понимание намерений, но также тесно связана с такими категориями социального взаимодействия как эмоции и эмпатия [14], более того, последняя, в рамках данной теории, рассматривается как основополагающее свойство социального взаимодействия, однако учеными не проясняется принцип принятия сложных комплексных решений, что может приводить к трудностям построения таких искусственных систем, которые были бы подобны естественным (социальным) системам. Например, почему при переживании одной и той же ситуации, человек может испытывать к одному человеку сочувствие, а к другому злорадство. Тем не менее зеркальная система позволяет понять некоторые филогенетические и онтогенетические аспекты мышления и поведения, что впоследствии поможет прояснить вопросы, связанные с природой социального взаимодействия.
7 Также благодаря открытию зеркальных нейронов актуализировалась проблема объяснения причин наличия или отсутствия эмпатии, и влияние социализации на наличия способности к эмпатии. Одно из нейробиологических объяснений эмпатии выдвинул индийский биолог В. Рамачандран, который предложил обозначить нейроны, возбуждающиеся не только в момент ощущения собственной боли, но и при наблюдении за болевыми ощущениями у другого «нейронами Ганди» [12, с. 147]. Таким образов, боль, как квалитативное сознательное состояние, редуцируется исключительно к нейронным импульсам. Напротив, американский психолог М. Либерман показывает, что объяснение феномена эмпатии, в частости сопереживание чужой боли, должно основываться на исследовании социальных процессов, в которых включен субъект [8, с. 192].
8

Зеркальные нейроны и сознание

В первой части статьи мы упоминали о наличие проблемы по выстраиванию связей между способами функционирования зеркальных нейронов и принципами функционирования сознания5 и способов объяснения квалитативных сознательных состояний6. Отдельное внимание будет уделено как естественно-научная методологическая программа ограничивает и изучение сознания, и создание сильного искусственного интеллекта аналогичного естественному.

5. В данной статье мы обращаемся, преимущественно, к аналитической философии сознания и не затрагиваем альтернативные способы исследования сознания, к которым в частности относится концепция энактивизма [33; 8; 11].

6. Как правило с помощью аргументов квалиа, пытаются показать наличие таких состояний сознания, доступ к которым имеет только субъект сознания [17].
9 Во введении мы упоминали о наличии методологических проблем при применении инвазивных методов исследования зеркальных нейронов. Вместе с проблемой применения инвазивных методов, существует некоторая особенность в проведении и интерпретации экспериментов по работе зеркальных нейронов. При проведении эксперимента, наблюдается разряжение (возбуждение) конкретных нейронов и коррелированная с ними поведенческая реакция или восприятие чужой поведенческой реакции. Зеркальные нейроны, как правило, являются моторными клетками поэтому ученые проводят корреляцию между разряжением клеток во время деятельности, и разряжением при наблюдении за деятельностью другого. С помощью узкоспециализированных инвазивных методов пытаются предложить способ наблюдения за конкретными нейронами или их некоторой совокупностью, что невозможно при фМРТ7. Но данные узкоспециализированные инвазивные методы не могут быть направлены на исследование мозга, как сети, а значит не могут быть использованы при исследовании сознания и создания искусственной нейросети.
7. Функциональная магнитно-резонансная томография.
10

Подтверждением того, что изучение зеркальных нейронов либо ограничено позволяет, либо не позволяет исследовать как естественные, так и искусственные сознательные системы, заключается в том, что с помощью зеркальных нейронов описывается нейрофизиологический уровень, и не описывается ментальный. Например, Якобони пишет: «...не было зафиксировано ни одного случая, когда на разрядку зеркальных нейронов во время наблюдения за чужим хватательным действием влиял бы характер объекта. Яблоко или апельсин? Арахис или изюминка? Не имеет значения. Значение имеет только размер, что абсолютно осмысленно в моторном плане» [19, с. 35]. Таким образом, Якобони хочет показать, что активность зеркальных нейронов отражает лишь корреляционную связь между нейрофизиологическим уровнем и ментальным. Также Якобони пытается приписать нейронам несколько функций, но при этом сам показывает, что функции отдельных нейронов специализированы, одни нейроны разряжаются при захватывании объекта пальцами, а другие нейроны при захватывании всей рукой. Поэтому описание и объяснение ментальных состояний и не может выстраиваться, опираясь лишь на данные от некоторого малого количества нейронов. Стоит отметить, что при анализе функционирования мозга и в дальнейшем сознания и искусственного интеллекта важным является не только определение специализации клеток или группы клеток в конкретном участке мозга, но и синаптические связи клеток из разных отделов. В научном сообществе все большую популярность набирает представление о сознании, как о глобальной активации нейронной сети8.

