Analysis of the Escalation of Intercountry Trade Wars and the Computer Capabilities of Situation Centers to Assess their Consequences
Table of contents
Share
QR
Metrics
Analysis of the Escalation of Intercountry Trade Wars and the Computer Capabilities of Situation Centers to Assess their Consequences
Annotation
PII
S207751800017756-0-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Dmitry Evdokimov 
Occupation: Researcher
Affiliation: Central Economics and Mathematics Institute
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The study is devoted to the analysis of intercountry trade wars, assessment of the consequences of open confrontation between China and the United States, consideration of digital programmatic and managerial mechanisms for predicting and preventing such negative phenomena. The international economic system has undergone serious shocks associated with the intercountry trade war between the United States and China, with an active phase in 2017-2019, as well as complications caused by the epidemiological situation, starting in 2020. The United States, in turn, realizing that the leadership in world trade is smoothly transferring to China, took decisive measures, unleashing an intercountry trade war that affected most of the developed countries, including the longtime trade partners of the United States. The confrontation of these leading shit not only has a detrimental effect on the economies of their trading partners, but also directly affects global socio-economic processes and becomes especially noticeable if it is between superpowers, which account for 40% of all trade revenues.

Noting this situation, it should be said that there are no universal and generally accepted software solutions for assessing, analyzing and preventing such negative economic phenomena in an explicit form. One of the Russian tools that could take over the functions of calculating the consequences of intercountry trade wars is the Situation Center. Such a role would be a logical continuation of the main vector of Russia's development in the field of public administration, since a complex system of distributed situational centers has already been launched, which can effectively carry out the functions of collecting and analyzing volumetric clusters of information at the world and national levels. On the basis of such data, it will be possible to build promising software and analytical models of various levels and directions, incl. to assess and prevent escalation of trade wars.

Keywords
trade wars, situational center, international economy, digitalization
Acknowledgment
This work was supported by a grant from the Russian Science Foundation (RSF), project No. 21-18-00136 (ONK (2021)).
Received
06.11.2021
Date of publication
19.12.2021
Number of purchasers
11
Views
1011
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

Международная экономическая система подверглась серьезным потрясениям, связанным с межстрановой торговой войной между США и Китаем, с активной фазой 2017-2019гг, а также осложнениями, вызванными сложной эпидемиологической ситуацией начиная с 2020 г. В этой связи особо ощутимым становится торговая конфронтация между сверхдержавами, на долю которых приходится 40% всех доходов от торговли. Руководствуясь своей внешней политикой и собственными интересами, ведя подобные войны, сверхдержавы неизбежно ослабляют всю мировую экономику в целом. Конфронтация этих ведущих сран не только пагубно отражается на экономиках их торговых партнеров, но и напрямую затрагивает глобальные социально-экономические процессы. Активная фаза торговой вражды, которая началась в 2017 году между США и Китаем увеличила товарный дефицит США в 2020 году на 6% достигнув своего исторического максимума и составив $916 млрд. Китай тоже понес экономические потери в результате которых увеличилась безработица и упали темпы роста экономики [26].
2 Рассматривая данный вопрос с точки зрения прогнозирования, предупреждения, а также оценки последствий таких экономических явлений важно учитывать то, что сформулированной методики для этого пока нет и требуется апробировать и задействовать современные инструменты для решения этого вопроса. Перспективы окончания международного экономического кризиса в данный момент «туманны» и потребуют от развитых стран более обдуманного уровня договороспособности для стабилизации экономической ситуации. В решении данной задачи могут быть чрезвычайно полезны цифровые инструменты, которые в условиях удаленной работы как никогда актуальны и востребованы. Наиболее развитым, эффективным, зарекомендовавшим себя как «цифровой онлайн проводник» международного уровня, может выступить современный ситуационный (сигнальный, кризисный, мониторинговый) центр. Возможности информационно-аналитического ядра центра способны решать сложнейшие вопросы, которые ставятся перед управленцами различных рангов. Усовершенствование программно-аналитического комплекса и дополнение его функционала позволит воспроизводить оценочные прогнозы на базе имеющихся данных, касающихся межстрановых торговых войн, а также дает возможность иметь актуализированную информационную сводку по ключевым национальным и международным показателям [1, 11].
3

