Virtual and real in modern public relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
Virtual and real in modern public relations
Annotation
PII
S207751800021691-9-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Elena Yakovleva 
Affiliation: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
Address: Russian Federation, Krasnodar
Abstract

The article provides a comprehensive study of the problem of the virtual in public relations from the standpoint of structural functionalism, social constructivism, social phenomenology and the theory of organ projection developed by M. McLuhan. The structure of the study suggests a consistent transition from analyzing the role of the social worldview as a single form of manifestation of social consciousness to studying the place of virtual elements in it, as well as reflecting the mechanisms of their formation and representation in the social environment. The virtual component of the social worldview is analyzed for functionality. Within the framework of the work, social risks associated with the spread of certain forms of virtual in the social and communicative environment are noted.

Keywords
virtuality, reality, society, social worldview, social communication
Received
27.08.2022
Date of publication
24.09.2022
Number of purchasers
11
Views
233
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Проблема виртуальности имеет длительную историю изучения. На современном этапе преобладающие позиции имеет теоретический подход к осмыслению виртуальности, в значительной мере редуцирующий ее понимание. Этот подход связан с рассмотрением цифровой компьютерной среды как способа воссоздания, проектирования, симуляции реальных объектов. Само противопоставление виртуального и реального в наше время, преимущественно, ассоциируется с компьютерной тематикой. Вместе с тем понятие виртуальности характеризует предполагаемый, иллюзорный характер мыслимого явления, что определяет широту и перспективность применения данной категории в различных областях исследовательской мысли.
2 В исследовательской среде на протяжении последних десятилетий наблюдается интерес к тематике виртуальности, однако виртуальность рассматривается преимущественно в узком смысле, в рамках анализа технологий создания виртуальной среды с использованием современных компьютерных технологий [4, c. 233]. Вместе с тем, само по себе понятие виртуального возникло существенно раньше изобретения первого компьютера и связано с моментом противопоставления действительного и возможного, предполагаемого, мыслимого [3, c. 39-40]. Ставший традиционным для современности анализ виртуальности в контексте технологий создания достоверных для восприятия образов, не имеющих отношения к действительности, опирается на то же самое противопоставление «реальный мир – виртуальный мир». Виртуальный мир выступает в качестве продукта фантазии, творческой способности людей, их склонности к построению гипотез, предположений.
3 Одним из перспективных направлений исследования виртуальности является сфера общественных отношений [5], в которой мировоззрение членов общества предстает в качестве одного из мощных факторов, воздействующих на область социальной практики. Интернет-коммуникации определяют не только расширенный инструментарий поиска единомышленников, но и, собственно, определяют техническую возможность взаимодействия людей, разделенных существенным расстоянием [11, с. 168]. Поскольку способ видения отдельных элементов социальной среды является определяющим фактором в формировании индивидуальной стратегии социальной активности, виртуальный аспект общественного сознания предстает в качестве мощного фактора протекания общественных процессов. Это определяет целесообразность изучения виртуального аспекта общественного сознания с точки зрения определения специфики его воздействия на социальную практику. Включение в социальные практики технологий дополненной реальности также относится к виртуализации социальной жизни в плане расширения влияния технологий на общество [1, с. 267-268].
4 Если обратить внимание на гносеологический акцент понятия виртуальности, связанный с противопоставлением того, что действительно существует, и того, что существует в сознании человека, можно прийти к неоднозначному выводу. Вывод о том, что всякая картина мира содержит в себе элемент виртуальности, поскольку люди склонны достраивать свои представления об окружающем социальном мире и, в том числе, черпать их из ненадежных источников (что значительно вредит достоверности конечной формируемой картины мира). Актуализируется очень важный принцип: коль скоро человек осуществляет свою деятельную активность, опираясь на представления об окружающем мире, момент расхождения между действительным положением вещей и той социальной картиной мира, которая формируется у членов общества, порождает специфический способ действия, основанный на искаженных представлениях о сфере социальных отношений. Это свидетельствует о том, что социальное знание простого человека содержит в себе ряд элементов, которые можно обобщить через категорию виртуального, причем это виртуальное оказывает значительное воздействие на область социальной практики, определяя значимость изучения виртуального аспекта общественных отношений.