8. В качестве примера можно обратиться к работам Б. Баарса [20] и С. Деана [5], в которых сознание представляется, как координирующий орган или центральное обслуживающее устройство, интегрирующее информацию из разных отделов мозга в единую систему. Также стоит упомянуть коннекционистский подход, который показывает важность процесса научения при конструировании искусственного интеллекта [1].
11 Также, основной аргумент в защиту использования инвазивных методов, состоит в том, что они более объективны, нежели интроспективные отчеты, с помощью которых исследуют сознание. Видимо пренебрежение интроспективными отчетами связано с тем, что применение экспериментальных методов считается достаточным, а использование интроспективных отчетов возможно только, если они подкреплены эмпирическими данными. Но можно предположить, что интроспективные отчеты могут позволить проводить более детальный анализ нейронной активности. При этом не всегда инвазивные практики могут быть дополнены интроспективным отчетами, поскольку обезьяна не может сообщить о своих переживаниях. А значит и возможность экстраполяции исключительно нейроданных из мозга обезьян может носить ограниченный характер. 
12 Теперь мы обратимся к центральной проблеме, которую обнаружили при исследовании зеркальных клеток. В момент наблюдения за движениями другого, но при отсутствии объекта, на который направлено движение9, у макак не происходит активации зеркальных моторных нейронов, а у людей происходит10. Вслед за Якобони мы будем обозначать этот феномен, как проблему (феномен) пантомимы [19, с. 36]. Проблема или феномен пантомимы может являться одним из способов демонстрации того, как функционирует воображение или домысливание, то есть как происходит мысленное достраивание того, что подразумевается в физическом мире, но отсутствует в актуальном опыте. Можно предположить, что при наблюдении и восприятии у человека задействуется осознание того, что он воспринимает.
9. Испытуемый берет рукой воображаемое яблоко.

10. Группа шведских исследователей показала, как у младенцев формируется способность к социальному познанию. Таким образом, само наличие зеркальных нейронов недостаточно для понимания действий других [23, p. 878].
13

Проблема пантомимы, может предложить новые пути исследования сознания, но при дополнении экспериментальных данных интроспективными отчетами. Поскольку только с помощью интроспективных отчетов можно узнать, как человек себе представил объект, который отсутствует в актуальном мире. Например, во время наблюдения ставить задачу наблюдателю в одних случаях представлять несуществующий предмет, а в других случаях думать о самом движении, безотносительно объекта, то есть предлагать испытуемым во время наблюдения за пантомимой домысливать отсутствующие предметы или же наоборот, отстраниться от пантомимы и воспринимать наблюдаемые действия без связи с объектом. Пока можно предположить, что качественные характеристики сознательного опыта (т. е. то как именно человек переживает) могут влиять или быть причиной нейроактивности, что косвенно показала проблема пантомимы.

14

Следующее ограничение физикалистской методологии состоит в том, что естественно-научные методы не описывают влияние предшествующего сознательного опыта на последующие сознательные состояния индивида и его поведенческие реакции. Психологи О. В. Рычкова и А. Б. Холмогорова пишут, что «если ранний период развития человека был сопряжен с отрицательными эмоциями, явлениями депривации, сопровождался социальной изоляцией, это затруднит и исказит восприятие им себя, других людей и собственного опыта. Возникает неподходящая основа для понимания других людей, что ведет к нарушению способности делать выводы и вести себя на основе получаемой информации» [15, с. 90]. Вслед за психологами можно предположить, что в результате недостаточной социализации у человека могут формироваться деформированные представления, влияющие на его восприятие и себя, и окружающего мира. Таким образом, асоциальное поведение может быть вызвано, как патологией в работе зеркальных нейронов, поскольку на нейронном уровне сознательный опыт будет закрепляться неверно, так и тяжелыми условиями первичной социализации11. Поэтому открытие зеркальных нейронов с одной стороны, вероятно, объяснит некоторые особенности формирования и развития психики и сознания, но в то же время остается неоднозначность интерпретаций функционирования этих клеток относительно объяснения сознания и создания искусственного интеллекта12.