Историческая справка межстрановых торговых войн

Понятие торговой войны можно считать устоявшимся и исторически подтвержденным. Руководствуясь принципами свободной торговли, зачастую зная, что соблюдение этого принципа приведет к положительному эффекту для собственной экономики, некоторые страны навязывали этот диктат на правах силы. Отсюда следует появление двух тактик ведения подобных войн, наступательной и оборонительной. Наступательная подразумевает демпинг ценовой политики, понижение тарифов на экспортную продукцию и так далее. Оборонительная, в свою очередь, – это повышение импортных таможенных пошлин (как правило до уровня собственных цен на аналогичную продукцию), создание дополнительных бюрократических процедур и технических барьеров для получения лицензии на продажу импортной продукции, тем самым осуществляя защиту внутреннего рынка.
4 С точки зрения истории, межстрановых торговых войн начиная с 1840 года произошло довольно много. Первой, принято считать войну между Великобританией и Китаем - «опиумной войной». Китай успешно наращивал свой торговый баланс, продавая европейским странам шелк и фарфор, но при этом считался довольно закрытой страной для ввоза импортных товаров. По этим причинам он был крайне неудобен для Великобритании. И для дестабилизации ситуации, связанной с растущей экономикой Китая, Великобритания наладила в Индии производство опиума (продукция считалась контрабандой в Китае), что негативно сказалось на социально-экономической системе Китая. В страну начал поступать неконтролируемый поток опиатов. Также стоит подчеркнуть, что данная торговая война вылилась в полноценную военную конфронтацию между Англией и Китаем, что в последствии привело к подписанию «Нанкинского договора», передаче Англии острова Гонконг и выплате крупной контрибуции [18, 21, 27].
5 Рассматривая историю торговых войн XX века, можно отметить несколько ярких примеров ведения межстрановой торговой войны. Первая велась между США и странами Британского содружества. В 1930 году, в США был подписан закон, повышающий тарифы более чем на двадцать тысяч импортируемых товаров, что привело к ответной реакции со стороны европейских стран и, в частности, Канады. Такие перестановки сил в международной торговле, сыграли серьезную роль в подрыве экономической системы США, что привело к Великой депрессии. Канада ввела дополнительный налог на 16 товаров, которые поступали из США (30% доли американского экспорта). Франция и Великобритания стали искать новых торговых партнеров, а Германия активизировалась в пользу наращивания тесных торговых связей с СССР. Итоги недальновидного решения о повышении тарифов на импортную продукцию принесли колоссальные убытки Соединенным Штатам. Так в 1929 году объем экспорта составлявший $4,4 млрд., в 1933 году упал до $1,5 млрд. По некоторым подсчетам аналитиков ввоз импортных товаров был снижен более чем на 60%. Вторым примером торговой войны, которая произошла сразу после «тарифной», была война между Великобританией и Ирландией (с 1932 по 1938гг). Конфликт произошел из-за государственных займов, которые были предоставлены ирландским фермерам-арендаторам для выкупа земель у бывших землевладельцев. Ирландия отказалась осуществлять выплаты за пользование землей Великобритании, тем самым нарушив англо-ирландский договор от 1921 года. Результатом этого стало введение обоюдных торговых ограничений, что серьезно сказалось на экономическом положении Ирландии [5, 15].
6

Статистический анализ торговой конфронтации США и Китая и ее последствия

В современной истории, когда употребляется понятие торговой войны, на первый план выходят страны лидеры и непримиримые торговые конкуренты, вынужденные вести паритетный диалог о торговом сотрудничестве. Под такими странами подразумеваются США и Китай. США вынуждены мириться с тем, что эпоха однополярного мира прошла, как и двухполярного. Некоторые высокопоставленные персоны из Пентагона, например глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли (также является советником президента и министра обороны), используют терминологию триполярного мира, взяв во внимание интересы России, Китая и США.