5 Высокое значение исследования виртуальности связано с двумя тенденциями, характерными для современного общества: смещения познавательных процессов в сторону опосредованного познания – заимствования знания об определенных аспектах общественной жизни из внешних источников [6], и развития информационных технологий [14], способствующих запечатлению, широкому распространению и репрезентации информационной продукции, описывающей социальную действительность определенным образом. Представляет интерес то, как стереотипы восприятия и ложные представления, бытующие в социальной среде, порождают деструктивные процессы в обществе, подчас весьма масштабные по своим последствиям. Значение общественного сознания и опасность его искажения уже активно обсуждается в исследовательской среде, но постановка вопроса о возможном искаженном восприятии той или иной сферы общественной жизни (равно как и о механизмах репрезентации искаженных представлений) реализуется в рамках частных исследований. Подобные исследования посвящены конкретной, строго определенной проблематике (преступность, гендерное взаимодействие, межэтнические отношения, условия формирования гражданского самосознания и правосознания). Для преодоления перечисленных сложных социальных явлений, на первый план выступают механизмы образовательной структуры [15]. Сам принцип виртуальности в области общественных отношений не получает должного освещения. Настоящая работа направлена на восполнение данного теоретического пробела.
6 Цель данной работы – определить сущность и специфику проявления виртуального в социальной картине мира членов общества. Мы выделили следующие задачи:
7
  • произвести концептуализацию категории «виртуальность» применительно к сфере социального познания;
  • проанализировать взаимосвязь между характеристиками социальной картины мира и социальной активностью действующего субъекта;
  • определить основные принципы включения виртуальных элементов в социальную картину мира субъекта;
  • рассмотреть значение и роль современных технологий коммуникации в формировании искаженной социальной картины мира;
  • определить последствия обширного распространения виртуальных элементов социальной картины мира для сферы общественных отношений.
8 Осуществление анализа данной проблемы имеет как теоретическую значимость, связанную с разработкой одного из важных аспектов общественной жизни, так и существенную практическую значимость, связанную с использованием предлагаемой теоретической модели для анализа разнообразных деструктивных процессов в современном обществе, обусловленных искажением социальной картины мира членов общества и привнесением в нее виртуальных элементов.
9 Предметная область исследования включает в себя, с одной стороны, сферу социальных отношений, с другой – область информационного взаимодействия и, с третьей – сферу социального мировоззрения, представленного как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Это определяет необходимость привлечения методологических подходов, раскрывающих данные сферы. Для развернутого анализа общественных отношений и основных условий их протекания осуществлено применение структурно-функционалистского подхода. Аналитика информационного взаимодействия осуществляется нами с опорой на концептуальные установки теории органопроекции, разработанной известным теоретиком в области коммуникативистики М. Маклюэном. Анализ значения, специфики и внутренней динамики социального мировоззрения осуществлен посредством применения социально-конструктивистского и социально-феноменологического подходов.
10 В ходе истории становления феномена виртуальности имели место многочисленные трактовки, что является одним из оснований разночтений в понимании того, какой смысл кроется за ним. Одним из преобладающих смысловых моментов является возведение категории виртуального к латинскому virtus – потенция, возможность. Между тем, исследователи обращают внимание на то, что виртуальное также трактуется как иллюзорное, не соответствующее действительности [8, c. 54]. Ключевым моментом в изучении виртуальности, на наш взгляд, является именно противопоставление виртуального, как воображаемого, предполагаемого, возможного и действительного, как актуально существующего в определенных условиях. Применение категории виртуальности к социальному мировоззрению, в таком контексте, предполагает подразделение элементов мировоззрения на две основные подгруппы: соответствующие действительности, или, иными словами, отражающие определенное фактическое положение вещей, и виртуальные, содержащие в себе определенную предполагаемую социальную реальность. На данном этапе мы не беремся составлять оценочные суждения по отношению к фактическому знанию и виртуальным элементам социального мировоззрения. Но правомерно суждение о том, что виртуальное в социальном мировоззрении может в различной степени расходиться с актуальным, действительным положением вещей. Момент расхождения может выступать в качестве основания для многообразных социальных нарушений.
11 В исследовании роли виртуального в социальном познании и социальной практике необходимым первоначальным шагом является оценка того, какое место «достраивание» и заимствование социального знания из непроверенных источников занимает в построении социальной картины мира. Вторым важным моментом в осмыслении социальной роли виртуального является осмысление последствий, которые возникают в результате обширного принятия членами общества элементов мировоззрения, имеющих, по сути, гипотетический или воображаемый характер, но при этом воспринимаемых в качестве подлинного знания об устройстве общества или характеристиках отдельных элементов его структуры.
12 Отправной точкой в исследовании является определение значения социального мировоззрения и, в дальнейшем – выявление механизмов его формирования, связанных с принятием или генерацией воображаемых элементов социального мировоззрения. Роль культурно-мировоззренческого аспекта социальной активности была детально изучена еще в середине ХХ века в традиции структурного функционализма. В частности, в работах Р. Мертона прослеживается идея взаимообусловленности социальной практики и мировоззрения действующего субъекта, в связи, с чем американский социолог обращал внимание на значимость культурных факторов общественных отношений [7]. Именно на уровне мировоззрения членов общества получают закрепление социальные отношения, и, в том числе, мировоззрение социального субъекта определяет реализуемые им модели и паттерны социальной активности. Одним из важнейших аспектов социального мировоззрения, помимо