11. М. Либреман полагает, что личностные, субъективные качества человек приобретает в группе, то есть сознание является в первую очередь социальным, нежели биологическим феноменом [8, с. 245].

12. Часть из этих вопросов сформулировал Рамачандран [12, с. 150].
15

Во введении мы также указывали на проблему квалиа, через исследование “зеркальной” боли. Один из аспектов проблемы изучения “зеркальной” боли состоит в том, что нейрофизиологический уровень (зеркальные нейроны) не позволяют понять, что именно чувствует субъект, когда наблюдает за чужой болью. Одна из гипотез может заключаться в том, что в момент наблюдения за действиями другого человека мы приписываем собственные ощущения, которые испытывали в аналогичных ситуациях. Таким образом, «нейроны Ганди» или «нейроны сочувствия» показывают, что восприятие внешнего мира и, в частности, других людей, может носить сугубо индивидуальный характер и зависит от сознательного опыта, а не только от наличия базовых структур мозга, поэтому для создания сильного искусственного интеллекта недостаточно точного копирования нейронной сети.

16

Система зеркальных нейронов и социальное взаимодействие

Центральная нервная система включает два вида нейрокогнитивной системы, направленной на понимание других: а) система зеркальных нейронов 2) внутренняя ментализирующая система[31]. Данные системы работают на двух уровнях ментализации – автоматический, доконцептуальный (зеркальная система) и добровольный, концептуальный (внутренняя ментализирующая система). Первый уровень позволяет быстро идентифицировать психическую информацию, второй позволяет создавать модели психического состояния другого через свою систему принятия решений. Более того, зеркальная система и внутренняя ментализирующая система взаимозависимы относительно выполнения задач социального познания. Таким образом, конструирование модели психического фундировано индивидуальными особенностями субъекта, что, в свою очередь, позволяет говорить об увеличении параметров вариативности данной модели, и, следовательно, расширяет границы интерпретации.