7 Рассматривая современную концепцию ведения межстрановой торговой войны, стоит обратить внимание на США и Китай, так как они являются лидерами по объему экспорта, импорта и имеют огромное влияние на экономическую систему мира (на их долю приходиться около 40% мировых доходов). Первые серьезные разногласия начались с приходом к власти Дональда Трампа и введением протекционистских мер по отношению к другим странам в 2017 году [23]. Так со сменой правящей элиты США, изменилась политика, связанная с основными торговыми партнерами (Китай, Мексика, Евросоюз и др.). Руководствуясь продвигаемой торговой политикой, США столкнулись с прагматичным сопротивлением со стороны Китая и в декабре 2018 года ответные меры поспособствовали ослаблению хватки со стороны Соединенных Штатов. В ответ на примирительный шаг со стороны США не повышать тарифные ставки с 10 до 25% на продукцию из Китая с оцениваемой стоимостью около 200 млрд. долл., Китай приостановил действие дополнительной пошлины в размере 25% на автомобили американского производства. С 2019 по 2021 год ситуация не изменилась, по-прежнему ведется активная торговая война между Китаем и США, в основном с последствиями для экономики Соединенных Штатов [6, 24].
8 Промежуточные итоги затяжной торговой войны между США и Китаем можно охарактеризовать как убыточные для обеих стран, но, помимо этого, такое соперничество пагубно влияет и на других участников международной торговли. Совокупные последствия для США:
9
  • товарный дефицит в 2020 году увеличившись на 6% достиг своего исторического максимума и составил $916 млрд. (около 50% процентов составляет дефицит торговли между США и Китаем);
  • экспорт товаров в 2020 году упал на 13% и достиг отметки $1,4 трлн.;
  • импорт товаров в 2020 году сократился на 6% и составил $2,3 трлн.;
  • провал плана по переносу производств из Китая в США;
  • пострадавшие отрасли: сельскохозяйственная (более 55% продукции уходила на экспорт в Китай), авиационная отрасль (резкое сокращение Китаем импорта самолетов Boeing), автомобильная отрасль (по предварительным подсчетам к концу 2018 года убытки составили порядка $1 млрд.) и т.д.
10 Китай также понес ощутимые для своей экономики потери:
11
  • увеличение количества безработных ввиду отсутствия достаточного спроса на некоторые виды продукции, закупаемые в США;
  • снижение темпов роста экспортной продукции;
  • смягчение налоговых ставок для стимуляции производств;
  • снижение пошлин на ряд импортных товаров для сбалансирования дефицита поставляемой продукции из США (более 1500 наименований продукции) [6, 21].
12

В ближайшей перспективе нельзя не упомянуть тот факт, что Китай выходит в лидеры цифровой индустрии, создавая новейшие технологии. Цифровая трансформация диктует свои правила для мирового сообщества. Гонка за первенство в этой области приводит к тому, что страны активно разрабатывают стратегии по освоению новейших цифровых технологий. Так, Китай для достижения поставленной задачи в ближайшие пять лет планирует увеличить затраты на научно-исследовательские цели и технологические изыскания. Руководствуясь статистической информацией из открытых источников данных в 2020 году расходы Китая в данном направлении составили $378 млрд, что составляет 2,4% от ВВП страны. На период с 2021 по 2025гг планируется увеличивать каждый год расходы на 7% по сравнению с предыдущим годом. Помимо этого, предусмотрено повышение расходов на перспективные научные исследования. В качестве перспективных направлений руководство страны выделило такие исследования как:

13
  • разработка квантовых технологий;
  • изучение и модернизация технологий искусственного интеллекта;
  • эксперименты, связанные с изучением мозговой и когнитивной деятельностью человека и другие.
14

Ранее, используя терминологию триполярности, которую озвучили в США, стоит привести краткий анализ некоторых изменений в России, которые образовались после активной фазы торговой войны между Китаем и США. Россия получила возможность более тесного сотрудничества с Китаем. Так в 2018 году оборот с Китаем вырос на 24% по сравнению с предыдущим годом, экспорт нефти вырос на 63% ($41 млрд. долл.). За первое полугодие 2021 года товарооборот вырос на 18% по сравнению с первым полугодием 2020 года и составил $40 млрд. долл. Экспорт увеличился на 7% ($22 млрд. долл.), импорт вырос на 38% ($19 млрд. долл.). Можно сказать, что Россия приобрела более тесный торговый контакт с Китаем за счет конфронтации между Китаем и США. Последствия таких масштабных торговых конфликтов сложно оценить и прийти к какому-то единому мнению. Решение данной задачи могло бы поспособствовать укреплению сотрудничества между дружественными странами, особенно между странами, которые пропагандируют принципы открытой международной торговли. Для оценки подобных явлений нет четко сформулированной методики, также ощущается нехватка программно-аналитических механизмов, которые взяли бы на себя функции для воспроизведения сценарных конфликтов международных торговых войн. Построение подобных сценариев неотъемлемо связано с прозрачностью и доступностью данных, которые напрямую влияют на прогнозы, полученные в ходе экспериментов. Совокупность таких факторов будет отражаться на итогах эксперимента и для повышения качества прогнозируемых событий необходимо учесть существенное количество показателей, собранных из международных баз данных, закрытых/открытых источников, переданных по правительственным каналам связи, а также за счет собственных программных продуктов для сбора и обработки информации. С учетом масштабности задачи, наиболее сбалансированным решением для создания сложной многофункциональной цепочки процессов будет задействовать готовый механизм, который зарекомендовал себя как разнопрофильный, универсальный и гибкий. В рамках государственной системы управления страны уже есть такой механизм – это сеть из ситуационных центров с развитой информационно-аналитической системой, где учитывается последовательная иерархия передачи информации в главное вычислительное ядро для аккумулирования статистических данных в одном месте [26].