области ценностных ориентаций, является сфера представлений о различных областях общественной жизни. Именно первоначальные представления о структуре общества и характере отдельных его элементов формируют исходные ожидания социального субъекта, а также его представления о предпочтительных способах действия в той или иной ситуации. Очевидно, что в одной и той же ситуации носители разных мировоззренческих установок могут действовать по-разному, вплоть до диаметрально противоположных векторов активности, и это свидетельствует о важности социального мировоззрения как регулятора общественных отношений. И здесь актуализируется важный момент: если бы мировоззрение каждого члена общества было адекватно окружающей его социальной ситуации, поведение членов общества было бы, по большей части, однородным. Это определяет роль расхождения мировоззренческих позиций в формировании многообразия социальных интеракций. Особенный интерес представляет молодежная среда, как наиболее восприимчивая ко всему технологически новому и передовому. Идентификация в виртуальном потоке – сложный процесс, в котором юному поколению необходима помощь. В социальных и гуманитарных науках, обращенных к исследованию личности, изучение проблемы идентичности остается одним из востребованных теорией направлений, несмотря на многочисленные разработки зарубежных и отечественных ученых [9, с. 5].
13 Здесь мы вплотную подходим к значению виртуального аспекта социального мировоззрения, лежащего в основе различий в восприятии социальной действительности. И в данном случае одним из закономерных вопросов становится вопрос об источниках виртуального в социальной картине мира членов общества. Для начала следует обратить внимание на то, что человек стремится к достижению полноты картины мира, что проявляется и в стремлении к познанию, и к осуществлению когнитивных практик, ориентированных хотя бы на первичное освоение окружающего мира. В определенной мере можно судить о том, что мировоззрение не терпит «белых пятен», как минимум – стремится к их заполнению.
14 Ключевым моментом становится то, посредством приобщения к каким источникам производится это познавательное освоение реальности. Существует несколько ключевых источников познания окружающей социальной действительности:
15
  • самостоятельное получение и обобщение опыта;
  • заимствование знаний у авторитетных представителей социального окружения [13], результатом чего становится принятие их позиции в ряде вопросов;
  • восприятие информации, получаемой из внешних источников (по сути, этот вариант аналогичен второму, за тем исключением, что в роли таковых источников знания выступают не представители ближайшего окружения, а разнообразные формы медиа – телевизионные программы, радиопередачи, книги и т. д.);
  • домысливание, самостоятельное «достраивание» социальной картины мира, реализуемое за счет привлечения индивидуальных аналитических и творческих способностей человека. Последнее распространяется не только на область существующих представлений, но даже на сферу непосредственно получаемого опыта, который активно интерпретируется социальным субъектом [2].
16 Одним из классических примеров виртуального в социальном познании является обобщение. Всякое обобщенное знание, если только речь не идет о соответствующем канонам формальной логики перечислении родовых признаков определенного класса, представляет собой идеальный конструкт. Идеальный конструкт не имеет прямого отношения к действительности (поскольку в действительности присутствуют единичные объекты, обладающие различными характеристиками и, в том числе, выбивающиеся из «общего правила», реализуемого на уровне обобщения). Виртуальный характер могут иметь не только обобщающие суждения или представления, но и отдельные факты, характеризующие единичную ситуацию. Типичным примером таких виртуальных элементов общественного сознания являются «фейки» и социальные мифы, активно распространяющиеся в социальной среде. Характерным моментом в данном случае является то, что распространение виртуальных элементов общественного сознания может осуществляться во многом независимо от того, каковы реальные характеристики отображаемых объектов. Интернет, как разновидность медиа, создает специфическое социальное пространство, в котором действуют собственные механизмы социального ранжирования, определяющие характер и направленность общественных отношений [12, с. 97]. Отражение реального положения дел и распространения виртуальных представлений о той или иной области социальных отношений – это встречные процессы, оказывающие воздействие друг на друга, но лишь частично, в ситуациях одновременного воздействия на одних и тех же носителей социального мировоззрения, получающих разноречивую информацию.
17 В современном обществе виртуальная составляющая социального мировоззрения является неотъемлемой частью социокультурной сферы, что во многом обусловлено функциональной востребованностью «виртуализации» социального мировоззрения, виртуальная реальность не является ни однозначно положительным явлением, ни однозначно деструктивным [10, с. 36]. Это связано с «экономией мышления», склонностью к формированию обобщенных и, во многом – упрощающих суждений, позволяющих социальному субъекту ориентироваться в окружающей социальной действительности (даже если отдельные ориентиры являются ложными). По этой причине сложно представить ситуацию «искоренения» виртуального в общественном сознании. Степень отклонения виртуальных элементов общественного сознания от реального положения дел, равно как и степень подверженности мировоззрения членов общества подобного рода виртуальным установкам вариативны, что в итоге определяет большую или меньшую стабильность общества. Это определяет перспективность дальнейших исследований, направленных на углубление понимания принципов виртуализации социального мировоззрения и, в том числе – факторов противодействия данному процессу.