17

В ходе экспериментов над обезьянами нейровизуализационными методами13 было обнаружено, что для зеркальных нейронов не так важен объект, над которым совершается действие, как важна цель14, понимание чужого намерения, т.е. чтобы понять состояние другого, следует смоделировать это состояние в собственном ментальном мире. В Лос-Анджелесе, в рамках научной программы «Человеческие рубежи», Марком Якобони был проведен эксперимент, направленный на выяснение роли зеркальных нейронов человека в имитации, при использовании фМРТ. У испытуемых стояла задача – совершать подражательные действия кистью руки и наблюдать за ними. В ходе совершаемых действий, у испытуемых активировались те же зоны мозга (F5 и PF), что и у макак в первоначальных экспериментах в лаборатории Риццолатти. Другой эксперимент Якобони был проведен на основе созданных Беккерингом имитационных игр, где дошкольники наблюдали и имитировали ипсилатеральные и контрлатеральные15 движения, целью которых было показать, что в ходе имитации основополагающим фактором в этом подражательном акте является цель, что дает возможность сделать вывод о том, что зеркальная система играет значительную роль в процессах подражания: она участвует (наряду с другими зонами коры головного мозга) в подражании действиям, которые уже присутствовали в двигательном репертуаре человека, а также зеркальная система способна кодировать наблюдаемые действия в определенные двигательные коды, тем самым предоставляя возможность их повторить [19, с. 75-85; 14, с.118]. В эксперименте Якобони, испытуемые должны были наблюдать и повторять ипсилатеральные и контрлатерильные движения указательного пальца, результаты получили следующие: «область лобной доли с зеркальными нейронами, соответствующая полю Брокка, была намного активнее при имитации движений пальца к красному кружку, чем при имитации его движений без красного кружка, хотя сами движения были идентичны», более того, зеркальные нейроны активировались в 4 раза сильнее при зеркальной имитации [19, с.84]. Таким образом, есть основания предположить, что зеркальная система предоставляет возможность интерпретировать эмоции другого через симуляцию наблюдаемого переживания, подавая сигнал через островок в лимбическую систему, где находятся центры эмоций, что подводит к выводу о том, что система зеркальных нейронов позволяет человеку войти в социум, предоставляет возможность интерпретации намерений и эмоций других, а также способствует формированию чувства собственного «я». Несомненно, такие исследования дают надежду ученым на создание искусственных систем, воспроизводящих функциональные особенности зеркальной системы, но, стоит отметить, что такого рода исследование механизмов на уровне нейрофизиологии позволяет фиксировать только корреляционное моменты, установление непосредственной причинно-следственной связи между наблюдаемыми социальными и биологическими феноменами требует дополнительной эмпирической проверки и адекватной теоретической интерпретации. Также, стоит сделать акцент на том, что при исследовании зеркальных нейронов методами фМРТ, испытуемые находятся в неподвижном состоянии, что, с определенной долей вероятности, влечет искажение данных, которые получены на основе теплового эффекта. Также, интересным представляется контраргумент, приведенный Грегори Хикоком о возможности зеркальных нейронов кодировать цель: любая цель может быть достигнута разным количеством действий, имеющим существенный диапазон значений, следовательно, если зеркальные нейроны не отражают действия и моторные представления не положены в основу понимания действия, то как объяснить способность к кодированию целей [27]? Особо отметим,что области головного мозга, включенные в зеркальную систему, не являются единственными зонами, активирующимися во время целенаправленного поведения.16 Более того, тот факт, что до сих пор существует пробел в объяснении механизма идентификации целенаправленности действия зеркальной системой, говорит о том, что результаты, получаемые в ходе экстраполяции таких данных, полученных в ходе исследования зеркальных систем, в область проектирования искусственных17, нуждаются в адекватной эмпирической и теоретической проверке.

13. См. Эксперименты Fogassi

14. Цель нейробиологами рассматривается как материальный объект потребности.

15. Ипсилатеральные движения – движения в одну сторону. Контрлатеральные движения - движения в разные стороны.

16. Например, нейроны в верхней височной борозде (STS) играют немаловажную роль в распознавании целей.

17. Проблема кодирования целей, которая также относится к области искусственного интеллекта, рассматривается в теории многоагентных систем [18].
18

Отметим, что на данный момент существует две теории, позволяющие пролить свет на природу зеркальных нейронов. Первая теория носит эволюционный характер и утверждает, что зеркальные нейроны созданы для укрепления социального взаимодействия через способность понимать друг друга с целью выживания, т.е. имеют строго адаптивную функцию. Вторая теория связана с гипотезой ассоциативного обучения [21], суть которой состоит в том, что формирование зеркальных нейронов происходит в процессе индивидуального развития, т.е. зеркальные нейроны представляют собой побочный продукт ассоциативного обучения. Важным аргументом в защиту данной теории является факт нейропластичности мозга и непрекращающе]мся процессе обучения. Стоит отметить, что данная теория не исключает роль естественного отбора, он скорее носит фоновый, а не основополагающий характер18. Генетическая природа зеркальных нейронов подразумевает инвариантность их свойств в разных средах19, следовательно, должны существовать выводы об атипичных свойствах20 видов, что представляется невозможным при ассоциативном подходе. Это говорит о том, что при изучении обезьян необходим учет типа сенсомоторного опыта не только в лабораторных условиях, но и в условиях свободы. Отсюда можно сделать вывод о том, что «зеркальные нейроны у представителей одной человеческой культуры не являются репрезентативными для всего человеческого рода»[21]. Поэтому, при моделировании искусственных систем, а также описании и интерпретации функций мозга различного уровня, нам представляется важным сделать акцент на четком понимании методологических установок, исходя из конкретных областей научного знания. Принимая за методологическую задачу описание функционального потенциала нейронных механизмов, нейроученые предоставят возможность философам и психологам устанавливать корреляционные зависимости между биологическим и социальным уровнем для расширения границ понимания особенностей сознания и процесса социальных интеракций.