15 Автоматизированная система управления с ярко выраженным программно-аналитическим ядром создавалась в 60-е годы именно для аккумулирования текущей информации в главном вычислительном центре. Спустя полвека технологический прорыв позволил воссоздать системы, позволяющие решать самые сложные задачи. Учитывая мировые достижения в области информационных технологий, современные СЦ можно сделать еще более функциональными и универсальными. Международный рынок IT разработок совершенствуется и предлагает все более и более изощренные программные продукты для обработки данных, анализа и визуализации. Некоторые из них могли бы усилить инструментальные возможности современного СЦ. Международная практика показывает, что такие технологии как VR/AR1 (виртуальная реальность/дополненная реальность), FaceReader2 (распознавание эмоций через экран) активно внедряются в коммерческие сферы, где в большинстве случаев решаются задачи по максимизации прибыли компаний, а не вопросы экономической суверенности страны.
1. VR – технология виртуальной реальности, которая позволяет создавать виртуальный мир, способный погружать человека в искусственную среду используя человеческие ощущения (слух, зрение, обоняние);

2. FaceReader – программный продукт, созданный голландской компанией Noldus Information Technology для распознавания эмоций человека, этническую принадлежность, пол, возраст и др. Официальный сайт Noldus Information Technology. >>>>
16

На территории Российской Федерации таких комплексов больше сотни, а специализированных ситуационных пунктов насчитывается более трехсот пятидесяти. Многозадачность СЦ позволяет решать самые сложные управленческие задачи, связанные с социально-экономическими процессами. Одна из возможных актуальных экономических задач – это предупреждение и предотвращение последствий мировых торговых войн. Анализируя статистические сводки, можно с уверенностью сказать, что от санкционных и торговых войн страдают не только страны, которые ведут эту борьбу, но и все мировое сообщество. Актуальность этой задачи сложно переоценить т.к. зная достоверный прогноз предполагаемой угрозы новой торговой войны, появится возможность статистического расчета последствий, которая даст преимущества перед другими странами, а значит позволит выиграть время и подготовиться заранее к негативному влиянию конфронтации враждующих стран. Также такой продукт мог бы быть востребован на международном уровне для укрепления тесных торговых связей в условиях нестабильности мировой экономики. Развитие действующих автоматизированных систем управления, находящихся в структуре государственного управления необходимо, в первую очередь, для повышения оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений не только в социо-эколого-экономических процессах, а также для качественного переоснащения систем стратегического и оборонного комплекса, обеспечения безопасности граждан, сохранения государственной целостности страны [2, 9, 20].

17

Функциональные и программно-вычислительные возможности ситуационных центров для оценки мировых торговых войн.

Высокая популярность, универсальность и возможность внедрения развитой информационно-аналитической системы в современные СЦ позволяет задействовать разноплановые функциональные инструменты, используя программно-вычислительные средства и комбинируя их с автоматизированной системой обработки и подгрузки данных, параллельно задействуя сразу несколько процессов, тем самым ускоряя получение сценарных прогнозов и принятие управленческих решений. Сеть распределенных ситуационных центров по всей России начала активно развиваться начиная с 2013 года, что позволило добиться охвата всей территории для получения оперативной информации от каждого субъекта РФ. С момента первых прообразов современных СЦ прошло довольно много времени (первый прототип СЦ был создан в 1986 году для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС) и автоматизация привычных рутинных процессов неукоснительно двигает процесс преобразования внутренней архитектуры центра к модернизации ИАС. Ключевой фактор, определяющий надежность, достоверность и прозрачность получаемых прогнозов напрямую зависит от ИАС, а значит ежегодное пополнение инструментария СЦ различным ПО просто необходимо.
18 Из года в год, а в некоторых случаях и раньше, происходит обновление программ, интерфейсов, функционала современных центров управления. Все организации, занимающиеся оснащением таких центров, пристально следят за технологиями, которые создаются за рубежом и в России, после чего активно внедряются. Главным принципом таких центров остаётся оперативность и стратегическое прогнозирование по различным сценариям с использованием сложных вычислительных инструментов для повышения точности прогнозов. Со временем, прогнозные инструменты, которые используются сейчас сменят более совершенные и оптимизированные. Всплеск заинтересованности в последние годы вызывают искусственный интеллект, нейронные сети и имитационное моделирование. Сферы их применения очень обширны, а арсенал функциональных возможностей недостаточно раскрыт. Для этого в когнитивных центрах управления необходимо увеличить информативность, модифицировать интерфейс управления, улучшить интуитивно понятный функционал моделей с возможностью визуализации данных, используя 4D- и 5D-технологии. Инфографика с использованием диаграмм, статистики и набора коэффициентов уйдёт на второй план. Их место займут стенды с дополненной реальностью, где появится возможность увидеть, приблизить, детализировать каждый элемент системы или всю архитектуру в целом. Немаловажную роль будут играть облачные хранилища данных. Критерий бесшовности передачи, обработки и анализа данных выйдет на новый уровень, и главным условием хранения таких важных данных будет высокотехнологичная организация защиты от киберугроз. Это будет обязательным критерием для использования данных программ в государственных структурах [10, 13].
19