References

1. Bakumenko G.V., Luginina A.G. Virtualizatsiya sotsiokul'turnogo frontira "Tertius Romae" // Zhurnal frontirnykh issledovanij. 2022, T. 7, № 1(25)

2. Berger Piter Lyudvig, Tomas Lukman. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sotsiol. znaniya: [Perevod] M.: Mosk. filos. fond, 1995. 322 s.

3. Egorov N.S. Kategoriya virtual'nosti v istorii filosofii ot antichnosti do novogo vremeni // Colloquium-Journal. 2019, № 1-2(25).

4. Klyushina E.V, Khazieva N.O., Khaziev A.Kh. Virtual'noe kak sotsial'noe prostranstvo: metafizicheskie osnovaniya fenomena / E. V. Klyushina, // Vestnik ehkonomiki, prava i sotsiologii. 2014, № 4.

5. Luginina A. G. Virtual'naya real'nost' kak sotsiokul'turnyj fenomen // Gumanitarnye, sotsial'no-ehkonomicheskie i obschestvennye nauki. Seriya: Istoricheskie nauki. Kul'turologiya. Politicheskie nauki. 2021, № 1

6. Maklyuehn M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka Per. s angl. V.G. Nikolaeva. - M.; KANON-press-Ts; Zhukovskij: Kuchkovo pole, 2003. 462 s.

7. Merton Robert K. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura / [per. s angl. E. N. Egorovoj i dr.]. - Moskva: AST: Khranitel', 2006. 873 s.

8. Nemykina O. I. Ponyatie virtual'nosti v filosofskom kontekste // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2011, № 1(17)

9. Perederij V. A. Konstruirovanie identichnosti studencheskoj molodezhi v pole razlichnykh sotsial'nykh praktik: spetsial'nost' 22.00.04 "Sotsial'naya struktura, sotsial'nye instituty i protsessy": dissertatsiya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk / Krasnodar, 2009. 191 s.

10. Yakovleva E. V. Virtual'naya real'nost': pol'za i riski / E. V. Yakovleva // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2022. – T. 92. – № 3. – S. 32-37.

11. Yakovleva E. V. Razvitie internet-soobschestv kak faktor stanovleniya sovremennoj kul'tury // Rossijskaya nauka: tendentsii i vozmozhnosti: sbornik nauchnykh statej. – Moskva: Izdatel'stvo "Pero", 2020.

12. Yakovleva E. V. Oblast' virtual'noj kommunikatsii - novoe sotsial'noe prostranstvo // Materialy konferentsij GNII «Natsrazvitie»: Sbornik izbrannykh statej po materialam nauchnykh konferentsij GNII "Natsrazvitie", Sankt-Peterburg, 24–28 fevralya 2021 goda.

13. Shyutts A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: Ocherki po fenomenolog. sotsiologii / [Per. s angl. A. Ya. Alkhasova, N. Ya. Mazlumyanovoj]; Fond "Obschestv. mnenie". Moskva: In-t Fonda "Obschestv. mnenie", 2003. 334 s.

14. Danilova M.I., Isakova N.V., Nikitin G.M., Yakovleva E.V. Virtualization Of Modern Society: Ontological, Epistemological, Axiological, Anthropological Aspects // "European Proceedings of Social and Behavioural Sciences", 2019 / No:39, Pages:337-345.

15. Kolesnikova G.I., Chikaeva K.S., Kasyanov V.V. The state and trends of development of science and education in modern Russian society // Revista San Gregorio. 2019, № 30

Comments

No posts found

Write a review
Translate