18. Естественный отбор способствовал формированию способности к ассоциативному обучению в мозге.

19. Среда понимается как условие обитания.

20. Для зеркальных нейронов.
19

Более того, на сегодняшний день, остается открытым вопрос о природе «понимания действия»: активация двигательного зеркального нейрона ведет к пониманию действия или же, напротив, понимание действия вызывает активность нейронов? Существует предположение, что зеркальные нейроны играют значимую роль в эволюции языка и овладении языком, ведь область человеческого мозга, в котором располагается зеркальная система «перекрывает» зону Брокка, ответственную за язык. Отметим, что данное предположение подверглось серьезной критике, нейролингвист Грегори Хикок, в своей работе «Миф о зеркальных нейронах: настоящая нейронаука общения и познания» утверждает, что повреждение зоны Брока не ведет к проблеме восприятия речи [28]. Также, открытым остается вопрос о функционировании зеркальных нейронов в ситуациях быстрого реагирования на наблюдаемое действие. Таким образом, на сегодняшний день, изучение человеческого поведения в рамках естественнонаучного подхода затруднено в силу различных причин. К ним, например, относятся ограниченность использования экспериментальных методов, поэтому ученым приходится проверять гипотезы с использованием поведенческих моделей животных, что вызвано невозможностью исследований на надындивидуальном уровне.

20

Заключение

О значимости открытия зеркальных нейронов индийский ученый В. Рамачандран заметил, что «зеркальные нейроны играют важную роль в уникальности человеческих возможностей» [12, с. 157]. Данная система косвенно позволяет определять значение действия через установления соответствия между наблюдаемым и совершаемым действием, а также показывает, что моторная информация играет роль в понимании действий, а определенные области мозга способны развиваться в результате взаимодействия между индивидуумом и окружающей средой. В своей перспективе, основательно изученная модель зеркальной системы, возможно, откроет ряд возможностей для решения проблем в области робототехники, например, обучения роботов социальному взаимодействию посредством имитационного обучения. Но на сегодняшний день, говорить о построении успешно функционирующей модели социального взаимодействия в искусственных системах не представляется возможным, причем неважно, идет ли речь о социальной или социетальной интеракции.

21

Опираясь на открытия в области зеркальных клеток можно предположить, что наши чувства и переживания, которые в данном случае мы обозначаем как сознательный опыт, имеют связь со структурой головного мозга. Но, несмотря на это, опираясь исключительно на принципы функционирования зеркальных нейронов невозможно описать сознание. Таким образом, появляются новые аргументы, подтверждающие ограниченность применимости экспериментальных средств при исследовании сознания и создания с их помощью искусственного интеллекта. Во-первых, как отмечает индийский ученый Рамачандран, пока остается открытым вопрос о том, на основе чего эти клетки работают: зеркальные нейроны могут быть причиной отдельных сознательных состояний, но также активность этих клеток может носить не каузальный, а репрезентативный характер, т. е. отражать наличие тех или иных сознательных состояний, а не быть их причиной. Во-вторых, разница в их возбуждении у людей и макак, например, при наблюдении за пантомимой, может быть демонстрацией того, что сознание, а не только базовые структуры мозга, оказывает влияние на то, как воспринимается внешний мир. В-третьих, несмотря на то, что зеркальные нейроны показывают идентичную активизацию одних и тех же нейронов при ощущении боли и при наблюдении за болевыми ощущениями другого, но активность сама по себе не свидетельствует, что наблюдатель сопереживает, сочувствует боли другого. Пока лишь можно предполагать, что разряжение болевых зеркальных нейронов показывает перенесение своего квалитативного сознательного опыта на наблюдаемый опыт другого. Мы предполагаем, что на основе анализа данных о работе зеркальных нейронов появляется возможность проведение границы применимости эмпирических методов по описанию субъективного, ментального мира.