Отдельный вопрос связан с функциональными возможностями таких центров. Можно только предположить, насколько далеко учёные продвинутся в изучении возможностей искусственного интеллекта, нейронных сетей, 4D- или 5D-визуализации данных. Но определенно точно – данные технологии уже реализуются в коммерческих организациях для собственных целей и задач, а значит вопрос внедрения таких технологий в государственные учреждения станет просто делом времени. Повсеместная роботизация и автоматизация процессов управления, возможность отслеживания объектов в режиме реального времени, распознавание лиц, измерение температуры тела с помощью камер, беспилотное управление летательным и наземным транспортом, все это уже есть и успешно используется. Некоторые технологии задействованы и в ситуационных центрах. Тут также стоит отметить следующие перспективные разработки, которые в ближайшем будущем могут появиться для расширения функционала когнитивных центров и в целом IT сферы:

20
  • Human System Interface (HSI) – широкоформатный видеоканал с опциями имитации человеческого зрения и других органов чувств;
  • Intelligent operation network (ION) – многоуровневое сканирование с использованием искусственного интеллекта для оценки реакции в динамике;
  • Industrial IoT (IIoT) with cloudification – облачное хранилище данных для автоматизированных систем управления.
  • Digital twins (DT) – многофункциональные цифровые двойники с возможностью управления в режиме реального времени;
  • Network and computing convergence (NCC) – единая конфигурация сети с различными типами соединений без привязки к географическим показателям;
  • Holographic type communications (HTC) – программное решение для воспроизведения 3D-изображений с функционалом дополненной реальности;
  • Tactile Internet for remote operations (TIRO) – функционал, позволяющий взаимодействовать с роботизированной техникой с целью автоматизации процессов;
  • Space-terrestrial integrated network (STIN) – сложная информационная система управления данными с прогнозируемыми траекториями движения спутников.
21 Важно отметить, что руководством Российской Федерации взят курс на импортозамещение программных продуктов и внедрение в управленческие структуры России отечественных разработок. Серьезная зависимость от иностранных продуктов подрывает суверенитет страны. Принятие решения о сокращении доли использования иностранных продуктов говорит о тенденции к приоритизации российского ПО и к серьезному вливанию финансовых потоков в IT-индустрию России [7, 19].
22 Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что перспективы развития технологий для оценки межстрановых торговых войн в Российской Федерации есть и они могут быть адаптированы под современные условия работы ситуационных центров:
23
  • замкнутые автоматизированные циклы работы центров управления с перспективными методологическими схемами государственного и частного партнёрства;
  • адаптивные системы управления с обучаемым искусственным интеллектом и визуализацией уровня 4-5D с использованием функции дополненной реальности;
  • огромную роль будут играть центры управления, когнитивные центры, которые, в свою очередь, будут аккумулировать всю полноту ключевой информации региона для воспроизведения многоуровневых сценариев с детализированным, сегментарным и многофункциональным инструментальным комплексом, применяемым на различных уровнях власти;
  • сложные математические программные комплексы внутри когнитивных центров с использованием искусственного интеллекта, нейронных сетей, имитационного моделирования;
  • замкнутые автономные системы, позволяющие производить взаимодействие с роботизированной техникой с целью автоматизации процессов;
  • применение в когнитивных центрах широкоформатных видеоканалов с опциями имитации человеческого зрения и других органов чувств.
24 Технологии развиваются очень быстро и будут востребованы повсеместно. Подхватить тенденции и сделать задел для стремительного развития цифрового потенциала необходимо уже сейчас. Упразднение бюрократических проволочек и автоматизация процессов управления позволит достичь поставленных целей и укрепит лидирующие позиции Российской Федерации на мировой арене [7, 12, 14].
25