22 Стоит отметить, что система зеркальных нейронов, на сегодняшний день, не дает исчерпывающих данных, относительно интерпретации намерений, такого рода понимание других основывается исключительно на знаниях моторных актов и нейронного резонанса, не принимая во внимание личные рефлексивные, средовые и лингвистические факторы. Любой сенсомоторный акт (например, кивок головой) имеет широкий диапазон значений, соответственно, встает вопрос о необходимости дополнительной информации для его интерпретации, что актуализирует проблему выборки данных для понимания действий и создания компьютерных программ действий. В целом, переход от конкретно-научных данных к последствиям для социальной теории и практики требует дополнительных смысловых прояснений, ведь попытка интерпретировать сложные явления человеческого мира без дополнительной проблематизации, ставит естественную науку в достаточно уязвимое положение.
23

Теория зеркальных нейронов перспективна для имитационного компьютерного моделирования социокультурных процессов. Значимость этого подхода сравнима с моделями обучения. И заслуживает формализации и отражение в учебных программах наряду с вычислительными теориями и моделями машинного обучения. Отмеченные трудности будут полезны в реализации нового, социально-ориентированного подхода в проектах искусственного интеллекта и машинного обучения.

 

 

24

Авторы выражают благодарность Т. А. Вархотову за идеи и замечания, высказанные при работе над этой статьей.

References

1. Alekseev A. Yu., Khasanov R. Yu. O pol'ze konnektsionizma dlya mul'tiagentnykh superkomp'yuternykh issledovanij // Iskusstvennye obschestva. 2018, T. 13, № 1-2. DOI: 10.18254/S0000121-2-1

2. Bazhanov V. A. Mozg – kul'tura – sotsium: kantianskaya programma v kognitivnykh issledovaniyakh. M.: Kanon+, 2020.

3. Bauehr I. Pochemu ya chuvstvuyu, chto chuvstvuesh' ty. Intuitivnaya kommunikatsiya i sekret zerkal'nykh nejronov / Per. s nem. I. Tarasovoj. SPb.: Vernera Regena, 2009.

4. Bakhtizin A. R. , Il'in N. I. , Makarov V. L. , Sushko E. D. , Khabriev B. R. Programmno-analiticheskij kompleks «MYoBIUS» – instrument planirovaniya, monitoringa i prognozirovaniya sotsial'no-ehkonomicheskoj sistemy Rossii // Iskusstvennye obschestva. 2020, T. 15, № 4 DOI: 10.18254/S207751800012303-2

5. Dean S. Soznanie i mozg. Kak mozg kodiruet mysli / Per. s angl. I. Yuschenko. M.: Kar'era-Press, 2018.

6. Kajda A. I., Ehjsmont E. V. Ehksperimental'nye metody izucheniya sistemy zerkal'nykh nejronov mozga cheloveka // II Mezhdistsiplinarnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya molodykh uchenykh po perspektivnym napravleniyam razvitiya sovremennoj nauki "Akademik Vernadskij" v ramkakh provedeniya festivalya "DNI NAUKI KFU im. V.I. Vernadskogo" / Red. Fedorkina S. I. Simferopol', 2016.

7. Knyazeva E. N. Ehnaktivizm: kontseptual'nyj povorot v ehpistemologii // Voprosy filosofii. 2013, № 10.

8. Liberman M. Sotsial'nyj vid. Pochemu my nuzhdaemsya drug v druge/ Mehtt'yu Liberman; per. s angl. E.Petrovoj; [nauch.red. A. Pingacheva].–M.:Mann, Ivanov i Ferber, 2020

9. Luschekina E.A., Strelets V.B. Rasstrojstva autisticheskogo spektra. Obzor sovremennykh ehksperimental'nykh issledovanij // Zhurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti. 2014. № 6.

10. Miroshnichenko M. D. Ne takaya trudnaya problema: Frantsisko Varela o vzaimosvyazi soznaniya, prirody i zhizni // Filosofskie nauki. 2018. № 8.