Эффективность и разновидность информационно-аналитических систем для каждого ситуационного (когнитивного, сигнального, кризисного) центра индивидуальна. Каждый из них предназначен для решения задач, которые ставит перед ним руководство. В свою очередь главный вычислительный центр, пользуясь своими привилегиями, может вбирать в себя всю полноту статистической информации используя технологию «Big Data». Полнота информации во многом зависит от архитектуры построения ИАС. В России наиболее известные копании, которые занимаются оснащением СЦ: Polymedia, Visiology, группа SBL и др. Выигрывая тендеры на разработку технического задания, оснащения и обустройства СЦ России зачастую строят их по индивидуальным алгоритмам, используя разные программные продукты, которые составляют ядро СЦ. Как раз от этого зависит формирование front-end3 и back-end4 системы, которая будет воспроизводить все программные функции центра. Фронтальная часть системы нужна для лиц, принимающих решения, поэтому качественная, удобная, наглядная, интуитивно понятная инфографика просто необходима. Как правило каждый специалист, производя «тонкую» настройку системы, руководствуется своим восприятием. Индивидуальность каждого центра со одной стороны позволяет различным компаниям производить оснащение СЦ, тем самым поддерживая принципы открытости, прозрачности и конкурентности 44-ФЗ и 223-ФЗ, но в то же время доставляет серьезные неудобства для интеграции, связи, дальнейшей модификации и надстройки сторонних программных продуктов, которые дополняют ИАС. Данный вопрос может быть решен, путем создания единой методологии конструирования внутренних систем управления СЦ [3, 7, 8, 17].

3. Фронтенд (англ. front-end) – пользовательский интерфейс для использования программно-вычислительных возможностей.

4. Бэкенд (англ. back-end) – программная часть системы, которая отвечает за работоспособность внутренних алгоритмов системы.
26 Возможности СЦ позволяют аккумулировать в себе симбиоз автоматизированных систем управления, информационно-аналитических и когнитивных систем с развитыми алгоритмами программно-вычислительных средств. Последние, могут агрегировать статистические данные, используя автоматизированные макросы для сбора, хранения, анализа, вычислений, построения прогнозов на базе информации различного уровня принадлежности, например:
27
  • международная – мониторинг официальных международных баз данных, средств массовой информации, социальных сетей для сбора различной разрозненной информации с целью проведения анализа и модельных экспериментов;
  • межстрановая – сбор статистической информации интересующих стран, используя национальные хранилища данных, находящихся в открытом доступе, местные новостные каналы, сборники с социально-экономическими сводками;
  • национальная – сбор, хранение и анализ ключевых показателей жизнедеятельности государства в соответствии с действующей стратегией развития страны;
  • региональная – ранжирование регионов по агрегированным показателям, оценка текущей социально-экономической ситуации, отслеживание индексов выполнения национальных и федеральных программ региональными властями;
  • муниципальная – точечная аналитическая сводка по каждому муниципальному образованию.
28 Хочется подчеркнуть «национальный уровень», где сбор информации должен вестись с учетом отечественных и мировых практик. Исключительную значимость он приобретает в кризисные и чрезвычайные периоды жизнедеятельности государства, когда приходится приниматься сложнейшие управленческие решения наряду с отстаиванием национальных интересов и суверенности государства. Муниципальный уровень в свою очередь является фундаментальным для агрегации национальных показателей. С него начинается образование статистики, которая будет передана лицам, принимающим решения на региональном и национальном уровнях. Иерархия построения строго по принципу «снизу вверх» (данных подход используется при построении агент-ориентированных моделей, за счет которого достигается поиск наиболее точных сценариев). Апеллируя недостоверной информацией, собранной с нижнего уровня, возможность принятия сбалансированного, обоснованного и правильного управленческого решения близка к нулю. Другими словами, контроль за соблюдением поступления правдивой и качественной информации в региональные и главный вычислительный центр ставится во главу угла и ложится на плечи структурных подразделений, которые принимают информацию от ответственных лиц на муниципальном уровне [4, 16, 22].
29

Заключение

Понятие торговой войны исторически складывалось на протяжении почти нескольких столетий, как правило, под эгидой отстаивания прав свободной торговли. С момента первой признанной торговой войны прошло почти два века, но неизменным осталась борьба за лидерство в международной торговле. Нынешняя ситуация в международной торговле такова, что практически половина объема импорта и экспорта приходится на США и Китай, что дает им право контролировать и влиять на международную экономическую ситуацию. США в сою очередь понимая, что лидерство в мировой торговле плавно переходит к Китаю, предпринимают решительные меры, развязывая межстрановую торговую войну, которая затрагивает интересы большинства развитых сран, включая и давних торговых партнеров США.

30 В этой связи стоит также отметить роль России, которая по словам генерала США Марк Миллера, является третьим мировым полюсом с интересами которого необходимо считаться. С учетом санкционной войны, развязанной США в отношении России, негативный эффект оказала и торговая война, которая повлияла на российскую экономику. Из положительного – стоит отметить возможность более тесного сотрудничества с Китаем, за счет чего удалось повысить товарооборот, который вырос на 18% по сравнению с первым полугодием 2020 года ($40 млрд. долл.). Экспорт увеличился на 7% ($22 млрд. долл.), импорт вырос на 38% ($19 млрд. долл.). Можно сказать, что Россия приобрела более тесный торговый контакт с Китаем за счет конфронтации между Китаем и США. Поскольку торговая война – это противостояние свободной торговли и протекционизма. Такое противоборство, как правило, приносит ущерб конфликтующим странам в большей или меньшей степени. Россия балансирует между обоими подходами, учитывает свои интересы, наращивает свой внутренний рынок стимулируя отечественных производителей, восстанавливает производства и отстаивает свой суверенитет.
31 Таким образом, рассматривая СЦ как инструмент для оценки межстрановых торговых войн в России, можно отметить некоторые ключевые аспекты:
32
  • технологическое и программное совершенствование ИАС СЦ;
  • усиление контроля за полнотой и достоверностью получаемой СЦ информации и статистики;
  • пересмотреть и дополнить действующий персонал СЦ разнопрофильными специалистами IT индустрии (в том числе специалистами Data Scientist);
  • аккумулировать статистическую информацию национального и регионального уровней в главном вычислительном центре, наладить взаимосвязь передачи данных и отработать технологию обработки неструктурированной и хаотичной информации [3, 7, 25].
33 Только обладая всей полнотой статистической информации можно строить достоверные, долгосрочные прогнозы с детализацией международной ситуации, оценивая ее по ключевым показателям стран-соперниц, а также можно принимать обоснованные решения, минимизируя риск и оставляя «человеческий фактор» на втором плане. Взвешенность и справедливость принятого решения зачастую зависит от полноты картины, которую может получить управленец.

References

1. Abramov V.I., Evdokimov D.S. Avtomatizirovannye sistemy upravleniya ehkonomikoj SSSR kak proobrazy sovremennykh situatsionnykh tsentrov rossijskoj federatsii// Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki 2020

2. Abramov V.I., Evdokimov D.S. Situatsionnyj tsentr kak mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya: rossijskij i zarubezhnyj opyt. Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2019, № 10 (108)

3. Burilina M.A., Evdokimov D.S. Agent-orientirovannoe modelirovanie dlya podderzhki prinyatiya reshenij i prognozirovaniya v usloviyakh perekhoda k tsifrovoj ehkonomike / Monografiya. – M.: TsEhMI RAN, 2020.

4. Buchkin V. A., Potapov A.S. Geoinformatsionnoe situatsionnoe modelirovanie // Slavyanskij forum.2020,№ 2(28).

5. Vasil'ev A.V. Zakon o tarifakh Smuta-Khouli 1930 g. kak klassicheskij primer nedal'novidnoj ehkonomicheskoj politiki pravitel'stva SShA ehpokhi Velikoj depressii // Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2021, № 1. DOI: 10.7256/2454-0609.2021.1.34632

6. Vinogradov A.O., SalitskijA.I., Semenova N.K. Amerikano-kitajskaya ehkonomicheskaya konfrontatsiya: ideologiya, khronologiya, znachenie // Vestnik RUDN, seriya «Mezhdunarodnye otnosheniya». 2019, № 1. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-35-46

7. Evdokimov D.S. Strategicheskoe razvitie sistem upravleniya sovremennykh situatsionnykh tsentrov // Strategirovanie: teoriya i praktika. 2021, T. 1, № 1. DOI: 10.21603/2782-2435-2021-1-1-89-98

8. Evdokimov D.S. Situatsionnye tsentry - strategicheskij mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya s ispol'zovaniem imitatsionnogo modelirovaniya [Tezisy] // Programma IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Teoriya i praktika strategirovaniya» Sessiya «Moskovskij Universitarium Stratega» 18 fevralya 2021 – 2021 ISBN: 978-5-19-011618-2

9. Zatsarinnyj A.A., Il'in N.I., Kolin K.K., Lepskij V.E., Malinetskij G.G., Novikov D.A., Rajkov A.N., Sil'vestrov S.N., Slavin B.B. Situatsionnye tsentry razvitiya v polisub'ektnoj srede //Problemy upravleniya. 2017, № 5

10. Zatsarinnyj A.A., Il'in N.I., Kolin K.K., Lepskij V.E., Malkov S.Yu., Moskvich Yu.N., Rajkov A.N., Slavin A.B., Slavin B.B. Situatsionnye tsentry razvitiya kak integratory gosudarstvennogo upravleniya v samorazvivayuschikhsya polisub'ektnykh sredakh. M.: Kogito-Tsentr. 2019. 252 s. ISBN 978-5-89353-583-9

11. Zatsarinnyj A.A., Suchkov A.P. Sistemotekhnicheskie podkhody k sozdaniyu sistemy podderzhki prinyatiya reshenij na osnove situatsionnogo analiza // Informatika i eyo primeneniya. 2016, № 4.