11. Parsons T. O strukture sotsial'nogo dejstviya / Pod obsch. red. V.F. Chesnokovoj i S.A. Belanovskogo. M.: Akademicheskij proekt, 2000.

12. Ramachandran V. Mozg rasskazyvaet. Chto delaet nas lyud'mi / Per. s angl. E. Chepel'. M.: Kar'era Press, 2015.

13. Ramachandran V., Oberman L. Razbitye zerkala: teoriya autizma // Autizm i narusheniya razvitiya. 2008, № 3.

14. Ritstsolatti D., Sinigal'ya K. Zerkala v mozge: O mekhanizmakh sovmestnogo dejstviya i soperezhivaniya / Per. s angl. O. A. Kurakovoj, M. V. Falikman. M.: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2012.

15. Rychkova O. V., Kholmogorova A. B. Kontseptsiya «sotsial'nogo mozga» kak osnovy sotsial'nogo poznaniya i ego narushenij pri psikhicheskoj patologii. Chast' I. Kontseptsiya «Sotsial'nyj mozg» - produkt sovremennoj nejronauki // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2012, № 3.

16. Svaab D. My - ehto nash mozg. Ot matki do Al'tsgejmera / Per. s niderl. D. V. Sil'vestrova. SPb.: Ivana Limbakha, 2019.

17. Chalmers D. Soznayuschij um. V poiskakh fundamental'noj teorii / Per. s angl. V. V. Vasil'ev. M.: URSS. 2013.

18. Shestakova M. A. Problema tselesoobraznosti v teorii mnogoagentnykh sistem // Iskusstvennye obschestva. 2018, T. 13, № 1-2 DOI: 10.18254/S0000117-7-1

19. Yakoboni M. Otrazhayas' v lyudyakh. Pochemu my ponimaem drug druga / Per. s angl. L. Motylev. M.: OOO «Yunajted Press», 2011.

20. Baars, B. A cognitive theory of consciousness. New York: Cambridge University Press. 1988. 448 pp.

21. Cook, R., Bird, G., Catmur, C., Press, C., & Heyes S.M. Mirror neurons: From origin to function. Behavioral And Brain Sciences. 2014. pp. 177-192.

22. Dinstein, I., Cibu T., Behrmann M., Heeger D. A mirror up to nature // Current Biology. 2008. Vol. 18, Is. 1. pp. 13-18.

23. Falck-Ytter, T., Gredeb?ck G., Hofsten C. Infants predict other people's action goals // Nature Neuroscience. 2006. Vol. 9. pp. 878-879.

24. Ferrari P., Rizzolatti G. New Frontiers in Mirror Neurons Research. Oxford University Press. 2015. pp. 315-328.

25. Frith U., Frith C. The social brain: allowing humans to boldly go where no other species has been. Philosophical Transactions of The Royal Society B Biological Sciences. 2010. pp. 165-167.

26. Gallese V. Mirror Neurons, Embodied Simulation, and the Neural Basis of Social Identification, M.D. University of Parma, 2009. pp. 519-536.

27. Hickok G. Eight problems for the mirror neuron theory of action understanding in monkeys and humans. Journal of Cognitive Neuroscience. 2009. pp. 1229-1243.

28. Hickok, G. The myth of mirror neurons: the real neuroscience of communication and cognition. New York: WW Norton. 2014. 292 pp.

29. Kosonogov V. Why the mirror neurons cannot support action understanding. Neurophysiology. 2012. Vol. 44. pp. 499-502.

30. Rizzolatti, G., Fadiga, L., Gallese, V., Fogassi, L. Premotor cortex and the recognition of motor actions. Cognitive Brain Research, 1996, vol. 3, pp. 131—141.

31. Serra D. Neuroeconomics and modern neuroscience. CEE-M Working Papers. 2019. 1-71 pp.

32. Steward M. Empathy and the Role of Mirror Neurons. All Regis University Theses. 2017.

33. Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind. Cognitive Science and Human Experience. Cambridge (MA): The MIT Press. 1991. 328 pp.

Comments

No posts found

Write a review
Translate