12. Il'in N.I., Demidov N.N., Novikova E.V Situatsionnye tsentry: opyt, sostoyanie, tendentsii razvitiya – Moskva : MediaPress, 2011. 334 s. ISBN 9785902750185.

13. Il'in N.I. Intellektualizatsiya situatsionnykh tsentrov razvitiya // Konferentsiya «Aktual'nye problemy global'nykh issledovanij: Rossiya v globaliziruyuschemsya mire», Moskva, 04-06 iyunya 2019 g. 2019.

14. Kvint V.L., Vlasyuk L.I., Evdokimov D.S. i dr. Strategirovanie tsifrovogo Kuzbassa // Kemerovo/KemGU - 2021. 435 s. (Biblioteka «Strategiya Kuzbassa»)

15. Kolpakov K.O., Shagalov V.A.Torgovaya politika Prezidenta Trampa i strategiya natsional'noj bezopasnosti SShA // Mezhdunarodnye otnosheniya i obschestvo. 2019, T. 1, № 2.

16. Kotenko I.V., Saenko I.B., Avramenko V.S. Kontseptual'nyj podkhod k obespecheniyu informatsionnoj bezopasnosti sistemy raspredelennykh situatsionnykh tsentrov // Informatizatsiya i svyaz'. 2019, № 3. DOI 10.34219/2078-8320-2019-10-3-37-43.

17. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Sushko E.D. Instrumenty otsenki upravlencheskikh reshenij v sisteme raspredelennykh situatsionnykh tsentrov // Innovatsionnye tekhnologii upravleniya sotsial'no-ehkonomicheskim razvitiem regionov Rossii : Materialy X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Ufa, 24–25 maya 2018 goda. – Ufa: Institut sotsial'no-ehkonomicheskikh issledovanij UFITs RAN, 2018. – S. 50-58. (data obrascheniya 20.10.2021).

18. Makarov V.L., Vu Ts., Vu Z., Khabriev B.R., Bakhtizin A.R. Sovremennye instrumenty otsenki posledstvij mirovykh torgovykh vojn // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2019, T. 89, № 7. DOI 10.31857/S0869-5873897745-754.

19. Masloboev A.V., Putilov V.A. Rol' situatsionnykh tsentrov v upravlenii regional'noj bezopasnost'yu v usloviyakh tsifrovoj ehkonomiki // Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN. 2020, T. 11, № 8(11). DOI 10.37614/2307-5252.2020.8.11.017.

20. Nikitenko E. G. Sistema raspredelennykh situatsionnykh tsentrov, rabotayuschikh po edinomu reglamentu vzaimodejstviya // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2013, №5.

21. Pak S. Torgovaya vojna Kitaya i SShA: chto budet s kitajskoj ehkonomikoj? // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij. T. 15, № 2. (na russkom i anglijskom yazykakh). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-02-10

22. Rozenberg I. N., Tsvetkov V. Ya. Kognitivnaya i prostranstvennaya logika v situatsionnykh tsentrakh // Nauka i tekhnologii zheleznykh dorog. 2019, T. 3, № 2(10).

23. Hirtzer M., Polansek T. Trade wars cost U.S., China billions of dollars each in 2018. // URL: https://www.reuters.com/article/us_usa_trade_china/trade-wars-cost-u-s-china-billions-of-dollars-each-in-2018_idUSKCN1OR1JH

24. Makarov V.L., Wu J., Wu Z., Khabriev B.R., Bakhti-zin A.R. Modern Tools for Evaluating the Effects of Global Trade Wars // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. V. 89. № 4.

25. Makarov, V.L., Bakhtizin, A.R., Sushko, E.D., Sushko, G.B. The application of graph decomposition to development of large-scale agent-based economic models (2019) Advances in Systems Science and Applications, 19 (1), pp. 141-149. DOI: 10.25728/assa.2019.19.1.594

26. Makarov, V.L., Wu, J., Wu, Z., Khabriev, B.R., Bakhtizin, A.R. World Trade Wars: Scenario Calculations of Consequences (2020) Herald of the Russian Academy of Sciences, 90(1), pp. 88-97.

27. Miron Jeffrey A., Feige Chris. The Opium Wars, Opium Legalization and Opium Consumption in China//Miron and Chris Feige NBER Working Paper, 2005. No. 11355. p.16

Comments

No posts found

Write a review
Translate